Фото к тексту

Порой, даже очень важная информация может остаться без внимания. К примеру, 29 октября под руководством премьер-министра Дагестана Артёма Здунова в правительстве республики рассмотрели прогноз социально-экономического развития РД на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов. Доклад врио министра экономики и территориального развития РД Гаджи Султанова был построен на базовом варианте прогноза, который и взят за основу при разработке республиканского бюджета. Были подведены и прогнозные итоги 2019 года.

Тамерлан Магомедов

Для понимания картины из разговоров экономистов, необходимо понимать их терминологию. В данном случае ключевым термином является внутренний региональный продукт (ВРП). Этот малопонятный термин подразумевает добавленную стоимость всех произведенных в регионе товаров и услуг. Условно говоря, вложив в сырье 1 тысячу рублей и продав готовую продукцию за 3 тысячи, мы получим 2 тысячи добавленной стоимости. Сложив добавленную стоимость всех товаров и услуг, получим показатель ВРП. И здесь стоит обратить внимание на то, что при самых низких зарплатах по стране Дагестан стабильно занимает по объему ВРП достойное 32-е место среди российских регионов. Здесь, конечно, вспоминается Маркс, а добавленная стоимость превращается в прибавочный продукт. Однако это тема для отдельного материала.

По оценке экономистов, в 2019 году объем валового регионального продукта в Дагестане составит 672,2 млрд рублей. Экономика республики демонстрирует весьма незначительный рост. Предположительно прирост составит всего 1,0%, однако эта цифра полностью совпадает с общероссийским показателем. По мнению федеральных экспертов, рост ВВП России в 2019 году также составит всего около 1%. По данным Минэкономразвития России, достичь даже такого показателя стране удалось лишь в третьем квартале, когда прирост ВВП достиг 1,9% после 0,5 и 0,9% в первом и втором кварталах. Аналогичная динамика прослеживается и в республике, хотя на последующие годы прогноз более оптимистичен. К примеру, прогнозируется, что до 2024 года ВРП Дагестана в среднем ежегодно будет расти на 3,7%. Рост объемов производства должен случиться во всех секторах экономики региона, структура которой за последнее десятилетие практически не меняется.

Значительную долю в структуре ВРП по-прежнему формирует торговля, доля которой составляет 27,0%. И здесь заметен явный перекос. В структуре ВВП страны торговля занимает всего 16%. О том, что такой перекос действительно существует, можно судить исходя лишь из одного количества торговых точек в городах Дагестана. В сравнении даже с соседними регионами их количество избыточно. Однако этот перекос исправляется. К 2024 году доля торговли в ВРП республики снизится до 22,9%. С одной стороны, эта тенденция сегодня вызывает определенное раздражение у занятой в сфере торговли части населения. Однако с другой стороны, республика, наконец, начинает производить.

***

Особо заметен высокий уровень развития в республике сельского хозяйства, доля которого в ВРП составляет 17,2%. Достаточно сказать, что по этому показателю мы обходим Ставропольский и Краснодарский края. Для сравнения, в структуре ВВП агрокомплекс занимает всего 4,4%. Именно поэтому Дагестан и называют аграрным регионом, что открывает для дагестанцев большие перспективы.

Перед агропромышленным комплексом страны сегодня поставлена задача до 2024 года удвоить экспортный потенциал. А это значит, что выбирающий для себя перспективную профессию дагестанец может вновь задуматься о получении профильной профессии. Государство всерьез и надолго возвращается в агропромышленный комплекс (АПК), начиная вкладывать миллиарды рублей в модернизацию системы мелиорации и рекультивации земель. Ставка делается на внедрение современных технологий. В республике возрождается рисоводство, закладываются интенсивные сады и теплицы, разрабатываются меры по развитию животноводства.

На этом фоне отмечаются и проблемы. К примеру, снижение в республике темпов строительства с текущих 15,1% до 13,6% к 2024 году. Бурно развивавшийся в тени строительный комплекс республики схлопнулся после того, как новое руководство поставило вопрос о необходимости полной уплаты всех налоговых платежей. Многие коммерсанты уходят из этой ранее «жирной» отрасли, не желая рисковать в сфере освоения бюджетных средств. Зарабатывать по новым правилам сегодня способны далеко не все, а рисковать свободой в случае выявления правоохранительными органами нарушений – желающих тоже немного.

***

На этом фоне обращает на себя внимание то, что доля промышленности по прогнозам увеличится в структуре республиканского ВРП с 7,7 всего до 9,1%. В структуре ВВП этот показатель уже сегодня составляет 13,7%. Объяснением такого прогноза является текущая ситуация в отрасли. Планируется, что индекс промышленного производства составит в этом году всего 90,2%. То есть, вместо роста отмечается заметное снижение. И этому тоже есть объяснение – в республике произошел резкий спад заказов в оборонной промышленности. Объемы государственных оборонных заказов в 2019 году сократились на 64,5%, или 4,1 млрд рублей. Сильнее всего снижение госзаказа ударило по заводу «Дагдизель» (на 97,6%) и концерну КЭМЗ (на 53,1%). Их суммарное сокращение составило 3,8 млрд рублей.

