Фото к тексту_www.colorblocking.ru

Спикер дагестанского парламента, обычно сидящий в президиуме с лицом человека, который попал на это место случайно, как-то произнёс одну фразу: «Махачкала находится на 55-м месте из 59. Это очень печально. Третья часть населения нашей республики живёт в Махачкале. К сожалению, им приходится мириться с такими явлениями, как частое отключение света, водоснабжения, теплоснабжения. Я хочу отметить, что за положение дел в городе отвечает администрация Махачкалы. Вот это надо чётко понимать». Тогда эти слова адресовались Дадаеву. Хотя, справедливости ради, стоит признать, что виновен не один он. Махачкалу вампирили десятилетиями.

Заур Газиев

Когда-то на перекрёстках дорог или рядом с источниками питьевой воды появлялись поселения, которые потом стали городами. И в отличие от сёл или деревень в эти места приходили люди с инновационным мышлением. Они не хотели заниматься тем, чем занимались их предки, работавшие на земле. Они предлагали миру изделия и товары, которые делали жизнь человека удобнее и лучше.

Города всегда были местом скопления людей, устремлённых в будущее. Поэтому население городов всегда отличалось от жителей сельской местности. Город – это пространство, дающее миру идеи, делающие среду обитания комфортнее. Суть города – движение в будущее. Именно этим он отличается от села. В селе всё консервативно. Из сёл в города люди переезжали всегда, и города их переваривали. Если не первое поколение, то второе уже точно становилось горожанами. Но Махачкале не повезло. В девяностые она стала жертвой огромной волны, что спустилась лавиной с гор. Город не переварил вновь прибывших, но зато они переварили город и создали в Махачкале огромный аул. И главным аульчанином долгое время был Саид Амиров. Попытки переломить тенденции, созданные при нём, совершали все мэры, но потом им либо не хватало времени, либо они сдавались… Новое село переваривало и их…

В конечном итоге количество населения взяло верх, и Махачкала снова стала городом. Но очень несчастным и изуродованным городом.

***

Сделать Махачкалу несчастным городом, коим она является сейчас, старалось много людей. И делали они это, как я писал чуть выше, – десятилетиями. Вы идёте по этому городу и чувствуете раздражение и напряжение. Все ненавидят всех. Улыбающихся людей практически нет. Хотя природа одарила нас вполне себе умеренным климатом. В году в Махачкале 206 солнечных дней, облачных – 92 и пасмурных только – 65! У нас рядом море с прекрасными песчаными пляжами, которое превращено в помойку. Есть еще вид на красивую гору Тарки-Тау, которую завалили мусором. Что за талибан сидит в головах людей, отвечающих за Махачкалу, если на самом деле всё так мерзопакостно! У Махачкалы нет даже своей приличной смотровой площадки! Вина Дадаева не в том, что всё так плохо, вина его в том, что он ничего не сделал для изменения этой ситуации.

Я просматривал эти цифры с отчётов по возвращённой городу земли. «С 2019 года через суды возвращены участки общей площадью более 250 га. Судебные дела продолжаются, и, может быть, до 300 гектаров дойдёт», – сказал мэр Махачкалы на своём майском выступлении в НС РД. И это прекрасно, но мэр – это ведь не только возвращённые куски земли, это диалог с городом. Реконструкция улицы Коркмасова – это свидетельство того, насколько махачкалинский мэр глух к городу, который ему подарили. Может, поэтому ему наплевать на то, как чувствуют себя в этом городе граждане: ведь, как известно, люди редко ценят подарки. Дадаев и без этого человек, который не ценит людей, ну, а в сложившейся ситуации и вовсе ведёт себя как человек, которому отдали этот город на кормление.

***

Ещё раз об ужасном внешнем виде Махачкалы напомнила председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко. Во время своей поездки в Дагестан она призвала руководство Махачкалы избавить город от огромных билбордов, уродующих его, и высадить побольше цветов. «Красивый город Махачкала. Он развивается, он строится, он становится лучше, но эстетики надо добавить, чистоты надо добавить, с мусором до конца проблему решить, ухоженности нет, цветов мало… Посмотрите, сколько рекламы, которая уродует город, все завешено какими-то вывесками», – сказала спикер Совета Федерации на совещании с Правительством Республики Дагестан. Она подчеркнула, что крупноформатные билборды, которые портят архитектуру города и закрывают красивые здания, – это пережиток девяностых.

