138426318654

Конечно же, маршрутки. Конечно же, для нас всех поднятие цены за проезд на городских маршрутках важней открытия завода листового стекла или юбилея славного города Дербента. Для меня-то уж точно!

Теймур Абдуллаев

Как было бы славно прочитать в советские времена фразу: «Организованные, тесно сплоченные ряды транспортных рабочих – водителей маршрутных такси города Милана – провели забастовку, требуя повышения оплаты своих услуг». Это было бы подтверждение мыслей Маркса и Ленина о необходимости классовой борьбы в капиталистическом обществе, общем кризисе капитализма и т.д. Но дело происходит вовсе не в советские времена, а в наши дни. И не в каком-то гипотетическом Милане, а в нашей родной Махачкале.

Очередной раз тесно сплоченные ряды маршрутчиков провели забастовку и в принципе выиграли ее. Каждый раз повышение цен за проезд предваряется подобной забастовкой, и каждый раз они ее выигрывают. Шантаж как метод давления себя оправдывает в полной мере. В заложниках – все безлошадные жители, которые пользуются общественным транспортом. Удивительно даже, что они еще не пользуются своей властью над нами и безнаказанностью чаще, чем раз в год.

Ни один частник-водитель, будь то таксист или шофер маршрутки, не скажет вам истинных размеров своего заработка. Ни за что не скажет! Деньги любят тишину. Конечно, они не олигархи, это понятно, но и не последние бедолаги. Лет 7-8 назад один из них все-таки раскололся за рюмкой чая. Его месячный доход составлял в те годы около 30 тысяч, плюс пенсия по инвалидности, в общем полный набор. Сегодня трудно судить: 14 рублей – это уже мало за проезд или пока еще достаточно? По моим доходам даже 14 рублей тяжеловато для кармана. Если я выхожу куда-либо с семьей, то простая прогулка на маршрутном такси вполне запоминается своей ценой. Этакий небольшой туристический маршрут по любимому городу с помощью компании «Эх, прокачу!». Но водители бастуют, и с этим фактом нельзя не считаться. Значит, 14 рублей мало, а 17 – в самый раз, а после 8 вечера – 20 рублей. В советское время в автобус можно было посадить счетчиков, которые подсчитывали количество перевезенных пассажиров, из чего можно было подсчитать дневную выручку, выяснить затраты на горючее и примерную амортизацию, износ машины. Сегодня этим заняться некому.

У моей знакомой есть знакомая, которая работает продавцом на вещевом рынке, что находится возле вокзала, недалеко от перрона. Хозяин точки платит ей 200 рублей в день. Если она будет работать без выходных, то при зарплате в 6 тысяч рублей за проезд к работе и обратно, домой, ей теперь, после 25 декабря, придется платить 1020 рублей в месяц. Ощутимо, знаете ли. Конечно, если у нее есть пенсия или что-нибудь подобное, то уже легче. Но инвалиды у нас все-таки не все.

В понедельник до работы утром я добрался на маршрутке, причем водитель был абсолютно без настроения. Бурчал на пешеходов, других водителей, на общий поток движения. Я даже пожалел его малость, сказав что-то ободряющее. Оказывается, он просто настраивался на предстоящую забастовку. Когда я вышел с работы, то не смог поймать ни одной маршрутки. Минут через 15 я догадался спросить у людей на улице, они мне и сказали, что маршрутчики бастуют. Я еще не совсем согбенный старичок, поэтому, повздыхав, пошел домой пешком. Час с четвертью интенсивной ходьбы –нормальный фитнес, правда, несколько насильственный, не добровольный.

В понедельник же состоялся разговор представителей водителей маршруток с мэром города. Все-таки нашли компромиссный вариант: повышение цены за проезд с 25 декабря и прекращение забастовки. Во вторник я добрался до работы и обратно домой без применения физических усилий. Но неприятно поразило поведение обоих водителей. Они производили впечатление обиженных детей. Ехали с надутыми губками, чуть ли слезы в глазах не стояли. Пытались не останавливать там, где их просят, противным хамским тоном обращались к женщинам: «А вы за ребенка платить будете?» В общем, цирк шапито на гастролях. Как будто недополученные за предстоящие две недели три рубля с пассажира нужны им для лечения близкого человека. Срочно понадобились деньги, а мы, пассажиры, – крохоборы, норовим обделить их.

Что делать, привыкнем мы и к 17 рублям за проезд, деваться-то некуда. Город в очередной раз потерпел поражение от части своей же инфраструктуры. Это – как если бы моя печень объявила остальному организму забастовку. Одно меня интересует: а в Грозном водители маршруток бастуют? Если нет, то нельзя ли нашему руководству перенять опыт соседей?