Sic transit gloria mundi
Он был высоким седовласым мужчиной столько, сколько себя помню. И вот я уже сам немолодой, а он всё такой же. И что-то внутри мне подсказывает, что без мистики тут не обошлось. Магомедали Магомедовичу Магомедову 15 июня исполнилось 90 лет. И в его случае это не одна (пусть даже наполненная событиями) жизнь – это много жизней, про которые этот человек знает всё…
Заур Газиев
Когда человек подходит к такой дате, то принято вспоминать вехи из биографии, принято говорить о том, какой это человек. Мы говорим, с какими людьми он встречался, какой выбор он делал. В эпоху всезнающего интернета очень трудно написать что-то, чего ещё не было написано о человеке, который сегодня ведёт довольно закрытый образ жизни. Однако всегда есть возможность посмотреть на хорошо известное и увидеть человека под тем углом, под которым его рассматривали крайне редко…
Самый главный эпитет, относящийся к этому человеку, «мудрый». Именно такими, как он, я всегда представлял себе римских мудрецов, изрекавших свои мудрые крылатые выражения: «Великому духом подобает большое счастье». «Орёл не ловит мух». «Если голос есть – пой!»
Мне неизвестны случаи, когда этот человек кого-то уничтожил, оскорбил или кому-то поломал жизнь. В личном общении он всегда вежлив, доброжелателен, и в каких-то случаях даже снисходителен. Однако приходилось видеть его и разгневанного и саркастичного. При этом последнее делалось с таким изяществом, что объект сарказма понимал картину происходящего самым последним. Мне приходилось оказываться рядом с этим человеком не часто, но каждый раз это были очень яркие впечатления. Как и всякий большой человек, он умеет прощать людям неспособность быть большими. Когда касается политики – он стойкий патриот, в лучшем смысле этого слова. Причём патриот, как России, так и Дагестана. Для него это две очень важные части одного целого. Для него неприемлемо какое-то разделение. При том, что он реалист и прекрасно понимает, что политика – это очень сложная работа. Именно при нём Дагестан был лидером среди регионов Северного Кавказа. Мы ведь не только самые большие, мы ещё и очень самобытные, харизматичные и во многом самостийные. Это ведь про нас говорится, что «жизнь без свободы – ничто»!
Выстроить гармоничные отношения внутри республики с её многочисленными народами, с экономическими интересами различных групп, с разными идеологическими платформами – это было очень непросто. Прибавьте к этому правила, которые устанавливались из Москвы, и вы получите настоящие шахматы, где любой неверный ход – это тысячи обиженных. Но с этой работой в девяностые он справлялся. Ведь тогда было самое сложное для страны время.
***
На мой взгляд, для Магомедали Магомедовича на первом месте стоят семейные ценности. Ничто так не вызывало его сочувствия, как какая-нибудь сложная человеческая история. Никогда не забуду рассказ одной моей знакомой о том, как когда-то Магомедали Магомедович спас её мужа. Дело было в лохматые девяностые, когда выборы проводились стенка на стенку. Муж её тогда был молодым парнем, который оказался в одной из группировок, а она противостояла другой аналогичной группе, но уже другого кандидата. И вот когда случилось физическое столкновение двух групп, на место происшествия приехала милиция – все разбежались, а этот парень не успел. Не успел и оказался в руках милиционеров. За хулиганство, да ещё на выборах ему светил приличный срок. Семья была не богатая, денег на дорогого адвоката не было, и вот отец берет армейскую фотографию сына и едет в Махачкалу. Какими-то немыслимыми усилиями он добирается до председателя Государственного Совета. На приёме он показывает Магомедали Магомедовичу армейские фотографии сына. А на этих фотографиях, кроме этого молодого человека, был и покойный сын Магомедали Магомедовича. Я не знаю, каким был разговор в главном кабинете республики с простым юждаговским мужиком, но молодого человека отпустили. Потом этот парень женился, обзавёлся детьми, вёл образ жизни добропорядочного человека, и об ошибке молодости вспоминал, как дурной сон. И может быть, не вмешайся тогда Магомедали Магомедович, судьба этого человека была бы совсем иной.
