День единства

112183312958

Этот день отмечается в нашей стране с 2005 года. Праздник установлен в честь важного события в истории России – освобождения Москвы от польских интервентов в 1612 году. Тогда воины народного ополчения под предводительством Козьмы Минина и Дмитрия Пожарского штурмом взяли Китай-город. Они освободили Москву от польских оккупантов и «продемонстрировали образец героизма и сплоченности всего народа вне зависимости от происхождения, вероисповедания и положения в обществе». Также праздник приурочен ко Дню казанской иконы Божией Матери.

Теймур Абдуллаев

С некоторым удивлением я заметил, что существует еще один подобный праздник – День единства народов Дагестана, который мы празднуем, оказывается, 15 сентября, начиная с 2011 года. Дагестанский праздник посвящен победе совместного дагестанского войска над войсками Надир-Шаха, одержанной в Андалальской долине. Как повествует народный эпос Дагестана, на борьбу с врагом собрались добровольцы со всех концов Дагестана. Гидатлинцы, карахцы, чамалялльцы, багуляльцы, койсубулинцы массами вливались в боевые дружины, готовящиеся к тяжелому бою. С тыла противника пробивались в Андалал лакцы, лезгины, даргинцы, кумыки, табасаранцы, кубачинцы.

***

Эти два праздника гармонично дополняют друг друга. Они оба ведут свое начало с замечательных побед над сильным врагом, и оба имели важные последствия для дальнейшего развития наших народов. 4 ноября мы отмечали первый из вышеупомянутых. Как Дагестан, так и Россия, имеют сходные признаки: многонациональность, многоконфессиональность, толерантность народов, проживающих на территории страны и республики.

Так уж получается, что запоминаются даты великих сражений. И в данном случае они, эти сражения, действительно, способствовали сплочению народов, которое потом вело к изменению геополитических реалий. Изгнание поляков из Москвы положило конец Смутному времени, объединило народы, населяющие тогдашнюю Россию в единую общность, подняло патриотические чувства людей.

Мне всегда был удивителен тот факт, что православная Россия легко находила общий язык с народами, исповедующими другие религии, – мусульманами, буддистами, но очень сложно контактировала с представителями Римско-католической церкви – католиками, протестантами, всяческими баптистами…Точнее, всегда находилась в открытом или скрытом противостоянии со странами Западной Европы. Во многом это противостояние обуславливалось римско-византийским противостоянием. Но все чаще мне думается, что здесь, кроме конфессиональной неприязни, имела место и разница во вмещающих эти группы народов ландшафтах.

Учение о евразийстве, горячим сторонником которого был Лев Гумилев, включает в себя гипотезу климатического раздела Западной Европы и Евразии. Раздел этот проходит по нулевой изотерме января, находящейся строго на границе между Восточной Европой и Западной Европой, и носит название линии Хантингтона. Народы, живущие восточней этой линии, объединяются общностью климатических и экологических условий. Есть среди них и народы, ведущие оседлый образ жизни, а есть и народы, ведущие кочевой образ жизни. Понятно, что я говорю об их прошлом образе жизни. Сегодня чистых кочевников, в абсолютном численном выражении, не так уж и много.

Оседлая Древняя Русь и Великая степь многие сотни лет состояли в симбиотических отношениях, что постепенно переплавилось в стойкую положительную комплиментарность, взаимную симпатию. На сегодняшний день отдельные народы размыли границы своих ареалов. Единые права, даруемые гражданам России, позволяют беспрепятственно расселяться разным диаспорам в разных местах страны. Чаще всего это расселение вызвано экономическими причинами.

***

Основное направление переселения российских народов – европоцентрическое. Но и Сибирь и Дальний Восток так же привлекательны для переселения туда неофитов. Например, очень много дагестанцев живет и работает сегодня в Иркутске, Челябинске, Томске. Из европейских городов можно назвать Ставрополь, Саратов, Самару, Петрозаводск, Нижний Новгород, конечно, Петербург и Москву.

Некоторые нытики могут напомнить о трудностях, испытываемых нашими земляками на чужбине, о запрете на лезгинку, на стрельбу на свадьбах и тому подобной чуши. Если бы эти трудности были так непереносимы, уверяю вас, мы все жили бы внутри Дагестана. Я знаю великое множество людей славянских и других национальностей, которые живут друг с другом в мире и дружбе. Если у меня перед глазами столько положительных примеров, значит, и у остальных – то же самое.

Несколько лет назад я писал о том, что это новый для меня праздник, ничего особо не значащий, не затрагивающий никаких струн в моей душе. Капля камень точит. Прошло четыре года, и я уже привык к нему. Я о нем, по крайней мере, думаю. Думаю о его содержании. Хочется, чтобы он не оказался временным, «назначенным» праздником. Хочется, чтобы он стал одним из пунктов стабильности нашей жизни в будущем.

Для этого его надо отмечать запоминающимся образом – музыкальными, культурными мероприятиями.

Как раз сейчас в Махачкале проходят очередные «Порт-Петровские ассамблеи», музеи Махачкалы в рамках акции «Ночь искусств» провели мероприятие. Прошло еще немало мероприятий, календарно совпавших или впрямую посвященных Дню единства народов: закладка камня в честь 170-летия поселения Петровское, легкоатлетический забег, День открытых дверей в Доме дружбы нашего города и многое другое. Надо оставлять подобные зарубки в памяти людей, чтобы они с интересом ждали следующий День единства.

