Группа виноватых…
«Те, кто надел на глаза шоры, должны помнить, что в комплект входят еще узда и кнут». Станислав Ежи Лец
«Понять и простить»: в Сети появились кадры, на которых родственники участников погрома в махачкалинском аэропорту просят не наказывать их детей и называют произошедшее «ошибкой»: «Они совершили ошибку, не имея преступного умысла. Все эти ребята – хорошие семьянины, мужья, братья, кормильцы своих семей. У них маленькие дети и взрослые родители. Они не преступники, они жертвы обстоятельств и провокаторов. Ошибку они уже осознали. Простите наших ребят, пусть в Год семьи все ребята вернутся к своим семьям».
Заур Газиев
Вот есть вещи, которые меня пугают на базовом уровне моей натуры. Если я вижу толпу, то иду в противоположном направлении. Если я увидел взрыв, то поступаю также – иду в другую сторону. Если людей кто-то активно накручивает на какое-то общее чувство, я задаюсь вопросом, кому это нужно? При этом стараюсь к большинству не присоединяться. И не имеет значения, нас призывают слиться в экстазе в состоянии любви или в состоянии ненависти к кому-то. Человек должен совершать свои поступки осознанно. Коллективная воля хороша на выборах или референдумах. Прекрасно, когда вы вместе строите дорогу или помогаете тем, кому плохо. Но бежать вместе в аэропорт, для того, чтобы отыскать там евреев и, возможно, убить их – для меня это неприемлемый повод попытки объединения. Но это для меня. Были же и другие люди, которые, побросав всё, летели в аэропорт. И у каждого из них были, наверное, свои цели. То, как легко они взяли этот режимный объект, говорит, в первую очередь, о том, что их было много, а во вторую – о том, что те, кто занимался безопасностью аэропорта, сделали свою работу из рук вон плохо.
После того, как толпа собралась перед аэропортом, она хлынула внутрь помещения, ворвавшись в дьюти-фри. Люди, которые собрались, казалось бы, из чувства солидарности с мусульманами Палестины, в первую очередь, побежали грабить элитный алкоголь. При этом их нисколько не смутило, что лица их попали на камеры видеонаблюдения. Они уверенно бегали по аэропорту и ломали двери. Были те, кто вдруг начал заниматься досмотром автомобилей. Ну а то, как схватили узбекского врача, приняв его за еврея, – это отдельный трэш. Они возомнили себя людьми, которые имеют на это право. И я считаю, это больше чем просто ограбление – это попытка разрушать основы государства. Иное определение того, что произошло я дать не могу.
Много всего возмутительного было там в этот вечер. Толпа дала нам много поводов для удивления, но, наверное, самый гадкий момент – это клеймо антисемитов, которое получила наша республика по итогам всего происходящего. А ещё мы увидели, как много у нас тех, кто… И вот мамы тех, кто творил это безобразие, просят пожалеть их заблудших детей. Это, конечно же, дело владельца аэропорта, прощать их или не прощать, но это его прерогатива – сказать прощает он тех, кто разносил его собственность, или не прощает. Но я бы не прощал. Потому, что произошедшее в аэропорту может случиться в любом месте и в любое время, сложись хотя бы мало-мальски похожие условия, и тут дорогостоящие межконфессиональные форумы – вообще не прививка.
***
Но когда говорят о том, что виновны не только те, кто приехал устроить беспорядки, это чистая правда. Сейчас пишут, что затевали и планировали всё это безобразие «ЦИПСОшные помойки». Наверное, и они тоже. Не буду с этим спорить. Но главными были не они. Главные были наши местные телеграм-каналы, которые каждые полчаса сообщали о том, как израильтяне бомбят Сектор Газа. Каждые полчаса на подписчиков обрушивались фотографии, видеоролики, текстовые сообщения о том, как убивают палестинцев. И в этой работе принимали участие кажется все: от «Спросите у Расула» и «Нового дела», до «Тут Дагестан» и «Эхо Дагестана». Было стойкое ощущение, что над Дагестаном проводят какой-то эксперимент. Паблики, чьим главным интересом до этого были республиканские новости, сплетни и криминал, вдруг стали филиалом известного там телеканала. Ну не верю я, что такое происходит просто так. Не буду спорить, что к новостям из Сектора Газа был действительно огромный интерес со стороны дагестанцев, и что это было для верующих мусульман очень чувствительной информацией. Но так внезапно разогнать в людях этот интерес случайно – не получилось бы. У нас граждан лишали права на выборы главы города, главы региона, у нас поднимали пенсионный возраст и блокировали Ютуб с Телеграмом, но никакой реакции почти не было, ну кроме дизлайков в социальных сетях. Наши люди терпели в отношении себя любой произвол, а тут вдруг такая активность? Не верю, что это случайно.
