Нам бы пережить эти времена
Махачкалу в семидесятые годы пытались сделать новым Сочи. И вроде туристы начали сюда ездить тонкими струйками, но было их не много. Однако цены тогда на рынке неожиданно для всех поднялись. И я помню, как коренные махачкалинцы костерили туристов бранными словами. Потом туристы кончились, но цены вниз не пошли. А затем и вовсе начались смутные времена, и приезжали сюда только любители острых ощущений.
Заур Газиев.
Не знаю, как это выглядит в больших цифрах статистики, но по ощущениям – туристов стало меньше. И думаю, что дело не только в том злосчастном июньском теракте и общем безрадостном настроении. Цены на всё выросли просто запредельно!
«Мы гости из Карачаево-Черкессии, хотели бы высказаться по поводу цен в кафешках города Каспийска, в частности, в этой забегаловке под названием «Лаваш». Цены выше, чем в Московских ресторанах в центе города, что повергло нас в шок. Заказывали больше кг мякоти баранины, все что было подано, видите на фото, 11 кусочков. Обратите внимание на процент за обслуживание, за что?? За каменное лицо официантки, будто мы незваные гости в ее собственном доме!!! Этим постом хотелось бы огородить гостей от посещения данного заведения».
Но проблема не только в этом кафе. Подобная ценовая политика у нас во всех заведениях, и не только в центре Махачкалы. Ну а про процент за обслуживание официанту и вписанные позиции, которые клиентом не заказывались, это вообще отдельный цимес. На минуточку, «за обслуживание официанту» почему мы должны платить? Он в этом заведении бесплатно работает? Донести еду от кухни до столика с гостями, нужно было вывести в отдельный тариф? Разве в цену готового блюда не входит всё это? Может нам отдельно ещё платить за салфетки и за посещение уборной комнаты? Очень странная история, у которой, наверное, есть своё объяснение, но до меня оно пока не доходит.
***
Спрос на отдых в Дагестане резко снизился на 20% в июне 2024 года. Однако, продажи путевок в регион медленно восстанавливаются, сообщила исполнительный директор Ассоциации туроператоров России (АТОР) Майя Ломидзе. В комментарии РБК она пояснила, что туроператоры считали, что до конца июля спрос восстановится полностью, пока этого не произошло. То есть, пока все-таки спрос отстает по разным оценкам на 15-24% в зависимости от оператора. Однако они надеются, что к концу месяца восстановление спроса произойдет. На чём основана эта надежда, нам понять трудно. Особенно учитывая, что крупнейшие туроператоры России заявили, что отдых в Дагестане на август-сентябрь 2024 года, в среднем, в сравнении с прошлым годом, стал дороже на 15-20%. Как поясняют в PEGAS Touristik, можно говорить о стабилизации предложения и спроса на туры в Дагестан. Поэтому такого внушительного прироста бронирований, особенно с учетом «нулевых» продаж несколько лет назад, в сезоне 2024 года не наблюдается.
Отсутствие ажиотажного спроса, как в прошлые годы, участники рынка объяснили и ценовой политикой. Во-первых, это подорожание туров на 15-20%, с перелетом – еще значительнее. Средний чек тура в Дагестан в августе-сентябре 2024 года вырос, по данным Слетать.ру, на 38% по сравнению с тем же периодом 2023 года и составил 123,3 тыс. руб. К тому же, как добавляют в Space Travel, рынок сейчас перенасыщен. Только в самом Дагестане работают порядка 70 официально зарегистрированных туроператоров, не считая нелегалов, которые сами стараются выходить на прямых клиентов через соцсети и Телеграм.
Ну и ещё один фактор – это антиэкономика. Те, у кого были деньги, то есть богатые, стали еще богаче, а бедные и средний класс остались с подорожавшим жильем, продуктами и ценами на проезд. Мелкий бизнес, например, гастрономы, успели немного порадоваться, но скоро и это отняли, так как с продуктами зашли сетевые магазины. А для развития экономики что хорошо: много средних бизнесменов или 100 олигархов? Конечно же побольше средних бизнесменов
***
Стоимость пляжного отдыха в Дагестане оказалась дороже недели в среднем по стране. Такой вердикт вынесли в Ассоциации туристических агрегаторов (в нее входят сервисы МТС Travel, «Островок», Tutu и «Яндекс путешествия»). В среднем по стране ценник составляет порядка 5,5 тысяч рублей. Как оказалось, в Дагестане проживание этим летом стоит в среднем 6,4 тысячи рублей за ночь. Самый высокий чек для пляжного отдыха за сутки летом в Адлере – 11 тысяч рублей, Абрау-Дюрсо – 8,1 тысяч рублей, Ялте – 7,6 тысяч рублей.
