С любовью из Рима-3
Трансляция римского образа жизни начиналась практически с младенчества… Как говорится, «воспитание начинается с погремушек».
Шамиль Гамидов
Суровый Катон Старший – живое воплощение «традиций» в римской ментальности — воспитывал своего сына так, как он полагал, должен воспитывать сына настоящий римлянин. В принципе у всех почетных граждан был ученый раб, в обязанности которого входило воспитание и обучение детей. Но Катон предпочитал заниматься с сыном сам. Он учил его скакать на лошади, переносить зной и холод, владеть оружием, бороться, плавать. Подобная система обучения была типичной. Французский историк Поль Гиро пишет: «Такое воспитание имело то преимущество, что делало тело крепким, характер твердым, душу дисциплинированной и слепо подчиняющейся законам». Ему, без сомнения, Рим обязан тем, что добился владычества над всем миром, причем ни разу во время самых великих бедствий его граждане не падали духом… Но такая система воспитания имела и обратную сторону. Практический интерес оказывался единственным руководящим правилом жизни; ничего не делалось для развития нежных свойств сердца…
Античный характер римской цивилизации не мог не привнести в римское сердце хоть немного культуры. Римской цивилизацией двигала вечная борьба двух противоположностей – «городской» цивилизации и «деревенской» суровости, твердости. Одним из преимуществ «городской» (античной) цивилизации перед «деревенской» (суровым духом) была высокая грамотность. Скажем, во Франции XVI века грамотными были только3 % мужчин. В Древнем Риме – практически все.
Историк Поль Гиро так описывал римское утро: «Наковальня кузнеца и челнок ткача еще молчат, Рим еще погружен в сон, а дети уже бегут в школу; зимой – при свете фонаря». Поначалу учебники были дорогими, и учитель просто диктовал ученикам содержание учебника, а те конспектировали. Но потом, во времена Цезаря, один предприимчивый издатель изобрел способ быстрого производства книг – он накупил уйму грамотных рабов, которые их переписывали. Тогдашние книги имели вид длинных свитков, каждый из которых имел «обложку» – помещался в небольшой цилиндрический футлярчик. На футлярчике висел ярлычок с названием. Опыт ловкого предпринимателя был подхвачен, и уже при Августе на рынок было выброшено столько книг, что их цена упала. Французский историк конца XIX века Жюльен предполагает, что «цены на книги в течение первого века были, по-видимому, ниже теперешних».
Учились римские дети целый день. Только в полдень домой прибегали – пообедать. Поступив в семь лет в начальную школу и научившись писать и считать, ребенок переходил в школу среднюю. Таких предметов, как химия, физика, ботаника, зоология, конечно, не было, однако ученики и тогда жаловались – много задают!
Геометрия. Математика была без интегралов, конечно. Кстати, недооценивать объем тогдашней математики не стоит, учитывая высокий инженерный уровень римлян.
Вспомним «16-этажный» мост через речку Гар во Франции.
География. Нужно знать, как велик твой дом! Грамматика. Литература (своя и мировая, то есть греческая). Физкультура (бег, плавание, прыжки, подвижные игры). Музыка и танцы. Иностранный язык (греческий, конечно)…
Родная история. В высших классах к этому добавлялись юриспруденция и ораторское искусство. В начале республиканской эпохи учили древнеримские законы. Писаный закон был каркасом общественной жизни, любой человек мог привлечь к суду любого. Не было для юноши, вступающего в жизнь, лучшего способа прославиться, чем привлечь к суду какого-нибудь знатного и уважаемого человека. Поэтому умению аргументировать позицию, отточенной логике придавалось со школьных лет самое большое значение. Постоянные логические упражнения, жесткие лекала законов определенным образом развивали мышление римлян с самого детства. Прагматичность, предельная конкретность, четкость формулировок, лапидарность изложения – вот лучшие римские черты. В дальнейшем мы увидим, что формула «любые достоинства имеют продолжение в виде недостатков» будет иметь неприятные истории, но это потом…
Ученики, кстати, не ограничивались написанием зажигательных и убедительных речей –сочинений. Они учились произносить их вслух. Что, кстати, тоже было очень важно для каждого римлянина, поскольку каждый римский гражданин – потенциальный соискатель, кандидат на выборную должность. И от того, насколько убедительно он будет выступать перед своими избирателями, зависит, проголосуют за него или нет…
Основная заслуга грамотности «трансляции римского образа жизни» – урбанизация. А что дает стране высокий уровень грамотности? То, что образование предельно расширяет базу инноваций; и не удивительно, что одним из плодов стали достижения в военном деле. Относительно небольшие войска римлян разбивали превосходящие силы противника. Вот один только пример.