Матвиенко предложила руководству города посчитать, сколько средств в бюджет приносит реклама, «которая уродует город». «Или вообще ничего, или, поверьте, может быть, 10 или 15 млн. Ради чего? Остальное, наверное, как-то по-другому платится, я не знаю», – сказала председатель Верхней палаты парламента. «Хотят рекламщики рекламировать себя, должны использовать красивые сити-форматы, как в Париже. Махачкала ничем не хуже. Сити-форматы красивые, удобные», – продолжила она. По ее мнению, рекламщики используют общественное пространство города, «незаконно размещая несогласованные вывески и рекламу». «Давайте сделаем отдельный цветовой код Махачкалы, чтобы вывески на зданиях, объявления были одного стиля, одного цвета. Давайте займемся обликом города», – предложила Матвиенко.

И это Валентина Ивановна не увидела, как на самом деле строятся новые маалинские кварталы. Её не покатали в районе Новой автостанции или же Семендере. Там её действительно ждал бы культурный шок.

***

Дадаев, будучи выходцем из маленького посёлка, по сути, так и не стал обладателем городского мышления. Горожанин – это всегда космополит, которому нужны люди из разных социальных слоёв, сред, групп. Горожанин открыт к новым идеям и инновациям. А эта дадаевская попытка набить все кабинеты земляками-чиркейцами, однокурсниками, старыми знакомыми – в конечном итоге оборачивается недоверием к нему как к мэру, и как к человеку. По сути, нет ни одного независимого паблика, где был бы выложен Дадаев, и на него бы пошла положительная реакция. Всё по-другому только там, где прослеживается работа его пиар-службы. Однотипные комментарии выдают автора этой виртуальной потёмкинской деревни. А проплаченные Телеграм-помойки только укрепляют в мнении, что Дадаев в своей должности беспомощен.

Недовольство людей тем, как управляет городом Дадаев, связано, прежде всего, с его качеством управленца. Здесь нет ничего личного. Если половина возглавляемого им города сидит без света, а мэр отоваривается в дорогом бутике в Турции, это не может не возмущать горожан. Люди видят его дорогие покупки, люди слышат его истошный смех, наблюдают за тем, как охранники выносят пакеты с покупками – и реакция их на это очень даже предсказуема! У нас это первый мэр, который не стесняется своего непонимания, за что его ненавидят горожане. И никакой московский опыт не помог Дадаеву понять, что любовь людей не нужно покупать, нужно просто делать так, чтобы граждане не сидели без света и без воды, нужно сделать так, чтобы машины ездили по нормальным улицам. Нельзя убивать городское движение ради уличных кафе, сколько бы денег они не платили! Да много ещё разных «нельзя», на которые откровенно наплевать Дадаеву.

К сожалению, мы живём в системе, где нет реальных выборов мэра города, иначе Дадаева здесь просто не было бы. Как уже давно не было этих бруталов из девяностых. Город выбирал бы себе мэров, отвечающих за то, что в нем происходит. Мы устали от колхозников и бандитов, мы устали от людей, которые видят Махачкалу не городом, который должен развиваться, а возможностью личного обогащения. Жаль, что мы в обстоятельствах, которые никак от нас не зависят.

***

Валентина Матвиенко сказала, что Махачкале нужно добавить ухоженности и убрать уродующие город билборды. Боюсь, что Махачкале нужно сначала обзавестись мэром, который готов полюбить этот город и принять его всем сердцем. Махачкале нужен мэр, который отвечал бы перед горожанами за то, что происходит в городе. И уж точно, Махачкале не нужен очередной самопиарщик, спортсмен или бандит, который будет грабить город ради личной наживы. Пока Махачкала снова не станет городом в полном смысле этого слова – ничего не изменится.

На этой неделе стояла ужасающая жара. У половины моих знакомых дома не было света. Каким словом они поминали Дадаева – я писать не буду. Хотя их пресс-служба заявляет, что к электроснабжению Махачкалы мэр города отношения не имеет…