Северокавказский анабасис
Впечатления от поездки по республикам Северного Кавказа
Анабасисом древние греки называли походы от берега моря вглубь страны. В большинстве случаев это были военные экспедиции. Один из таких походов описал в своем « Анабасисе» древнегреческий стратег Ксенофонт. Если не читали, то обязательно прочтите это произведение. Получите удовольствие.
Лев Цэров
На прошлой неделе мне выпала возможность побывать в Нальчике. А поскольку я выехал из Махачкалы, то есть от берега моря вглубь Северного Кавказа и путь мой лежал через «воюющие» республики, то я и назвал свое путешествие анабасисом. Впечатлениями от этой поездки я и решил поделиться с читателями «СР».
Все кавказские республики похожи так, как бывают похожи дети одних родителей. И одновременно отличаются друг от друга, как отличаются родные братья и сестры. Для наших республик характерны: неофеодальное мышление властной элиты, клановость, коррупция всех слоев общества, высокая плотность населения, нехватка рабочих мест, гипертрофированные амбиции граждан и многое другое. Конечно, если присмотреться внимательней, то многие « туземные» особенности окажутся не совсем «туземными». Кто станет отрицать, что неофеодальное мышление характерно для всей российской чиновничье-руководящей элиты? О клановости и коррупции даже говорить не стоит — там, наверху, все друг другу родственники и друзья. Ну а деньги из казны крадут так, что нам и не снилось (яркий пример — скандал вокруг экс-министра Сердюкова). Так что, если непредвзято взглянуть на ситуацию, то становится ясно — на Кавказе нет ничего такого, чего нет в самой России. А стали мы притчей во языцех в федеральных СМИ из-за простого психологического механизма защиты. Называется он перенос — это, когда мы ненавидим в других то, что не замечаем в себе.
Республики Северного Кавказа считаются «воюющими», и, если черпать сведения о них исключительно из СМИ, то так оно и есть. При посещении начинаешь понимать, что это не совсем так. Везде люди живут обычной жизнью, но время от времени то тут, то там происходят единичные теракты и спецоперации. В Чечне, Ингушетии, Осетии и Кабардино-Балкарии ситуация с небольшими нюансами похожа на дагестанскую. И называть ее громким словом «война» как-то не совсем верно. Это мнение я слышал от многих своих попутчиков из разных республик. Некоторое напряжение чувствуется на приграничных постах, и создают его, как ни странно, прикомандированные из других регионов России сотрудники МВД. Ведут себя они очень корректно, но экипировка и весь вид их говорят о том, что они находятся «на войне». Из местных сотрудников подобным внешним видом отличаются только полицейские на осетинско-черменском посту. Но это и понятно — совсем недавно там был крупный теракт.
Кстати, о полицейских. Самыми щеголями выглядят чеченские полицейские, на них стандартная форма выглядит как-то по-особенному молодцевато. А самыми неухоженными — их дагестанские и осетинские коллеги. То же самое можно сказать о трассе и прилегающих к ней территориях. Наиболее чисто в Чечне и Кабардино-Балкарии, наименее — у нас в республике. Зато по активности населения первое место, безусловно, занимает Дагестан. Это сразу бросается в глаза при пересечении Герзельского поста. Бешеное строительство, магазины, различные сервисы, гостиницы и кафе. Наши люди все время находятся в движении, в отличие, скажем, от кабардинцев и осетин. Те ведут вполне размеренный образ жизни. По темпам строительства с нашей республикой может сравниться только Чечня. Но это и понятно. За время двух чеченских войн республика была буквально стерта с лица земли. Вот и приходится теперь все строить заново. Естественно, за счет федерального бюджета. Чеченцы очень гордятся своими достижениями, они истосковались по мирной жизни. Это чувствуется сразу: со свойственной им тенденцией к преувеличению они поместили на въезде в город Грозный огромный земной шар с надписью: «Грозный — центр мира».
По степени внешней религиозности лидируют Дагестан, Чечня и Ингушетия. На территории этих республик много мечетей. Некоторые из них исключительно красивы, особенно в Чечне. Красивую Джума-мечеть построили в Нальчике, но я обратил внимание, что в этом городе совершенно не слышно азана. Мне показалось, что религия в Кабарде не занимает в умах людей столько места, как у нас в Дагестане. Зато кабардинцев остро интересует черкесский вопрос. Дело в том, что кабардинцы, черкесы и адыги — это фактически один народ, с едиными традициями и кодексом поведения «адыг-хабза», которого придерживаются в Кабарде все от мала до велика. Все, что связано с черкесской историей, традицией, признанием Грузией черкесского геноцида, вызывает в кабардинском обществе самый живой отклик. Чего не скажешь о проблемах взаимоотношений традиционных мусульман с салафитами. Даже удивительно, где они берут террористов для спецопераций в этой вполне светской республике? Кстати, проехав по пяти республикам Кавказа, я нигде, кроме Дагестана, не встретил женщин в хиджабах. Где-то, видимо, их запрещают, где-то просто не носят. Напрашивается вывод, что в нашей республике действительно царит дух религиозной свободы.
То же можно сказать о свободе прессы. Только у нас в Дагестане есть независимые издания, где вы запросто можете прочесть критику в адрес президента и других представителей власти. Такое нашим соседям даже не снилось. Их СМИ застряли где-то на уровне «совка» или даже Туркмении времен Туркменбаши. Мы к этому привыкли и совершенно не ценим. Нам кажется, что так будет всегда и у нас невозможно установить те ограничения, которые есть в других регионах Северного Кавказа. Поверьте, возможно. Слишком многие дагестанцы готовы стать несвободными людьми в обмен на обещания о всеобщей справедливости, которые, конечно же, не будут выполнены. Слишком многие у нас мечтают о «сильной руке настоящего хозяина», не понимая того, что благоденствие в результате так и не наступит, а вот личная свобода исчезнет. Правда, у нас частенько эта свобода превращается во вседозволенность. И с этим надо бороться. Нужно постепенно наводить порядок и приучать к нему жителей республики, не ограничивая в то же время свободу граждан. А граждане тоже должны помнить, что их свобода кончается там, где начинается свобода другого человека. И тогда у нас все получится.
P.S. В Грозном и Нальчике я видел много рекламных объявлений «Озеленение дворов и улиц» и ни одного, привычного для нас, — «Вырубка деревьев и разрушение стен любой сложности»!!!
Добавить комментарий