«Я человек, и ничто человеческое мне не чуждо». «Дважды даёт тот, кто даёт быстро». В этой истории я увидел человека с абсолютно гуманистическими идеалами. Человека, который понимал, что человеческая жизнь важнее обстоятельств. В нём всегда жило понимание, что человек, который кормит свою семью, помогает своим родственникам, работает на государство, или же занимается предпринимательством – это человек, достойный уважения. В этом плане он хранитель настоящих горских ценностей в их исконном понимании. Дом Магомедали Магомедовича по праздникам всегда полон гостей. И не имеет значения, что он уже давно не у дел. Люди, знающие его не по слухам и досужим разговорам, считают своим долгом прийти и поздравить его. Его радушная жена Зульгижат Магомедовна всегда знает по именам тех, кто к ним приходит. Помнит всех, включая членов семей! И никогда никакой гость не остаётся без её внимания и доброго слова. Кто бы ни пришел к ним, невзирая на весь бэкграунд, этого человека будут принимать так, как принимают гостей в настоящей дагестанской семье.
***
«Желающего судьбы ведут, нежелающего – влачат». Иногда складывается впечатление, что сама судьба поворачивалась к Магомедали Магомедовичу лицом и вела его за руку к успеху. Вот что меня всегда удивляло: чтобы оказаться на каких-то должностях – ему не нужно было интриговать или строить козни. Он просто много и беспощадно работал и оказывался в числе тех, кто заслуживал свои назначения просто отсутствием лучшей альтернативы. Магомедали Магомедович – это человек, который посвятил жизнь служению своей родине. И его отношение к своей работе можно сопоставить с отношением к чему-то, за что он отвечает всем сердцем и душой. А между тем, за десятилетия, прошедшие после его ухода, мы навидались разного отношения к тому, что из себя представляет Дагестан.
«Благополучие народа является высшим законом». Главное слово, характеризующее его отношение к республике, это «Уважение». Он никогда не позволял себе неуважительное или пренебрежительное отношение к людям. При всём том, что он прекрасно понимал мотивацию и причины тех или иных поступков людей. Ошибался ли он в людях? Наверное, как и любой другой человек. Но поддержи он других людей – оказались бы они лучше тех, кто был рядом с ним? Власть меняет всех. Чем больше власти, чем больше денег, тем больше сил нужно человеку, чтобы не оторваться от тех ценностей, которых он придерживался.
***
«Сорная трава растёт быстро». Жизнь штука злая. И её шутки порой бывают очень неожиданными. Люди, которые в своё время планировали его свержение, так ничего и не добились. Кто-то погиб, кто-то умер, кто-то в бегах, кто-то провалился в безызвестность, а вот он жив, и получает признание за сделанное им много лет назад. Чем не странности судьбы? При этом Магомедали Магомедович никогда не мстил своим недругам – он предоставлял возможность судьбе самой довершить своё дело. Честно говоря, меня самого иногда очень подмывало желание спросить его о том, как он понял, что правильнее не спорить, не пытаться убедить людей в их неправоте, а просто дать им возможность увидеть результат своих действий! Как? Человек – это его выбор. Результат действий человека и есть оценка того, насколько правильным был выбор человека.
Магомедали Магомедовичу исполнилось девяносто. На РГВК прошел очень хороший теплый сюжет, президент России Владимир Путин вручил очередную награду, а глава республики Владимир Васильев зашел на огонёк в гости к Магомедали Магомедовичу. Еще покажут фильмы про вехи из его жизни. Тихие земные радости пожилого человека, который всю свою жизнь посвятил Дагестану.
Многие вам лета Магомедали Магомедович! Спасибо за то доброе отношение и уважение к Дагестану, которое вы культивировали вокруг себя! Спасибо за то, что самобытность и характер наших людей вы воспринимали как сильную сторону республики, а не как повод ломать хребет тем, кто родился другим, и никогда не сможет стать среднестатистической безликой массой! Пока вы есть, мы помним, что Дагестан достоин того, чтобы любить его таким, какой он есть.
С уважением отношусь к юбиляру. Но всё же история с Госсоветом это просто ни в какие ворота.