Фото к тексту_www.rostov.kp.ru

«Что стоит жизнь, когда у тебя отбирают всё, на чем она держалась!» Стив Мартин

5 августа в 22:20 вечера стало известно, что на охранников исправительной колонии № 2 в Калмыкии совершили вооружённое нападение двое заключённых. И, может быть, эта новость так и осталась бы незамеченной, если бы нападавшими не оказались наши земляки – дагестанцы. Учитывая, что место действия – Калмыкия, где дагов ненавидят на генетическом уровне, я даже ни на секунду не сомневался, что этих людей на акт насилия спровоцировали.

Заур Газиев

Суть истории проста как дверь. Над заключенными измывались надзиратели, и в какой-то момент заключенные не выдержали и совершили акцию возмездия. Однако, согласно официальной версии, произошедшее выглядит несколько иначе.

«На территории отряда строгих условий отбывания наказания двое злоумышленников, взяв с собой заранее подготовленную заточенную пластину и арматуру с топорищем, атаковали работников колонии. Сначала злоумышленники убили одного сотрудника, а после нанесли серьёзные травмы другому. Из-за полученных увечий мужчину госпитализировали в республиканскую больницу, где он сейчас находится в тяжелом состоянии. Затем, в 23:00, преступники умудрились пробраться в общежитие, где проживает охрана исправительной колонии. Те сразу попытались задержать бандитов, но встреча быстро переросла в физическое противостояние, в ходе которого были ранены ещё шестеро работников.

Одному заключённому 22 года, второму – 28 лет. Если первый должен был отсидеть 3,5 года за несколько преступлений, среди которых значится грабеж, то другому дали 15 лет за нарушение нескольких статей УК РФ, в том числе за убийство человека.

На месте происшествия следователи и криминалисты проводились следственные действия, чтобы выяснить причины и обстоятельства произошедшего».

В Следственном комитете России по Калмыкии завели уголовные дела по факту убийства группой лиц по предварительному сговору, покушения на убийство двух и более лиц в связи с осуществлением ими служебной деятельности, а также дезорганизации деятельности учреждений, где обеспечивается изоляция от общества.

***

Нисколько не хочу представить наших двух земляков белыми и пушистыми. То, за что их осудили, – это реальные преступления. Но они отбывали наказание. И суд, вынося срок заключения, не упоминал в приговоре издевательств и пыток над ними. У нас и в гражданской жизни не так уж пекутся о правах человека, а уж тот, кто оказывается в местах заключения, погружается в абсолютно бесчеловечные условия. А если человек отбывает наказание в Калмыкии и этот человек – дагестанец, то там его ждёт настоящий ад. И этот раз не стал исключением. Над двумя заключенными измывались по-варварски. Одного даже изнасиловали. При этом мы не слышим о том, что за садизм, проявленный в отношении заключенных, кто-то понёс наказание.

История с массовыми изнасилованиями шваброй были ведь не только в той знаменитой колонии, начальника которой потом наградили. И эти два дагестанца пытались достучаться хоть до кого-то, чтобы предотвратить такую развязку. Но всё было тщетно. Их реально доводили до этого состояния целенаправленно и со знанием дела. Только садисты в форме пытались их поломать, а получилось совсем другое… Но до этого заключенные проходили все круги ада.

***

Ночью 5 августа матери одного из заключенных по имени Магомед позвонили и сообщили, что «в колонии творится ужас». 8 августа Gulagu.net (заблокирован Роскомнадзором по решению суда) опубликовал SMS от заключённых, которое пришло на горячую линию проекта: «В данное время в ИК-2 УФСИН Калмыкии пытают. В ночь с 5 на 6 августа все сотрудники были пьяные, крики и издевательства не прекращались. Били всех. В столовую шли в трусах, кроме того, на протяжении трех часов стояли на плацу. Нам угрожают расправой и местью всем мусульманам. Дословно нам сказали сотрудники УФСИН: «Зуб за зуб, кровь за кровь». Начальник оперативного отдела Виталий Валерьевич заявил, что Атимагомедова и Курамагомедова «опустили, обоссали, заставили пить с параши, головой окунули в дерьмо, избивали их железными дужками от кроватей». Нам нужна помощь и поддержка. Всех мусульман пообещали увезти туда, где у нас будет «последняя остановка», где нас будут насиловать».

И опять же мы не слышим о том, чтобы кто-то понёс наказание за совершенные зверства. Мы слышим только о том, как правильно поступают те, кто измывается над заключенными.

***

Адвокат Аза Алиева после посещения подзащитного Магомеда Атимагомедова пришла в ужас, поскольку мужчина находился в крайне тяжелом состоянии после пыток в ИК-2. Ей стало известно, что сотрудники ФСИН пытали Магомедова: жестоко избили и облили кипятком, в том числе принуждая сидельца к подписанию нужных силовикам показаний. После жестокого избиения в ИК-2 Калмыкии, по её словам, на теле Атимагомедова имеются множественные гематомы. Не исключены, считает адвокат, переломы и сотрясение головного мозга. «На его теле имеются следы ожогов после выливания на него кипятка», – сообщила защитник.