Однако в сегменте активного отдыха Дагестан оказался чуть более привлекательным по цене. Для активного отдыха на природе этим летом наиболее низкий средний чек за ночь в Калмыкии (4,3 тысячи рублей) и Республике Коми (4,5 тысяч рублей). К примеру, согласно данным Ассоциации, ночевка в Гунибе в пик сезона может обойтись в 5,2 тыс. рублей. Дагестан занял третье место в рейтинге по количеству «звездных» гостиниц. Республика в этом рейтинге уступила только Краснодарскому краю и Московской области. В Дагестане три гостиницы, расположенные в Дербенте, получили свидетельство о классификации. Согласно рейтингу, составленному центром компетенций в сфере туризма Роскачества, Краснодарский край лидирует с 13 гостиницами, получившими «звезды». «Классификация гостиниц – это обязательная процедура, которая показывает уровень инфраструктуры отеля, качество номеров, квалификацию персонала и уровень сервиса. Звезды дают потребителям четкое представление о том, чего они могут ожидать от гостиницы», – отметила руководитель центра компетенций в сфере туризма Роскачества Александра Куделя.
Дагестан остается самым популярным направлением на Северном Кавказе. Однако повышенного спроса на туры, как это было 2-3 года назад, в организованном сегменте сейчас нет.
***
В отличие от попытки №1, сегодня туризм пришел в Дагестан надолго. Я думаю, что большое количество людей, получивших благодаря туризму работу, постепенно придёт к выводу о том, что порядок наводить в этой отрасли нужно. Понятно, что конъюнктура будет меняться и будут годы, когда туристов будет меньше, а потом будет их снова много, но туризм, как отрасль экономики, уже застолбил себе место. У меня много претензий к тем, кто не подтягивает зарплаты бюджетников под общий уровень цен в республике через индексации, но само явление для общества крайне важное. Теперь вопрос в том, кто возьмёт верх – те, кто может всё цивилизовано организовать, как в «Главрыбе», или те, кто как всегда всё превратит в колхозную самодеятельность. Последних у нас больше. Но шансов им давать не нужно.
В соцсетях в последнее время появились жалобы на гидов: «Здравствуйте! Это уже крик души! Почему Дагестанцы позволяют себе такое отношение к русским девушкам? Тем более, когда этот дагестанец гид и проводит экскурсии и показывает республику гостям. Со мной случилось следующее: Моей маме начал писать мужчина (фото прилагаю) грязные слова, все скриншоты оставлю ниже. Зайдя на его страницу, можно сделать вывод, что он проводит туры по Дагестану. Я взяла инициативу на себя и написала у него в телеграм-канале пару слов, чтобы люди знали, к кому едут. Этот мужчина написал мне, начал угрожать, и говорить, что я клевещу на него. Грозится дать мне парочку пощечин, и вообще, мы с моей матерью местные распутницы (опять же с его слов). Мне написала его туристка, и я получила от нее отзыв: «он клал мне руку на ягодицу и предлагал переспать». Прошу придать этому делу огласку. Почему мужики, которые ищут только интимные связи, работают в сфере туризма?»
Одним словом, проблем в этой сфере много. И кажется, что полиция нравов тут будет совсем не лишней.
***
И всё-таки, нам есть чему возмущаться. Рынок, в глобальном понимании этого термина, в Дагестане находится в весьма разбалансированном состоянии. Ценообразование у нас такое, что теперь оно бьёт по карману не только среднего бюджетника, но туриста с северной зарплатой. В девяностые говорили, что рынок сам регулирует себя. В нулевые говорили о государственном капитализме. Но никто не готовил нас к дикому капитализму. А между тем нам надо выживать в тех обстоятельствах, в которых мы оказались. И цены на основные продукты питания за этот год выросли как минимум раза в два.
Однако есть ещё что-то, что хотелось бы добавить к этому тексту. У Дагестана кончились люди. Мы пришли к ситуации, когда в традиционно трудоизбыточном регионе вдруг случилась нехватка рабочих рук. И ниоткуда они не возьмутся. С гор уже давно спустились все, кто хотел или мог это сделать, и уехали зарабатывать в другие регионы или подписали контракт с Минобороны. Городские уехали, кто в Москву, кто за границу. Женщины новых не рожают! А те, кто рожает, делает это не для того чтобы их дети пахали. Кажется, мы подошли к концу этой истории, и должно начаться что-то другое. Нам бы пережить эти времена…
Добавить комментарий