Фото к тексту_Телеграм-канал Минкультуры РД

Время от времени наши сельские и плохо образованные сограждане начинают поднимать истерику по поводу того или иного отснятого видео. Помните танец маленьких лебедей в исполнении мальчиков? Или недавнюю постановку с гимнасткой Мальвиной? Проходят сутки и о том, что обсуждалось вчера, сегодня уже никто не вспоминает. Телеграм-помойкам, чтобы оставаться в топе, каждые полчаса нужны новости, дабы кормить ими самую хабальскую аудиторию. И для того, чтобы оставаться в топе, они пойдут на всё.

Заур Газиев

На этот раз поводом для возмущения стал показ дипломных работ в Колледже культуры. Ничего нового и по-настоящему интересного в этом показе я не разглядел. Странные формы в стиле Андрея Бартенева, какие-то нелепые платья из тех материалов, что попались по дешёвке студенткам. Но они пытались создать творческий продукт таким, каким они его увидели. Сначала через подражание, ну а потом это вполне может стать началом какого-то направления в искусстве. Смысл этого очень трудно объяснить людям, которые вообще не знают, что такое искусство, и что такое творчество.

Жадные до хейта дагестанские телеграм-помойки опубликовали видео с этого показа, созвав всех мыслимых и немыслимых кликуш. Ну и пошла традиционная волна типа: «не этому нас учили наши предки», «как не стыдно, мы же в Дагестане живём», «этих нефоров надо собрать и сжечь всех». И таких вот реакций многие километры ленты. И не то чтобы никто не давал им отпор, было много грамотных ответов. Но проблема в том, что, если человек мало образован и плохо воспитан, логика цивилизованного человека для него не работает. Чтобы объяснить этому интеллектуальному инвалиду, почему творчество может принимать такие формы, нужно вернуть его в детство, перечитать с ним все важные детские книжки, потом посмотреть добрые мультфильмы и умное кино, потом снова читать, думать, переживать, рефлексировать. Без интеллектуальной и соответствующей подготовки – такие вещи не объяснить. Нет у него того участка головного мозга, который это может понять. Здесь и говорить нет смысла. Здесь просто не нужно поддаваться на провокации, здесь нужно проявлять твёрдость. Если вы, конечно, сами знаете, что такое творчество, что такое культура, какова общественная функция тонкого культурного слоя. Чего, скорее всего, не очень понимают в Министерстве культуры РД. Однажды за то судилище над детьми, которое они устроили, им будет стыдно. Не им, так их более образованным детям или внукам. Будем надеяться.

***

«Когда бы вы знали, из какого сора,

Растут стихи, не ведая стыда,

Как желтый одуванчик у забора,

Как лопухи и лебеда».

Стихи эти должны были прозвучать по ленинградскому радио в поэтической передаче, однако в последний момент чтение запретили. Один из руководителей отдела пропаганды при Ленинградском обкоме усмотрел в четверостишии Анны Ахматовой чуть ли не покушение на социалистическое сельское хозяйство. Его бессмертная резолюция гласила: «Надо писать о полезных злаках: о ржи, о пшенице, а не сорняках!» Туповатый солдафон, ничего не понимавший в литературе, выносил приговор великой поэтессе. Тоже самое мы увидели и в том, что сделало дагестанское Министерство культуры в минувший понедельник. Вот мне интересно, вызывая на судилище директора колледжа, они сами не чувствовали себя судом инквизиции? А у судимых? Образования, уровня культуры не хватило, чтобы понять, что их распинают за театральные костюмы! По сути, ведь их взяли на «ура», а у них даже ума не хватило повести себя мужественно. Извините, но визажист по бровям Айша, когда панкратионщик начал высказывать ей за внешний вид, повела себя более мужественно, чем всё Министерство культуры. И что будет дальше? Дальше кто-то пойдёт в театр и отменит там какую-нибудь постановку, где в сюжете есть, к примеру, любовный треугольник, и начнёт истерить по поводу того, что это не наши обычаи, мол, чему вы молодёжь учите! И до каких пор минкульт будет пятиться назад? С другой стороны, может не нужно так прямо надеяться, что там сидят люди от культуры. Просто функционеры, просто чиновники, просто люди, пилящие бюджет. Наплевать им и на то, что такие судилища, что они устроили, и дальше подталкивают творческую молодёжь бежать из Дагестана. Почему необразованная толпа должна решать, кто и как должен самореализовываться? Кто их уполномочил? Что такого незаконного сделали эти дети, чтобы устраивать им травлю, а потом и публичную казнь?