После победы во Второй Пунической войне судьба свела римлян на поле боя с грозой Востока – царем Антиохом. Сошлись в Малой Азии, в местечке Магнесия. Именно там и тогда впервые в истории произошло столкновение передового Запада с отстающим Востоком. Разница была впечатляющей!
В армии, железных легионах Рима, 30 000 человек. У царя Антиоха – 82 000 человек (по другим данным – 72 000). Это была настоящая восточная армия! Вавилонское смешение языков – фригийцы, ликийцы, памфилы, писидийцы, киликийцы, фракийцы, критяне, каппадокийцы, арабы и прочие. «Войско являло собою как бы выставку достижений военной техники, начиная от ассирийских времен и кончая самыми последними», – пишет историк Бобровникова. В центре войска находилась знаменитая македонская фаланга, на флангах конница, копейщики, пращники, арабы с кривыми саблями верхом на верблюдах. Были тут и древнеперсидские серпоносные колесницы. А главное – боевые слоны с башнями для лучников!
Многие римляне этих животных никогда не видели, так что фактор неожиданности был на стороне Антиоха. Все войско снаряжено по-восточному пышно. Золото и драгоценные
камни сверкают на пальцах, упряжи и сабельных рукоятках. Все богатство при себе, чтобы при неудачном исходе можно было выкупить свободу… Не войско, а слоеный пирог! В дополнение ко всему этому великолепию рядом с Антиохом находится один из величайших полководцев всех времен и народов, старый ненавистник римлян, поседевший Ганнибал, который всю свою жизнь, начиная с девятилетнего мальчишеского возраста, посвятил борьбе с Римом, и который к этому времени уже многое понял в римлянах. Правда, командовать ему Антиох не дал, ревновал к славе.
Восточный царь гордо посмотрел на Ганнибала и обвел рукой сверкающее золотом огромное войско: «Хватит этого для римлян?» «Да, – усмехнулся Ганнибал. – Думаю, что вполне хватит. Хоть римляне и очень жадны до золота».
В один день не стало грозы Востока, царя Антиоха Великого. Что же касается заявления о любви римлян той поры к золоту, в целом шутка удалась.
Во время Третьей Пунической войны римскими войсками в Африке командовал посредственный полководец. А в войске служил один талантливый офицер, на котором, собственно, все и держалось. Его подразделение несколько раз в боях спасало всю римскую армию. Только его легион – единственный в римской армии – не боялся местных партизан. Напротив! Партизаны не высовывались, когда из лагеря показывались штандарты этого подразделения.
Звали блистательного командира, будущего покорителя Карфагена и победителя в Третьей Пунической войне, Публий Корнелий Сципион Эмилиан. Позже ему, как и его славному деду, дали почетной прозвище Африканский. И добавку Младший, чтобы отличать от полководца, выигравшего Вторую Пуническую. В армии он был в почете и славе.
А поскольку грамотность была всеобщей, каждый солдат писал домой письма, в которых описывал общее незавидное положение в войсках и чудесные подвиги Сципиона.
Чуть ли не половина мужского населения Римской республики была тогда в войске, так что практически все семьи Рима были осведомлены о том, кто есть кто в армии. Так в республике сложилось общественное мнение. Посланная в Африку сенатская комиссия только подтвердила то, что уже знал и поддерживал весь Рим: полководца необходимо сместить, а толкового паренька – назначить. По закону этого сделать было никак нельзя: прежде чем стать консулом, человек должен был пройти все ступени выборной лестницы: побыть сначала эдилом, потом претором, а уж потом выставлять свою кандидатуру в консулы. Сципион не был ни эдилом, ни претором. Избрать его было невозможно, а между тем дела в Африке стали настолько плохи, что перед римлянами замаячил призрак катастрофы. Снова, как во Второй Пунической, на карте стояла судьба римской цивилизации. На очередных выборах приехавший в Рим Сципион выставил-таки свою кандидатуру в консулы. На что он рассчитывал?
На всеобщую грамотность. В широком смысле этого слова!!!
Едва он показался на Марсовом поле, народ Рима немедленно избрал его консулом. Сенаторы и юристы вышли к народу и объяснили людям, что так делать нельзя: их выбор противоречит закону Веллия от 180 года. Грамотный народ в ответ сослался на то, что по конституции Рима, то есть по законам, оставленным еще отцом-основателем города Ромулом, именно народ является субъектом власти в стране. Основываясь на докладе сенатской комиссии по африканским делам и учитывая сложившиеся обстоятельства, сенаторы избрали его консулом. Так всеобщая грамотность решила судьбу цивилизации!
«Республика», кстати, в переводе с латыни, означает «общее дело».
Добавить комментарий