Фото к тексту_1 Фото к тексту_2

Новость о том, что Сергей Меликов навестил Муртазали и Патимат Гасангусейновых, прошла как-то тихо и почти незаметно. Читая комментарии по этому поводу, я не увидел какого-то особенного хейта или восхищения. Приехал, посадил дерево, о чём-то личном поговорил в доме и уехал. Основная волна критики досталась памятнику с изображением братьев и воркаут-площадке рядом с памятником невинно убиенных. Ну, и неудивительно…

Заур Газиев

В официальном сообщении говорится следующее: «Сергей Меликов ранее уже встречался с Гасангусейновыми. Тогда же Муртазали Гасангусейнов предложил руководителю региона принять участие в посадке деревьев в память о его сыновьях. Глава республики откликнулся на просьбу отца и сегодня посадил вместе с ним рядом с домом Гасангусейновых магнолии, символизирующие выносливость и вечность. Рядом с домом также устанавливается воркаут-площадка в рамках федерального проекта «Трезвая Россия». За воркаут-площадкой расположился памятник братьям Гасангусейновым, к которому руководитель субъекта возложил цветы.

В доме Гасангусейновых у Главы региона состоялся личный разговор с Муртазали и Патимат, в ходе которого он уточнил, с какими проблемами сегодня сталкивается семья, и обещал помочь в их решении. Вместе с тем Сергей Меликов подчеркнул, что самое главное – душевное спокойствие родителей. Их горе не забыто, и руководство республики будет и впредь поддерживать семью».

Вот хотите вы или нет, люди всегда будут сравнивать отношение государства к родителям братьев Гасангусейновых и к родителям Магомеда Нурбагандова. И то, что Сергей Меликов решился на этот жест по отношению к жертвам внесудебной казни, – это огромный человеческий поступок ради справедливости со стороны руководителя Дагестана. Обычно такие истории у нас принято игнорировать и делать вид, что всё в порядке. Но Сергей Меликов, сам потерявший сына, прекрасно знает, что такое хоронить своих детей. И во всём том, что произошло, есть высшее проявление человечности, причём от того, от кого мы этого ждали меньше всего. Ведь те, кто работает в силовых подразделениях, очень не любят признавать свою вину, они не умеют извиняться и на нехорошую про себя правду обычно отвечают через свои помойки типа «Кавказпресса», «Бессовестного Дагестана» и «Совести Дагестана».

Учитывая вышесказанное, то, что было сделано руководителем республики, приобретало особую ценность. В этом случае несгибаемый дух Муртазали Гасангусейнова в конце концов одержал победу. Отец не мог вернуть своих мальчиков, но доказал, что они никакие не террористы, а обычные пастухи, ставшие жертвой произвола и клеветы. И как в этих обстоятельствах будут чувствовать себя те, кто сделал всё возможное, чтобы правда не восторжествовала, – мне очень интересно! Ведь имена этих людей хорошо известны. От судьи и до начальника районного отдела МВД, ныне разжалованного до участкового.

Мне очень жаль, что у Сергея Алимовича не получилось приехать весной или осенью, когда сажают фруктовые деревья. Я помню, как в моём детстве старики сажали именно фруктовые деревья, зная, что они будут плодоносить и тогда, когда их уже не будет на этом свете. И эти деревья становились подарками тем, кто потом носил их фамилию, растил их внуков и правнуков. Всё имеет смысл… Что касается магнолии, то кто его знает, каково будет этому чужому для наших гор дереву…

***

Я думаю, что против смерти есть только одно лекарство – это жизнь. В память о погибших мальчиках действительно было очень правильно поставить воркаут-площадку, чтобы горские ребятишки смогли играть и заниматься спортом. Да и Гасангусейновы смогут отвлечься на детский гомон и не будут бесконечно погружены в свою печаль. Это замечательно, когда появляется возможность переломить свои отношения с реальностью. Заменить чувство обиды на желание помочь другим людям. Мне кажется, что после таких историй всегда должно появляться что-то светлое. Именно так появился, к примеру, Стэндфордский университет. Когда железнодорожный магнат и сенатор США Леланд Стэнфорд, который к тому же был губернатором Калифорнии, вместе со своей женой Джейн Стэнфорд потеряли сына, то они решили в его память основать университет. Леланд тогда сказал супруге: «Дети Калифорнии будут нашими детьми».