Однако в гражданской сфере промышленность заметно растет. Индекс промышленного производства (без учета производства военной продукции) по итогам 9 месяцев года составил 113,2%. Стараясь выправить ситуацию, правительство республики запустило диверсификацию оборонных предприятий. И хотя слово конверсия многими промышленниками воспринимается с негативом, выжить иначе не выйдет. Ведь оборонная отрасль не стоит на месте. С развитием технологий растут и требования к производствам. Для выпуска современных видов продукции необходима модернизация производства и переобучение персонала. Средств на это у наших заводов нет. Ранее главной причиной развала предприятий являлась коррупция, когда все доходы предприятий выводились на сторону. Перевооружаться сегодня в ряде случаев просто нет денег. Доходов, порой, хватает от силы на выплату зарплат.

***

Единственно правильный выход из ситуации в ходе вышеуказанного заседания правительства озвучил премьер-министр Артем Здунов, обозначивший курс на региональное импортозамещение. Производственники и чиновники сегодня совместно ломают голову над разработкой номенклатуры продукции, которую в рамках госзаказов республике приходится закупать извне, и которую могли бы производить наши заводы. Развитие такой внутриреспубликанской кооперации промышленных предприятий и органов власти, в конечном итоге, позволит сохранять здесь те колоссальные федеральные средства, которые приходят в Дагестан в рамках реализации национальных проектов и уходят к поставщикам необходимой продукции из других регионов. От того, насколько Артему Здунову удастся загрузить дагестанские предприятия внутренними заказами, зависят перспективы развития всей отрасли в целом.

При этом стоит признать, что радоваться пока нечему. Несмотря на то, что в 2020-2024 годах прогнозируется рост промышленного производства в среднем на 8,4% в год, по объемам промышленного производства Дагестан страшно отстает даже от общероссийского уровня. В расчете на душу населения объем промышленного производства планируется увеличить с 24,3 тыс. рублей в 2018 году до 38,2 тыс. рублей в прогнозе на 2024 год. За тот же период аналогичный рост по стране прогнозируется с 476,4 тыс. рублей до 710,2 тыс. рублей. Таким образом, сохраняется разрыв в 18 раз.

Прогнозы развития промышленности экономисты связывают с реализацией новых инвестиционных проектов. В первую очередь тех, что сегодня запускаются в окрестностях Каспийска и Дагестанских Огней на территориях опережающего социально-экономического развития. Планируется вернуть в республику и крупные оборонные заказы, обеспечив работой все тот же концерн КЭМЗ, завод «Дагдизель» и другие ранее флагманские промышленные производства республики. Свою роль должны сыграть индустриальные и промышленные парки, конечно, если республика сумеет их запустить.

К примеру, планы строительства технопарка «Аврора» озвучиваются профильными чиновниками еще с 2011 года. Реализация этого проекта – еще один вызов Артему Здунову и всей его команде, как управленцам. В случае, если в ближайшие годы технопарк действительно заработает, это станет наглядным доказательством успешности применяемой сегодня федеральным центром тактики внедрения «варягов» в регионы.

***

Для достижения поставленных целей сегодня активирована реализация республиканской госпрограммы «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности на 2015-2020 годы», в рамках которой предусмотрено выделение только в текущем году почти 1,3 млрд рублей на модернизацию промышленности, строительство индустриальных парков и газификацию населенных пунктов. Существенную поддержку республика получит и в рамках реализации национального проекта «Производительность труда и поддержка занятости». К его реализации в 2020 году будут допущены пять флагманских предприятий дагестанской промышленности. В ходе совещания в Махачкале при участии федерального министра финансов Антона Силуанова удалось прийти к пониманию, что дагестанские предприятия необходимо подключать к реализации этого проекта уже сегодня. Благодаря этому удалось ускорить процесс, и вместо запланированного 2022 года начать работу в этом направлении уже в будущем году.

***

Значимой новостью является информация, что для создания благоприятных условий крупным инвесторам решено предоставлять земельные участки без торгов. Насколько это решение окажется эффективным в развитии промышленности – покажет время. Однако уже по итогам текущего года ожидается увеличение инвестиций в основной капитал на 218 млрд рублей, что составит 2,8% прироста. В свою очередь, это значит, что в республике закуплено новое оборудование и запущены новые производственные мощности. Конечно, результаты работы республиканского правительства нельзя назвать ошеломляющими. Но они достаточно позитивны на общероссийском фоне. И, что самое главное, Артем Здунов уже полностью разобрался в тонкостях специфической дагестанской модели управления, приступив к привлечению инвесторов и запуску новых проектов.