Прошел всего год с тех событий. Я хорошо помню эту бесконечную смерть в прямом эфире, которая выливалась на нашу голову каждые полчаса из самых разных пабликов. Если бы эту информацию в таком объёме распространяли официальные СМИ, то кто-то из нас обязательно полетел бы под уголовку, потому что показывать трупы по закону о СМИ нельзя. Да много ещё чего нельзя нам по нынешнему российскому закону о СМИ, но телеграм-паблики это делали, и их никто не останавливал. Это действительно было настоящим кошмаром. Тела убитых младенцев и детей постарше действительно лезли отовсюду, даже тогда, когда ты этого увидеть вообще не ожидал. И вот сейчас виноваты ципсошники, а тех местных, которые творили то же самое, никто ни в чём не обвиняет. Хотя здесь вина их просто белыми нитками шита. Тех, кто бежал в аэропорт похватали, а тех, кто участвовал в том, чтобы их туда направить, никто не трогает. И что ещё хуже, ищут виновных совсем не там, где они есть. Ну не может телеграм-канал с 70 тысячами подписчиков направить толпу сначала в Хасавюрт, а потом в аэропорт. А это означает, что подобное вполне может повториться. Те, кто стал неосознанным виновником этого погрома, будут творить то же самое снова и снова. Только у зарубежных спецслужб интерес в том, чтобы нанести урон России, а у местных соучастников – привлечь к себе побольше внимания и поднять цену на рекламу.
***
Сочувствую ли я мамам, которые плачут в кадре? По человечески – да. Но как журналист не могу я сострадать матерям, воспитавшим бандитов и погромщиков. Их страдания – это мелочи, по сравнению с тем уроном репутации, который нанесли нашей республике их дети. Так же, как не сочувствую я маме убийцы или террориста. А ведь для неё это когда-то был любимый комочек счастья… Когда какая-то мамочка по поводу тех, кого судят за аэропортовские события, говорит, что сын её хороший, но она что-то, где-то упустила – я понимаю, что она не очень понимает смысла сказанного. Её сын – вполне взрослый совершеннолетний. Он сам приехал в аэропорт, он сам принимал решение в чем участвовать, а в чём нет, поэтому говорить, что она что-то упустила в процессе воспитания, и её сын стал участником бандитской акции – бессмысленно. Это всё – просто пустые слова. Воспитание – это привитие системы ценностей. Воспитание – это объяснение разницы между добром и злом. Воспитание – это система табу. Если её мальчик приехал в аэропорт изловить людей, бегущих от войны, а потом занялся грабежами, то что-то в его системе ценностей не так. Или же она воспитала не то, что можно называть хорошим мальчиком.
Мы видели эту обезумевшую толпу, которая готова была растерзать любого, кто пойдёт против её желания. Всё увиденное там у меня ещё очень долго не получится забыть. Поэтому сострадать ей и другим мамам – очень тяжело. И когда телеканал ННТ их собирает для того, чтобы выдавить из нас слезу, для людей, которые способны думать, – это не работает. Более того, я считаю, что государство должно обязательно наказывать тех, кто участвовал в этой бандитской акции, потому, что эти люди покушались на основы государства. Да у нас строгие и очень часто несправедливые законы, да у нас происходит много неправильного и нелогичного, мне здесь очень многое не нравится, но если мы цивилизованные люди – мы свое мнение высказываем в рамках существующего законодательства. Это сложно, это опасно, но бежать толпой в аэропорт, чтобы покошмарить людей в знак протеста против бомбёжек Газы, а потом, когда всё заканчивается грабежами прилавков с дорогим алкоголем и парфюмом – это действительно какой-то трэш.
***
По официальным данным, в беспорядках в аэропорту Махачкалы участвовали более 1200 человек. После беспорядков, по официальным данным, были задержаны 60 человек, пострадали около 20. В ходе столкновений с полицией пострадали пять сотрудников полиции, которые находились в оцеплении. В частности, небольшие побои получили прапорщик и сержант полиции. Оба мужчины находятся на амбулаторном лечении.
Думаю, что должны быть наказаны не только те, кто прибежал громить аэропорт, но и те, кто пропустил эту толпу, кто не смог выставить охрану на этот режимный объект, и те, кто «прошляпил» информационную накачку толпы…
Добавить комментарий