Фото к тексту_www.9111.ru_1

Чтобы нам не говорили про то, что жить стало легче и веселее, – не верьте. Мы стали жить несравнимо хуже. При том, что жить стали хуже не олигархи и чиновники – жить стали хуже реально те, для кого жизнь и так была не сахар. Прибавьте к этому всеобщее озлобление, с которым нам приходится сталкиваться. Особенно, когда речь идёт о неимоверном росте цен на всё: от недвижимости до хлебобулочных изделий.

Магомедтагир Муртазалиев

Прежде всего, хочу обратиться к суровой статистике. В России отмечается спад теневой экономики. Число занятых в неформальном секторе, куда относятся работающие «в серую», а также индивидуальные предприниматели и их сотрудники, по итогам прошлого года сократилось на 1,2 миллионов человек, следует из данных Росстата. Доля работников без официального трудоустройства составила 18,6% от всей рабочей силы – это рекордно низкий показатель с 2011 года.

Как отмечают экономисты, одна из причин этого – мобилизация. 300 тысяч россиян, преимущественно из бедных регионов, были отправлены на СВО и теперь считаются «занятыми» официально. Другая причина – это падение реальных располагаемых доходов населения. Недостаток финансов приводит к тому, что люди потребляют меньше товаров и услуг.

Дагестан в этом плане сильно отличается от остальной страны. Наша республика отличилась самой высокой долей «серых» зарплат среди регионов страны. Об этом также сообщается в материалах Росстата. В целом же по стране отмечается положительная тенденция снижения неформальной занятости. Всего в стране за 2022 год количество теневых работников сократилось на 1,2 миллионов человек и составляет более 13 миллионов работников. При этом в Дагестане, Ингушетии и Кабардино-Балкарии доля неформальной занятости всё еще самая высокая в стране – более 50%. Чаще всего, такие работники трудятся в сфере туризма, торговли и ремонте авто- и мототранспорта (29%). На втором месте по популярности среди неофициальных сотрудников – сельское и лесное хозяйство, охота, ловля и разведение рыбы (16%). Третье место занимает отрасль транспортировки и хранения (11%).

***

Но в это же самое время с начала года российские миллиардеры стали богаче на $13 млрд – их общее состояние составило $276,7 млрд. Больше всех разбогател совладелец «Лукойла» Вагит Алекперов – более чем на $3 млрд, – до $18,5 млрд, следует из данных Bloomberg Billionaires Index. В ТОП-3 богатейших бизнесменов вошли: Владимир Потанин – $29 млрд; Леонид Михельсон – $26,3 млрд; Владимир Лисин – $21 млрд. И когда в этих условиях нас просят немного потерпеть – люди не очень понимают, почему терпеть должны бедные, и насколько справедливо при этом не обязывать богатых людей покрывать финансовые прорехи в государственном бюджете?

Я не думаю, что нынешний Глава Дагестана может решить проблему обнищания жителей республики. Во-первых, он ведь не экономист, а во-вторых – проблемы гражданского населения ему не близки. Эту мысль подтверждает то, что на его глазах председатель Правительства пообещал прибавить денег для повышения зарплат представителям дагестанских СМИ, но сейчас он делает вид, что вообще ничего про это не говорил. А между тем, отрасль теряет специалистов, лицо государства. Когда зарплата человека, который пахал весь месяц, меньше минимальной потребительской корзины или рядом с ней, мы можем говорить о целенаправленной политике по уничтожению отрасли. И не нужно придумывать никаких оправданий – всё это разговоры в пользу бедных. Когда они захотели поднять зарплаты чиновникам – они это сделали, не очень-то оглядываясь на аргументы против этого.

***

Люди нищают со страшной скоростью, и это сказывается на платежеспособности в самых разных отраслях. У нас и раньше были проблемы с оплатой коммунальных услуг, а сейчас то и вовсе стало тяжко. Объем задолженности на розничном рынке электроэнергии в России по итогам 2022 года вырос на 32,4 млрд рублей и достиг 321,9 млрд рублей. Долги конечных потребителей за электроэнергию ложатся в частности на энергосбытовые компании, что может привести к банкротству из-за невыполнения обязательств по оплате на оптовом энергетическом рынке. Ещё более проблемная история у производителей молочной продукции. Из-за переизбытка сырого молока на фоне снижения потребления россиянами готовой продукции, переработчики начали расторгать контракты с поставщиками сырья. Производители творога, сметаны, йогуртов, сыров рассчитывают, что в результате контрагенты согласятся снизить закупочные цены. Средняя стоимость сырого молока, производство которого субсидируется государством, в этом году выросла на 13%, достигнув исторического максимума.

