Карикатура к тексту_www.twimg.com

Сначала я хотел назвать этот текст «Скандал в благородном семействе». Но благородного тут нет ничего, как, впрочем, и семьёй назвать дагестанских журналистов никак нельзя. Да и скандала тут вовсе никакого нет! Обычный параноик во всех подробностях описал, что, по его мнению, представляет собой журналистское сообщество. Когда я увидел этот текст пару недель назад, даже не сомневался, что он будет иметь эффект бомбы-вонючки. Но не больше. А всё потому, что люди уже так привыкли к скандалам, трэш-токам, сливам компромата, оскорблениям, буллингу, что подобные тексты уже просто не трогают.

Заур Газиев

Конечно, про антигосударственную деятельность в своём тексте он переборщил. Просто не очень умные люди не поняли, что ситуация в стране изменилась и хайповать на том, на чем хайповали раньше, уже не безопасно. Да и Зубайру Зубайруев не рулит информполитикой, как там описывается. А так текст этот, в общем, даже имеет право на экранизацию. Во всяком случае, молодым журналистам почитать его будет интересно. Надо сказать, что в жизни я ещё хуже, ещё корыстнее и циничнее, чем там описали. Просто так получилось, что я, моя семья, люди, которые со мной работают, почему-то хотят кушать. Поэтому времени на бесплатную работу у нас нет. Но, впрочем, всё по порядку.

Некоторое время назад в главный офис СКФО приходит бумага, в которой на шести страницах описывается антигосударственная деятельность дагестанских журналистов и главным Карабасом Барабасом или кукловодом выступает Зубайру Зубайруев. При этом довольно верно описывается, кто с кем дружит, кто с кем враждует и кто на чём хайпует. Отдельной линией в этом тесте выделена мадам, хайпующая на женских обрезаниях. Но ей этот текст только в радость. Она любое дерьмо превратит в повод для карнавала. На мой взгляд, это случай для психиатров, но есть люди, которым подобное творчество нравится, поэтому на здоровье! Просто сейчас, видимо, у кого-то сдали нервы, и этот текст – просто предупреждение – красная линия этой мадам уже пройдена! Щели на площади показывать, конечно же, прикольно, но когда это становится проблемой для больших денег и большой политики, они обычно не церемонятся.

Пикантность ситуации в том, что текст был подписан именем Арсена Набиева. И электронный адрес, с которого письмо было направлено, тоже напоминало его имя. Там даже был какой-то контактный телефон. Но будучи много лет знакомым с Арсеном, я хорошо знаю, что такие тексты это не его конёк. Арсен – новостник и в больших текстовых форматах не работает. Да и потом, есть фактологические ошибки, которые он бы не допустил. К примеру, Татьяна Гамалей после изгнания из Миннаца нигде не работает и, по слухам, в университет, куда ее звали, возвращаться не собирается. Арсен бы не стал на этом зацикливаться. У данного текста автор с другой школой, другим базовым образованием. Если бы Арсен работал с такими объёмными текстами, его судьба сложилась бы совсем по-другому. Поэтому я вполне с ним согласен, когда он не считает нужным опровергать своё авторство. Кому надо, тот пусть и тратится на графологическую экспертизу. Вообще, странный какой-то, паскудный текст! Совершенно несоизмеримые аспекты: то замах чуть ли не на шпионскую деятельность, то мелкота фигурантов типа Аиды Мирмаксумовой с ее романтическими историями…

Какое-то время опус приписывался Дине Лотовой, но версия продержалась недолго. Лотова, конечно же, зла на Зубайруева и на меня, но при этом в приятельских отношениях с некоторыми другими фигурантами письма. А их там песочили так, что мама не горюй! Поэтому поиски автора продолжились. Продолжились, но недолго.

***

Когда упомянутое письмо из СКФО было направлено в Махачкалу, оно сразу стало бестселлером. Бедного Арсена Набиева два раза вызывали на допрос в органы, где он отвечал на многочисленные и не очень приятные вопросы. И здесь я ему искренне сочувствую – человек пережил настоящий стресс. В третий раз он уже не пошел, потребовав оставить его в покое. И они оставили, видимо, осознав, что больше ничего нового от него не узнают. Их мне тоже жалко. Не сомневаюсь, что Арсену было, что рассказать про тот гадюшник, что из себя представляет журналистский цех в Дагестане. И это было не так приятно, как посещение Артёма Здунова по протекции прекрасной Эльмиры Шэйковой. При этом, по моим сведениям, Арсен всё же намекнул органам, что примерно догадывается, кто мог собрать все эти разрозненные сведения в один общий текст. Уж он помнит, при ком и что говорил! И когда имя автора всплыло уже без Арсена, то выяснилось, что всё это время этот талант собирал сведения и строил схемы. При этом вёл себя крайне осмотрительно и осторожно. Как не восхититься такой хорошей журналистской работой! Даже если автора несколько клинит на патриотизме и попахивает паранойей.