Люди по-разному реагируют на потери. Иногда страдания вытаскивают из них самое благородное и лучшее. Поэтому я понимаю, почему Муртазали, оставаясь верным памяти своих сыновей, не стал превращать жизнь вокруг себя в кладбищенский мемориал. Он показал пример действительно благородного отношения к реальности. А это значит очень многое, это показатель силы человека.

Как говорят люди, работающие в ковидном госпитале, самым главным является настрой человека. Склонные к тому, чтобы всё время жалеть себя, ныть и жаловаться, даже после прививок не выживают. А есть люди, побеждающие даже фатальные поражения. Именно такому отношению к жизни учит пример Муртазали Гасангусейнова.

***

Недавно наткнулся на бизнес-коуча Александра Палиенко, который рассказывал очень интересную историю. «Американский актер Ричард Гир сказал: «Моя мама всегда следила за своим питанием, она сидела на диетах, она вовремя ложилась спать, вовремя вставала. Она делала зарядку, проводила дыхательные практики, но она в итоге умерла от рака. Мой папа пьет алкоголь практически каждый день. Питается фастфудом, курит сигареты, и ему уже далеко за восемьдесят. И он … до сих пор живой и нормально себя чувствует. Знаете почему? Все зависит не от того, что вы едите, и не от того, какой образ жизни вы ведете, – всё зависит от того, как вы относитесь к жизни и насколько у вас нет жестких убеждений, правил и действий от страха, – настолько вы будете здоровы и настолько вы будете жить долго. Если вы всё своё мировоззрение строите на осуждении, на отрицании и на страхе, то для того, чтобы жить, вам нужно уничтожать самого себя. Для того, чтобы вы приносили другие жертвоприношения, и тем самым могли выживать. И поэтому, меняя свои убеждения, меняя истории, через которые вы взаимодействуете с миром (это, кстати, не очень легко сделать), вы можете продлить себе жизнь где-то на 10-70 лет».

Не знаю, насколько могут быть верны эти цифры, но факт остаётся фактом: чем добрее человек, чем меньше обид он держит на сердце – тем легче ему живётся, тем он внутренне цельнее и сильнее. Он сумел приподняться над обидами, страхом, над желанием мести, крови и ритуальных жертвоприношений. Мне кажется, что история таких потерь, как у Муртазали Гасангусейнова, это как проверка для человека, какой он по своей сути – добрый или злой. Как, впрочем, и для Сергея Меликова. Он ведь тоже мог делать вид, что его эта история не касается, но человеческое всё равно взяло верх. А я такие истории мимо себя пропустить не могу. Муртазали ведь звал Сергея Меликова сажать деревья – по сути, он предложил человеку остаться на стороне добра. Ему уже всё ясно с этой системой. Мы понимаем, что, к сожалению, абсолютное зло – является частью нашей государственной системы, и его победит только время. Поэтому борьба с ним не имеет смысла. Но при этом каждый из нас вполне может остаться человеком, не потеряв уважения, в первую очередь, к себе самому.

***

Жизнь и смерть всегда идут рядом. Иногда побеждает смерть, иногда жизнь. Вопрос в том, каким вы видите мир, окружающий вас. С возрастом ты учишься отпускать обиды и принимать вещи, с которыми в молодости готов был бороться. Появляется понимание, что всё в этом мире уравновешивается. Победители уйдут вместе с побеждёнными. Не стоит увлекаться борьбой с кем-то и чем-то – в жизни есть слишком много вещей, которыми можно заниматься. Смерть побеждает только в том случае, если вы озлобились и хотите крови и мести. Жизнь побеждает – если вы радуетесь, что рядом с вашим домом появилась воркаут-площадка, и вы видите, как поколение новых людей наполняет жизнью мир вокруг вас.

Встреча Меликова и Гасангусейнова – это один из очень драматичных моментов современной дагестанской истории. Но и тот, и другой доказали, что они просто люди. Два отца встретились, понимая, что боль другого человека не меньше твоей боли. В этот момент Сергей Меликов доказал, что он Человек с большой буквы. У нас, наверняка, будет много поводов для критики его работы. У нас будет много поводов для непонимания каких-то его действий. Но эта будет критика и непонимание действий благородного человека, который может быть неправ, как и любой из нас. Но это Человек. А слово «Человек», как известно, звучит гордо!