***

Как сообщил телеграм-канал «Экономика Дагестана», Махачкала закончила первый квартал 2023 года самым высоким ростом цен на новостройки в Северо-Кавказском федеральном округе. Такие данные представил портал недвижимости «МирКвартир». Согласно отчетным данным, с января по март цены на квадратный метр в новостройках Махачкалы выросли на 21,1%. В среднем, согласно представленной информации, цена 1 кв. метра составляет не менее 52 тысяч рублей. А в годовом расчете цены в Махачкале выросли почти сильнее всех в стране. В сравнении с мартом 2022 года цены на квартиры в новых домах подросли почти на 30%. «В Махачкале относительно низкая средняя цена новостроек объяснялась огромным количеством недостроя, который обманутые дольщики пытались продать за копейки, и, который, сейчас, очевидно, просто снимается с продажи. По этой же причине, рост цен в этом городе, вероятно, продолжится в ближайшее время», – отмечают аналитики.

Столица соседней Чечни – Грозный отметился ростом цен всего лишь на 6,8%. Там новостройки продаются по 69,7 тысяч рублей за квадратный метр. К примеру, во Владикавказе, цены с начала 2023 года даже немного упали – на 1,2% и составляют 67,7 тысяч рублей за 1 квадратный метр.

Про трагедии, которые разыгрываются по причине подорожания жилья и сдачи в посуточную аренду, я писал уже не один раз. Про то, как людей выгоняют из квартир, несмотря на наличие маленьких детей и невозможность куда-то переехать, – тоже было написано и сказано немало. Неизвестно, делается ли что-то, чтобы это остановить, или всё закончится тем, что граждане начнут бить туристов, которых большинство считают виновниками подорожания. Зная, насколько в Дагестане толстокожая власть, масса сомнений в том, что предпринимаются какие-то эффективные шаги. Убедить граждан в обратном, когда председатель Правительства РД не хочет сделать для людей даже то, что уже обещал, – будет практически невозможно.

***

Всё говорит о том, что ухудшение экономической ситуации в Дагестане чревато социальным взрывом. Сейчас недовольны все. И те, у кого, казалось бы, есть деньги, и те, у кого их совсем мало. Первые страдают потому, что нет возможности для развития, вторые потому, что у них нет средств на покупку даже того, что является предметом первой необходимости. Снижение покупательной способности и замедление инфляции продолжают давить на бизнес-ритейлеров – продуктовых и торгующих товарами повседневного спроса. Десять крупнейших сетей в четвертом квартале 2022 года замедлили темпы роста в квартальном и годовом выражении, увеличив выручку лишь на 13,7%, до 2,12 трлн руб. Развитие этих трендов в 2023 году грозит ритейлерам снижением рентабельности и ростом издержек. В Дагестане ритейлеров вытащат туристы. Но мы всё равно со страхом ждём этого лета, когда цены вырастут ещё и ещё. При этом нам будут рассказывать, как хорошо, что к нам приедут туристы, которые оставят тут свои деньги охреневшим от наглости торговцам.

***

Ещё полгода назад мы предупреждали о том, что недовольство граждан может вылиться в серьёзное гражданское раздражение, которое коснётся и руководителя республики и председателя Правительства. Но нас как будто не услышали. Очень зря. Сегодня не клянут на всех углах политику облизывания туристов только ленивые. При этом мы видим какое-то небывалое озлобление нравов. Обнищание и децивиллизация – это тот процесс, в который мы погрузились, можно сказать, с головой. Бедность и варваризация всегда идут рядом. Процесс уничтожения собственного культурного слоя, в который погрузилось дагестанское общество, пожалуй, худшее, что могло с нами случиться после варваризации дагестанского общества в девяностые годы. Тогда дагестанское общество отвернулось от своей интеллигенции и бросилось славословить бандитов и спортсменов. Никогда не забуду того, как рэкетиры и убийцы вдруг стали публичными фигурами. В последние же годы роль публичных людей взяли на себя граждане с интеллектом шестиклассников, но говорящих уверенно штампами из имперского прошлого.

Общество, которое растеряло и обесценило своих публичных интеллектуалов, не переживёт трудные годы, не оскотинившись… Ну а бедность этому только в помощь…