По моему мнению, никто из тех, кто обозначен в письме, в защите не нуждается. Хотя если за кого-то возьмутся серьёзные силы, то шансов спастись тоже не будет. В конце концов, взрослые люди знают, что делают, в какие игры играют; не сомневаюсь, что и о последствиях они догадывались. Дагестан – маленькое и тесное место. Все про всех всё знают. Кто с каких денег живёт, на какие накрывает поляну и т.д. Информационный рынок, в общем-то, давно поделен. Все понимают, к примеру, почему прекрасному «Новому делу» приходится публиковать опусы Расула Кадиева. Когда «НД» получало поддержку от государства и там публиковалась незабвенная Гурия Мурклинская, у них проблем с властями не было. Ничего личного – только бизнес!

***

И всё же вернёмся к этому замечательному тексту. Для меня очень показательным является тот факт, что для автора правозащитная деятельность оказывается чёрной меткой. Вообще-то, работая два года в правозащитном центре, я ставил целью защищать российские закон и право, а не закон и право какой-то другой страны. Я и сейчас считаю, что работать нужно с уважением к российскому Закону, праву и человеческой личности. Но, с другой стороны, я не вижу причин заморачиваться из-за чужих фантазий, изложенных в такой интересной форме. Во-первых, в тексте нет конкретных фактов нарушения закона. Нет указания статей, которые были нарушены. Нет никаких ссылок. Просто рассказ о том, кто с кем дружит, кто кого не любит. По сути, это обращение в СКФО – просто художественная литература! Это как кино, поставленное по мотивам какого-то произведения. Не больше. Поэтому клич Дины Бийгишиевой что-то сделать я считаю излишним. Ну а то, что в тексте проутюжили Динину подругу по «городнаш», так не только же этой мадам устраивать травли, пусть и сама побудет немного в роли того, кто находится под прицелом. Хотя, с другой стороны, кому её мнение вообще интересно?! Республика де-факто переходит под управление Министерства обороны, и ни один из задуманных государственных проектов никто здесь даже приостановить не сможет. Республике нужен позитивный фон, положительный имидж. Критика внутри Дагестана ещё будет допускаться, но вот кликушествовать на весь мир, как прежде, обойдется дороговато. И текст, в принципе, сигнализирует об этом. Умный человек всё поймёт сразу. Да и Закон об иностранных агентах тоже не позволит беспроблемно жить на зарубежные гранты. Умные люди с инстинктом самосохранения уже давно нашли себе экологические ниши, в которых они не соприкасаются с политикой.

И ещё несколько слов о журналистской корпорации. Некоторые люди начали говорить, что это повторение 1937 года. Не думаю. Я не помню, чтобы кого-то возмущало, когда я или кто-то из коллег оказывался жертвой коллективной травли. Всё были рады кинуть свой камень. Более того, хорошо понимаю, как коллеги ждали, что очередная травля выживет меня из профессии. Хабиб Нурмагомедов абсолютно прав, что 70% наших людей смотрят его бои в ожидании того, что он проиграет. И дело тут не в нём, дело в природе советского человека, который легко прощает серость и бездарность, но никогда не прощает ярких и интересных людей, способных побеждать вопреки всему. Мадам, любящая поговорить о женских обрезаниях, – здесь плоть от плоти советский человек. Она всегда будет ненавидеть людей умнее и лучше неё, а приближать и опекать бездарностей. В этом плане ничего нового.

***

Зубайру Зубайруев не рулит и не может рулить информационной политикой по одной простой причине: он не Рамзан Кадыров. Это Рамзан Кадыров привлёк к ответственности за коллаж 10 человек. И через какой ужас прошли эти люди – представить себе страшно! По-другому рулить информационной политикой невозможно. В дагестанском сегменте Инстаграма зарегистрировано больше аккаунтов, чем в целом во всей России. Можно, конечно же, показательно посадить, как Абдулмумина Гаджиева, но чем всё это закончится – тоже никто не знает! У Зубайру таких возможностей точно нет. Зубайру не смог бы и Арсена Набиева уволить с ННТ, даже если бы очень захотел! ННТ живёт по своим законам и правилам, и Белый дом этим ребятам не указ. У Арсена сейчас действительно трудные времена, но виноват в том не Зубайру. По моему глубокому убеждению, если федеральным властям понадобится, то они закроют всем рот в течение 30 минут. И песня будет только одна: как хорошо нам живётся в родной стране!

Поэтому не нужно никому никого переоценивать или недооценивать. Письмо, о котором сейчас шла речь, юридических последствий иметь не будет. Там даже автор не найден. Да и не было у организаторов этого письма такой цели. Но вот в качестве предупредительного выстрела рассматривать этот текст вполне можно. Хотя, как говаривал мой отец: «У хороших советов есть одна особенность: о том, что это был хороший совет, ты узнаёшь слишком поздно»! Поэтому никому не даю советов, как правильно вести себя в ситуации, когда про вас пишут всякие гадости. В этой истории каждый сам за себя.