 

Подпись под фото: Марш единства в Москве

День единства

14813874894

Этот день отмечается в нашей стране с 2005 года. Праздник установлен в честь важного события в истории России – освобождения Москвы от польских интервентов в 1612 году. Тогда воины народного ополчения под предводительством Козьмы Минина и Дмитрия Пожарского штурмом взяли Китай-город. Они освободили Москву от польских оккупантов и «продемонстрировали образец героизма и сплоченности всего народа вне зависимости от происхождения, вероисповедания и положения в обществе». Также праздник приурочен ко Дню казанской иконы Божией Матери.

Теймур Абдуллаев

С некоторым удивлением я заметил, что существует еще один подобный праздник – День единства народов Дагестана, который мы празднуем, оказывается, 15 сентября, начиная с 2011 года. Дагестанский праздник посвящен победе совместного дагестанского войска над войсками Надир-Шаха, одержанной в Андалальской долине. Как повествует народный эпос Дагестана, на борьбу с врагом собрались добровольцы со всех концов Дагестана. Гидатлинцы, карахцы, чамалялльцы, багуляльцы, койсубулинцы массами вливались в боевые дружины, готовящиеся к тяжелому бою. С тыла противника пробивались в Андалал лакцы, лезгины, даргинцы, кумыки, табасаранцы, кубачинцы.

***

Эти два праздника гармонично дополняют друг друга. Они оба ведут свое начало с замечательных побед над сильным врагом, и оба имели важные последствия для дальнейшего развития наших народов. 4 ноября мы отмечали первый из вышеупомянутых. Как Дагестан, так и Россия, имеют сходные признаки: многонациональность, многоконфессиональность, толерантность народов, проживающих на территории страны и республики.

Так уж получается, что запоминаются даты великих сражений. И в данном случае они, эти сражения, действительно, способствовали сплочению народов, которое потом вело к изменению геополитических реалий. Изгнание поляков из Москвы положило конец Смутному времени, объединило народы, населяющие тогдашнюю Россию в единую общность, подняло патриотические чувства людей.

Мне всегда был удивителен тот факт, что православная Россия легко находила общий язык с народами, исповедующими другие религии, – мусульманами, буддистами, но очень сложно контактировала с представителями Римско-католической церкви – католиками, протестантами, всяческими баптистами…Точнее, всегда находилась в открытом или скрытом противостоянии со странами Западной Европы. Во многом это противостояние обуславливалось римско-византийским противостоянием. Но все чаще мне думается, что здесь, кроме конфессиональной неприязни, имела место и разница во вмещающих эти группы народов ландшафтах.

Учение о евразийстве, горячим сторонником которого был Лев Гумилев, включает в себя гипотезу климатического раздела Западной Европы и Евразии. Раздел этот проходит по нулевой изотерме января, находящейся строго на границе между Восточной Европой и Западной Европой, и носит название линии Хантингтона. Народы, живущие восточней этой линии, объединяются общностью климатических и экологических условий. Есть среди них и народы, ведущие оседлый образ жизни, а есть и народы, ведущие кочевой образ жизни. Понятно, что я говорю об их прошлом образе жизни. Сегодня чистых кочевников, в абсолютном численном выражении, не так уж и много.

Оседлая Древняя Русь и Великая степь многие сотни лет состояли в симбиотических отношениях, что постепенно переплавилось в стойкую положительную комплиментарность, взаимную симпатию. На сегодняшний день отдельные народы размыли границы своих ареалов. Единые права, даруемые гражданам России, позволяют беспрепятственно расселяться разным диаспорам в разных местах страны. Чаще всего это расселение вызвано экономическими причинами.

***

Основное направление переселения российских народов – европоцентрическое. Но и Сибирь и Дальний Восток так же привлекательны для переселения туда неофитов. Например, очень много дагестанцев живет и работает сегодня в Иркутске, Челябинске, Томске. Из европейских городов можно назвать Ставрополь, Саратов, Самару, Петрозаводск, Нижний Новгород, конечно, Петербург и Москву.

Некоторые нытики могут напомнить о трудностях, испытываемых нашими земляками на чужбине, о запрете на лезгинку, на стрельбу на свадьбах и тому подобной чуши. Если бы эти трудности были так непереносимы, уверяю вас, мы все жили бы внутри Дагестана. Я знаю великое множество людей славянских и других национальностей, которые живут друг с другом в мире и дружбе. Если у меня перед глазами столько положительных примеров, значит, и у остальных – то же самое.

Несколько лет назад я писал о том, что это новый для меня праздник, ничего особо не значащий, не затрагивающий никаких струн в моей душе. Капля камень точит. Прошло четыре года, и я уже привык к нему. Я о нем, по крайней мере, думаю. Думаю о его содержании. Хочется, чтобы он не оказался временным, «назначенным» праздником. Хочется, чтобы он стал одним из пунктов стабильности нашей жизни в будущем.

Для этого его надо отмечать запоминающимся образом – музыкальными, культурными мероприятиями.

Как раз сейчас в Махачкале проходят очередные «Порт-Петровские ассамблеи», музеи Махачкалы в рамках акции «Ночь искусств» провели мероприятие. Прошло еще немало мероприятий, календарно совпавших или впрямую посвященных Дню единства народов: закладка камня в честь 170-летия поселения Петровское, легкоатлетический забег, День открытых дверей в Доме дружбы нашего города и многое другое. Надо оставлять подобные зарубки в памяти людей, чтобы они с интересом ждали следующий День единства.

 

Подпись под фото: Марш единства в Москве

Нет Комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *