Педагогическая запущенность, или Мина замедленного действия
История с Али Байрамбековым неожиданно вышла на новый уровень, который сильно напомнил нам о том, с чем мы массово сталкивались в конце нулевых и начале десятых. Угрозы, попытка рэкета, запугивания, экстремистские видеообращения… Мы думали, что такие бандиты, которые были в девяностые, уже у нас не появятся. Однако нет. Появившиеся угрозы в адрес Байрамбекова нам напомнили, что прививки от этой заразы почти нет. И что всё начнётся заново, как только власть или правоохранительные органы дадут хоть где-то слабину.
Заур Газиев
Но, впрочем, начнём с самого начала. Когда мы думали, что история с любвеобильным стоматологом Байрамбековым подошла к своему логическому концу, неожиданно появилось видео, на котором молодой человек с бородой высказывает угрозы убийства Али Байрамбекову. Угрожавший настаивал на том, чтобы Байрамбеков уехал из республики. Главный герой видеоролика выступил поборником морального облика, нравственности, блюстителем чистоты всего Дагестана. Угрожавший сообщил, что стоматолог теперь под санкциями, и они таких, как он, будут карать. Он даже сказал о том, что они с Али лично знакомы. Говорил, что они встречались несколько раз. В конце видео с угрозами парень продемонстрировал нож, и намерения его были более чем понятны: угрожавший выглядел трезвым и понимавшим, что делает. Поэтому правоохранительные органы не заинтересоваться этим случаем не могли. «Героем» оказался 28-летний Абдулла Магомедов из махачкалинского пригородного поселка Богатырёвка.
Естественно, что на фотографии с допроса из полиции он уже не выглядел таким грозным и решительным, как на видео с угрозами. Когда мои знакомые про таких «мстителей» и «карателей» говорят, что они храбрые только до первого цэпэшника, я даже не представлял себе, насколько это правда! Когда с такими вот «обращателями» начинают говорить представители Закона, на первой же беседе они реально рассыпаются, как карточные домики. С одной стороны, это прекрасно, когда справедливость восстанавливается. Но, с другой стороны, меня всегда мучает вопрос: а дальше что? Что с этими людьми происходит потом? Они после этих бесед раскаиваются в своих поступках? Глядя на этого колоритного «угрожателя», я сильно в этом сомневаюсь.
Тем более, когда мы стали раскапывать эту историю, оказалось, что наш видеообращенец засветился в других некрасивых криминальных историях. Притом что его криминальная карьера начиналась ещё со школы. Характерной для него можно назвать тему издевательств над своими младшими земляками. Ещё со школьной скамьи Абдулла Магомедов очень любил травить тех, кто не окажет ему сопротивления. Про это хорошо знали в школе посёлка Богатырёвка, откуда Абдулла начал свой «творческий путь». К слову сказать, он ушел из школы после девятого класса. Поэтому не имеет даже полного среднего образования. Но при этом очень любит учить жизни других людей. Нам стало известно о случае, когда он избил в школе парнишку, который был и младше него, и слабее, за то, что тот вёл социальные сети. Здоровый двухметровый парень избил школьника так, что учителям пришлось вызывать полицейский наряд и машину «Скорой помощи». Но точку в буллинге поставила тогда, к сожалению, не полиция, а старший брат подростка. Он банально избил Абдуллу на глазах у своего младшего брата, после чего травля мальчика прекратилась. И насколько мне известно, это не был единственный эксцесс, связанный с этим человеком.
***
Я посмотрел видео с угрозами вместе с психологами и попросил прокомментировать то, что они увидели. Все в один голос сообщили, что там очевидные проблемы с воспитанием. Педагогическая запущенность Абдуллы настолько очевидна, что порою не знаешь, жалеть его или обвинять. Эта проблема слышится в каждом построенном им предложении. Он как бы пытается оставить за скобками, что у него нет образования, профессии, работы, которой он мог бы гордиться; нет спортивных достижений; нет собственной семьи – нет вообще ничего, кроме огромного самомнения. Понятно, что мама растила его без отца, и тут у него масса комплексов, связанных с этой ситуацией, но почему обязательно заложниками его психологических проблем должны быть другие люди? Каждый раз, как Абдулла устраивал проблемы, его мама, которая держит в Богатырёвке магазин, приходила и спасала сына. Так случилось и на этот раз.
Сейчас Абдулла Магомедов отпущен домой, и на какой подвиг его потянет через некоторое время – пока неизвестно. Но это обязательно случится! Люди с таким комплексом Наполеона, с таким нарциссизмом никогда не останавливаются. Он уже считает себя нравственным мерилом для поступков других людей. Подождём, пока он объявит себя кадием «Имарата Кавказ» (террористическая организация, запрещенная в РФ)…
***
Когда эту ситуацию мы обсуждали с психологами, я задал вопрос: почему человек, чьим единственным достоинством является его физическая оболочка, вдруг возомнил себя главным авторитетом и вершителем судеб. Психологи объяснили, что этого человека гнетут внутренние проблемы. Во-первых, это психопатическая личность, у которой в силу определённых причин отсутствует критическое мышление и некое наблюдающее второе Я. Он априори не способен адекватно оценивать ситуацию, в которой находится. Этот человек живёт в своём выдуманном мире, в котором он вершина социальной пирамиды; и каждый раз, соприкасаясь с реальностью, он искренне этому удивляется. Он никогда не ведет себя агрессивно, когда понимает, что может получить отпор. Он интуитивно чувствует своих потенциальных жертв. Религия для него только прикрытие и объяснение его агрессивного поведения. Хотя на самом деле система ценностей этого человека весьма примитивна и даже отдалённо не напоминает систему ценностей искренне верующего человека.
Один из психологов высказал такую версию: вполне возможно, что Абдулла хотел таким образом пошантажировать Байрамбекова и подзаработать на нём. Ориентация в шкале ценностей «Добро-Зло» у Абдуллы Магомедова весьма условна. Притом что он понимает, сколько проблем создает своей семье. Мама его работает с утра до вечера; о брате говорят, как о порядочном человеке; других родственников тоже вспоминают с уважением. Нет сомнений, что с этим раскладом знаком и сам Абдулла…
И всё-таки, что стоит за таким поведением? Что стоит за попыткой привлечь к себе внимание?
«Давайте прекратим копаться в этом малоприятном человеке, – сказал один из психологов. – В Дагестане таких, как Абдулла, тысячи! Они уже стали неким социальным явлением – новые варвары. Они уважают только силу и деньги. Они боятся только того, что может доставить им физическую боль и проблемы. Что делать с такими гражданами? Это вопрос к правоохранительным органам. А что касается Абдуллы – он ведь уже состоит на учёте как лицо, склонное к экстремизму. Сделать что-то ещё, пока его фантазии не подтолкнут к другим незаконным действиям, вряд ли они смогут. Мать будет спасать его до тех пор, пока он не попадётся на действительно серьёзной статье. Во всяком случае, всё идёт к этому. Перевоспитанию он не подлежит. Осознать, что какие-то важные вещи в своей жизни ему нужно исправлять, – он не в состоянии. Он весьма своеобразно воспринимает, что для человека его возраста и социального статуса можно, а что нельзя. И это трагедия».
***
И здесь мы подошли к проблеме, которая встает перед нами каждый день. Что делать с ней – мы не знаем. Выросло практически целое поколение ни на что неспособных людей. Они физически здоровы и весьма самоуверенны. Они считают себя лидерами и не способны себя критически оценивать. Все их проблемы решали мамы и папы, при этом выращивая из них идеальных эгоистов. В результате эти люди не способны учиться, чтобы приобретать навыки, необходимые для овладения профессией; они не имеют социального интеллекта для того, чтобы выстраивать горизонтальные связи. Их самомнение не позволяет им начинать карьеру с самого низа, а на должности заместителей министров их никто не ждёт. И осознание этого вводит их в шок. Прибавьте к этому, что они в большинстве случаев не способны построить свою собственную семью со здоровыми отношениями: они ведь искренне считают, что жены – это почти что рабыни, которые не должны им перечить и только должны выполнять все их капризы. Очевидно, что нормальные девушки в таких абьюзивных отношениях не задерживаются. В результате эти люди не образованы, не социализированы, не имеют гармоничных отношений с противоположным полом.
Ценности, которые должны были бы закладываться у человека родителями в детстве, у них отсутствуют. Поэтому объяснить себе происходящее и правильно на это среагировать они не могут. Понимание веры у них тоже весьма экстремистское. Что с этой социальной группой должно делать общество – мне непонятно. Ясно одно, что большинство из них всегда заканчивает плохо. И здесь, судя по бэкграунду, по-другому не будет.
Добавить комментарий