В настоящее время Атимагомедов находится в СИЗО-1 Калмыкии, где, как утверждает Алиева, ему не оказывается надлежащая медицинская помощь. А другого пострадавшего – Дауда Курамагомедова, подвергли пыткам и насильственным действиям в извращённой форме. Общественники призывают СКР и ГП срочно инициировать расследование по фактам пыток – особо тяжких преступлений, предусмотренных ч. 4 ст. 286 и ч. 2 ст. 302 УК РФ в отношении садистов из ИК-2 и УФСИН Калмыкии, совершенных в отношении указанных осуждённых.

Кстати, информация источника Gulagu.net о пытках подтвердилась в полном объёме. В телеграм-каналах активисты из Дагестана заявляют, что ждут реакции от властей на незаконные действия ФСИН Калмыкии в ИК-2 и обещают следить за ситуацией. В первую очередь, речь идет о депутатах Госдумы от Дагестана.

***

Никто не говорит о том, что нужно вытаскивать парней: речь идет о действиях по их защите от беспредела в рамках имеющихся полномочий. Видеозапись камер, в которых по полу разлита кровь, облетела всё интернет-пространство. По словам матери Магомеда, его систематически избивали, оскорбляли, над ним издевались, не давали совершать намаз. В итоге его на девять месяцев закрыли в одиночной камере, не объяснив родственникам причину… Заира Атимагомедова (мать Магомеда) говорит, что сын не мог на такое пойти просто так. Она утверждает, что ему сломали психику и случилось это 9 августа.

Уполномоченный по правам человека в Республике Дагестан Джамал Алиев обратился к омбудсмену Калмыкии Валерию Чубу с просьбой дать правовую оценку действиям сотрудников колонии, где заключенные напали на сотрудников. Об этом сообщается на сайте Уполномоченного по правам человека в Республике Дагестан. «Чтобы разобраться в том, что привело к трагедии, и дать надлежащую правовую оценку не только действиям подозреваемых в убийстве, но и сотрудников ИК-2 Калмыкии, я направил соответствующее обращение Уполномоченному по правам человека в Республике Калмыкия», – сообщил Алиев.

***

Когда эти двое пошли на то, что совершили, они прекрасно понимали, что могут быть убиты. Они были доведены до крайней степени, после которой человек уже не думает о последствиях своих поступков. Делая это, они были готовы умереть, потому что пережить то, что они пережили, – невозможно.

Читая реакцию на произошедшее в российских пабликах, я неожиданно для себя обнаружил комментарии о том, что, дескать, слишком много прав у заключённых, а именно о том, что их разбаловали правозащитники. Читая комментарии, мне становилось не по себе. Для них – осуждённые не были уже людьми. И это многое объясняет в ментальности людей. Российское общество принимает насилие, унижение, оскорбление, унижение достоинства осуждённого, как норму. Не стоит вопрос о перевоспитании человека. Всем наплевать на этих людей.

В силу своей журналистской практики много раз слышал о том, какой беспредел творится в отношении заключенных. Дагестанские исправительные колонии – это просто санатории по сравнению с тем, что я слышал про другие колонии. То, что там творится сплошной беспредел и насилие, – это не выдумки. Доходили до нас и видео с пытками, снятые на телефон, которым потом шантажировали заключенных. Ещё один вопрос о том, что людям не позволяли исполнять их религиозные культы. Такое расчеловечивание, стоящее на грани с аннигиляцией, на которое годами закрываются глаза, – это норма в подобного рода заведениях. Пока сотрудники колонии не давали заключенным молиться, избивали, унижали и насиловали их, никто об этом ничего не говорил. А как только человек попытался сопротивляться – он стал виноват.

***

И никто из тех, кто писал, что насилие в отношении заключенных – это нормально, не сказал ни слова про человеческое достоинство. Убеждать их в том, что они стоят на стороне Зла, – бесполезно. Рабское сознание с ненавистью ко всему не позволит им увидеть эту ситуацию иначе. И чем больше я живу, тем больше понимаю: дагестанская ментальность отличается от среднероссийской. Конечно же, у нас бардак и всякого рода идиотизм на каждом шагу, но у нас хотя бы не утрачено понимание, что такое чувство собственного достоинства. Может, это последствие того, что дагестанцы не проходили в своей истории шестисотлетнее рабство. А, может, потому что над нами светит другое солнце… Не суть. Но обитель Зла точно не у нас… У нас люди хотя бы не поддерживают открыто поступки, которые осуждаются любым цивилизованным человеком. В Калмыкии мы увидели совершенно другие примеры.

А ещё жаль, что у Дагестана нет лидера, который может задать вопросы Главе Калмыкии по поводу того, что происходило в исправительной колонии на территории возглавляемой им республики.