Фото к тексту_www.newsae.ru

Если у вас нет охраны и нет толпы сторонников, которая будет вас сопровождать, то говорить о том, что президент Франции Макрон имеет право защищать ценности своей страны нельзя. Неизвестно откуда выскочит фанатик и отрежет вам голову. А потом громко выступит Хабиб и скажет, что всё это нормально, и те, кто не соответствует их понимаю праведности, достойны отрезания головы. Ну, может и не будет говорить так прямо, но эта мысль будет донесена до всех, кто попытается не встать на его сторону. И полная душевности встреча с Сергеем Меликовым сомнений в этом не оставляет.

Заур Газиев

2020 год действительно даёт поводы для удивления. И что-то мне подсказывает – добром всё это ни для кого не закончится. Мир и мы вместе с ним потихоньку погружаемся в какое-то необъяснимое безумие. Не успели мы прийти в себя от отрезанных во Франции голов, как организована серия убийств в Вене. Вечером 2 ноября неизвестные открыли стрельбу рядом с синагогой в центре австрийской столицы. Число погибших, по разным данным, варьирует от 1 до 7 человек. Еще несколько человек ранены, сообщалось и о тяжелых травмах полицейского.

Как позже стало известно, нападавший оказался албанцем. Под раздачу попали синагога, рестораны… Для чего это делать в стране, которая приютила тебя и дала возможность жить по-человечески, мне не понятно! Мне кажется, что коронавирус влияет не только на лёгкие. Видимо там и мозги переформатируются. Подобие теракта случилось даже в Татарстане! При этом одни возмущены карикатурами и им наплевать на убийства мирных людей, а другие искренне не понимают, почему из-за нелепой картинки можно лишать человека жизни в XXI веке. Я тоже совсем не понимаю французского чувства юмора, и в чём смысл карикатур мне также не ясно, но в конце концов – это их традиция. Они живут у себя дома, и их дело, кого они делают предметом своих идиотских шуток. А таких карикатур в Шарли Эбдо много и на самого Макрона, и на Папу Римского, и на Трампа, и на Меркель, и на Путина. Но скромный жизненный опыт подсказывает, что в этом случае самый разумный выход – это игнор. Оскорбления обидны только тогда, когда ты их принимаешь на свой счёт. А я за свою жизнь навидался оскорблений немало. Но с возрастом я пришел к осознанию того, что не имею никакого отношения к тому, что думают обо мне малознакомые люди. Как сказал Сергей Шнуров: «Не мешайте людям думать о вас так, как им хочется. Может это для них единственное утешение».

С некоторых пор меня вообще не волнуют люди, для которых в радость облить кого-то помоями. И не имеет значения, в чей адрес это делается: в адрес пророков или обычного человека, которого они считает слабее себя. Подлец это тот, кто совершает подлый поступок, и социальный статус жертвы не меняет сути сделанного. И в этой связи я читаю дагестанские паблики, полные оскорблений друг друга, клеветы, взаимной ненависти и подозрительности, и понимаю – от всей это мерзости хочется держаться подальше. Насколько это возможно. Удивляет только одно, почему они так уверены, что пачкая друг друга, можно стать чище? Почему думают, что убивая людей можно стать счастливее? Почему допускают, что пользуясь чужой добротой и проявляя неблагодарность, можно быть вечно сытыми?

***

Интернет прекрасная вещь для того, чтобы узнать, что на самом деле думают люди, и к какому социальному классу принадлежат носители тех или иных идей. Интернет помогает узнать, что такое большинство и на чьей стороне меньшинство, принимающее решение. И это прекрасно, но только если вы знаете, что со всем этим делать! А если, к примеру, вы поняли, что живёте в республике, где убийства – это норма жизни для большинства людей, то что вы с этим знанием будете делать? Это ведь как проснуться на острове каннибалов. Я не жду от Хабиба проповеди мудрости и доброты. Понятно, что если бы он был на это способен, то никогда бы не смог бить людей и заработать столько денег. Но когда от молодой и вроде как умной аудитории мы получаем большинство голосов за восстановление смертной казни – я не знаю, как это вообще можно понимать? Эти люди, если что, выросли в сытое время, они не пришли на запись в студию ток-шоу голодными или плохо одетыми. Но они пришли с готовностью лишать жизни других людей. А вопрос о смертной казни в ходе беседы был поднят случайно. И вот ведущий просит поднять руки тех, кто считает, что смертную казнь следует применять. От увиденного ведущий ток-шоу просто опешил – большинство людей были за снятие моратория на смертную казнь. Мы долго думали, что с этим делать, пока не приняли решение этот кусок из передачи просто вырезать. И если что, это не были спортсмены с отбитыми мозгами – это были образованные молодые люди из наших лучших вузов республики.