***

Я не знаю, что говорил на этом судилище директор дагестанского Колледжа культуры. Но цитируют его слова о том, что он сожалеет, что не уследил за работами учеников. Да что же это такое! Они же дети! Я считаю, что он должен был рубиться за своих учеников до последнего! Он должен был озвучивать свою позицию и искать сторонников. Его студентка ничего плохого не сделала. Она не предала, не убила, не ограбила, не оклеветала. Нет смертного греха или такого закона, который можно было бы ей предъявить. Она попыталась отследить творческую судьбу одного из самых известных дизайнеров нашего времени Александра Маккуина, который покончил с собой на гребне успеха. Она попробовала повторить его образы. Извините, но творчество всегда предполагает погружение в тему. Как ваял свои великие произведения Микеланджело, я рассказывать не буду. Так же, как и что вдохновляло Шекспира. Чуть выше я писал, что есть вещи, которые бесполезно объяснять невежественным людям из другой социальной группы, но кто ждал, что суд инквизиции устроит минкульт РД. «Мухтар Камбулатов, директор ДХУ в Махачкале получил выговор за то, что «не уследил за студентами». Кроме того, требования к дипломным работам ужесточились в связи с резонансным показом», – написала одна из телеграм-помоек, радуясь своей очередной победе над здравым смыслом.

Здесь я вспомнил историю Януша Корчака, который погиб вместе со своими учениками. Он не предал своих учеников даже перед лицом смерти. И даже когда один из нацистов, читавших его книги, предложил ему сохранить свою жизнь, Януш отказался. Так бывает, когда учительство – это миссия. Здесь я этого не увидел.

Не могу сказать, что за детей никто не заступался. Читал я текст про то, что это гротеск. Видел робкие попытки оправдаться. Но для тех, кто уже зашелся в истерике, любая попытка выйти на диалог – это только повод для дальнейшего кликушества. Очень некрасивая неприятная история, которая много чего нехорошего в истории человечества напоминает. К примеру, что люди иногда веками держатся за свои предубеждения. Скольких погубили за то, что они утверждали, что земля круглая! Но судьба подарила нам шанс познакомиться с этим опытом человечества, не проходя через него. Для этого достаточно знать историю и мировую литературу, хотя бы в рамках школьной программы. Я уже не говорю об истории искусства. Но в минкульте РД, похоже, если и есть такие люди, то предпочли ничего про это не говорить…

***

Карьера

Твердили пастыри, что вреден и неразумен Галилей,

но, как показывает время: кто неразумен, тот умней.

Ученый, сверстник Галилея, был Галилея не глупее.

Он знал, что вертится земля, но у него была семья.

И он, садясь с женой в карету, свершив предательство свое,

считал, что делает карьеру, а между тем губил ее.

За осознание планеты шел Галилей один на риск.

И стал великим он… Вот это я понимаю — карьерист!

Итак, да здравствует карьера, когда карьера такова,

как у Шекспира и Пастера, Гомера и Толстого… Льва!

Зачем их грязью покрывали? Талант — талант, как ни клейми.

Забыты те, кто проклинали, но помнят тех, кого кляли.

Все те, кто рвались в стратосферу,

врачи, что гибли от холер, –

вот эти делали карьеру!

Я с их карьер беру пример. Я верю в их святую веру.

Их вера — мужество мое.

Я делаю себе карьеру тем, что не делаю ее!

Евгений Евтушенко, 1957 г.

***

Я понимаю, когда светскую культуру громят клерикалы и мракобесы. Может быть для них – это единственное счастье. Они на этом самоутверждаются, цементируя этой ненавистью ряды своих сторонников. Но когда к этой войне против творческих людей присоединяется минкульт РД – это уже свидетельство загнивания системы… А что будет дальше? Интересно, они додумаются зайти на занятия к студентам-медикам и снять, как те препарируют трупы? Тоже ведь некрасивая история? Но врачи иначе не получаются! Или пойдут на тренировки к спортсменам? А есть вариант стать чемпионом, не потея? Много куда можно пойти и наснимать поводов для оскорблений, буллинга и хейта. Вопрос в том, чтобы не поддаваться на эти провокации. Иначе потом в один день проснётесь и увидите, как на главной площади сжигают книги. Такое тоже было в истории человечества – не один раз. И тогда вспомните, что такие ужасные вещи начинаются с того, как вы пятились назад, вместо того, чтобы защищать право человека на творчество, на своё переосмысление реальности. Прогресс иначе вперёд не двигается.