И вот я сижу на монтаже и думаю, что не нужно долго искать того, кто даёт нашей молодёжи уроки жестокости и нетерпимости – таких много! Нужно искать того, кто будет говорить людям о человечности, доброте, прощении… Они даже сами не понимают насколько сейчас они в этом нуждаются.

***

Я уже давно писал, что дагестанское общество стремительно дичает и оскотинивается. И можно было бы это как-то пережить, если бы следствием этого не становилось общее озлобление и ухудшение общественного климата. Да, у нас республиканский бюджет сейчас под двести миллиардов, но, несмотря на все финансовые вливания, Дагестан не выглядит счастливым. При этом республика теряет свою грамотную молодёжь. То, что в школах нет молодых грамотных учителей, мы знаем уже лет пятнадцать. Что проблема с врачами – это мы знаем примерно столько же времени, но что проблема даже с ветеринарами – я узнал нынешним летом. К хорошему ветеринару очередь! А живодёры, называющие себя ветеринарами, ставят диагноз наобум. То, что лучшие выпускники школ уезжают из Дагестана, это вообще ни для кого не новость. Процент возвратившихся после учёбы в столичных вузах молодых людей равен статистической погрешности. Потому что не может нормальный человек жить среди каннибалов. Потому что там, где считается нормой отрезание голов, не бывает прогресса. Да, у нас есть самоотверженные молодые люди, которые работали в красной зоне, но это исключение.

Тут мне на днях в вотсапе пришлось неожиданно пообщаться с человеком, который вроде казался нормальным. Вроде и магазин держит, вроде и бизнес у него процветает. Но при этом его кумир – это душегуб Сталин. Его идеал – это Кадыров. А самая справедливая страна – это Китай. И как в одном комплекте уживаются атеист Сталин, религиозный адепт Кадыров и угнетатель мусульман – атеистический Китай, мне не очень понятно. Скорее всего, у него какая-то ранее не диагностированная форма сумасшествия. Но дальше уже было совсем страшное. И вот я веду диалог с человеком, для которого «арабы правильно делают что пользуются французами», а «благодарность за помощь в трудную минуту – это признак лоха». И вот передо мной раскрывается образ человека, для которого убийство – это норма, способность воспользоваться грубой силой – это плюс ещё одна возможность, хамство – дополнительный шанс быть успешным. И много ещё раскрылось в этом откровенном диалоге, который прекращаю, только отправив собеседника в полный игнор.

И вот думаешь, что за жизнь нужно было прожить, чтобы быть носителем таких ценностей? Но самое ужасное даже не в этом, а в том, что с виду это милые добропорядочные обыватели, и никто не заподозрит в них такой откровенной дьявольщины. Теперь я понимаю, какие люди помечали крестами двери инакомыслящих накануне Варфоломеевской ночи. Вы думаете, что он не знает о том, как в сталинские времена было достаточно написать донос – и твой сосед уже освобождает жилплощадь? Безусловно – знает. И ему это нравится! И он в этом не боится признаваться. Мы стремительно погружаемся в зло, которое становится нормой нашей жизни. Людям больше не стыдно быть злыми, завистливыми, жестокими, алчными. И всё это под разговоры о ценностях, религии, пророках, справедливости. И я даже не знаю, что меня больше убивает: Хабиб, открыто оправдывающий убийства или тихий обыватель, готовый оправдать любые мерзости, на которые способен человек ради наживы. Хабиб хотя бы не притворяется тем, кем он не является.

***

На днях увидел пранк, как девушка в Махачкале подходила к людям и говорила им приятные слова. Из более чем десяти человек нормально отреагировала только одна девушка. Остальные даже не улыбнулись в ответ. И вот я смотрю на это, по сути, страшное видео и думаю о том, что никакие деньги не сделают человека добрым и способным к состраданию. Никакие добрые слова не заставят человека в ответ улыбнуться. Никакое изобилие не утолит голод, если вы живёте в состоянии ненависти, агрессии и обид.

Никакой Меликов не сделает Дагестан счастливым, пока Дагестану хорошо от того, что кого-то бьют, убивают, унижают, оскорбляют. Но чтобы это сказать людям и быть правильно понятым, наверное, нужно чтобы у людей была хоть какая-то жажда света, тепла и доброты. Но ничего этого нет, и мы погружаемся в состояние ненависти и обид. Откуда всё зло идёт, мы уже знаем (и цитаты Меликова тут не при чём), но вот как научиться жить рядом со всем этим – задача гораздо более сложная.