Средь шумного бала…
Созданная Илоном Маском компания SpaceX на днях провела второй этап испытаний аппарата Starhopper, который поднялся на 150 метров и успешно вернулся на посадочную платформу. Starhopper – это уменьшенный прототип ракеты Starship, предназначенной для отправки астронавтов на Луну и Марс. В будущем на ней будут летать и космические туристы. На финальном этапе испытаний ракета вскоре должна достичь высоты 5000 метров. Но об этом свершении мы можем и не узнать, ведь Роскомнадзор уже готовит провайдеров к суверенному Рунету.
Тамерлан Магомедов
Знаменательно, что новая ракета Маска по форме напоминает снаряд, в котором вылетели из пушки в сторону спутника земли трое смельчаков из опубликованного в 1869 году романа Жюля Верна «С Земли на Луну прямым путём за 97 часов 20 минут». Видя, как спустя 150 лет Илон воплощает мечту Жюля в жизнь, понимаешь, что только ради одного этого уже стоит жить, творить и добиваться свободы. Хотя бы в сфере доступа к информации…
БЕСЛАН
Говоря об ограничении доступа к информации, нельзя не отметить возмущение интернет-пользователей, критиковавших российские власти за то, что не смогли найти в эфире федеральных телеканалов фильмы о трагедии в Беслане. Региональный осетинский телеканал «Осетия-Ирыстон» выпустил свой фильм. РГВК «Дагестан» также показал фильм о тех печальных событиях. Вот, по сути, и все. Любимчики публики Малахов и Борисов на первом и втором каналах обсуждали такие темы, как «Директор школы уволен за отказ изменить жене?» и «Новый жених вдовы нигерийского принца приехал в Россию». Ток-шоу Норкина на НТВ, напротив, даже раскритиковало снятые на эту тему фильмы «Новой газеты» и Юрия Дудя.
По теме Беслана главным телеканалом России стал американский YouTube. Фильм Дудя за два дня набрал в нем больше 6 миллионов просмотров. Пользователи активно просматривали в эти дни и другие фильмы на эту тему. При этом все успели заметить бурное недовольство фильмом Дудя со стороны лояльных к нашей власти комментаторов. Чем же ответило традиционное (проправительственное) телевидение? Кроме критики Норкина – ничем! Бесланская трагедия оставила слишком много вопросов, на которые власть не может ответить. А пропагандистская машина оказалась неспособна убедить людей в том, что власть сделала все, что должна была сделать.
К сожалению, российская история полна траурных дат. Мы, наверное, можем круглый год не выходить из траура, если вспомним все печальные вехи нашей совместной истории. Однако выражение траура важно не для самопиара «наиболее сознательных» сограждан. И даже не для появления новых выходных дней в календаре. Оно важно для переосмысления. Но что переосмыслило наше государство? Хотя бы из опыта Второй мировой. И что осознал наш народ? Ну, кроме того, что повязывание георгиевской ленточки является обязательным ежегодным ритуалом для желающих карьеры на госслужбе?
Про Беслан и говорить стыдно. Болтовня про эту трагедию подобна желанию мародеров растащить грязными руками церковную утварь: вроде и приобщились к божьей благодати, но каким путем? Трёхчасовой Дудь, воздушные шары в небе и стихи Миясат Муслимовой – вот и все выводы, сделанные страной за 15 лет, прошедшие после трагедии в Беслане. И практически ни слова правды. К примеру, о том, что террористам очень своевременно позволили занять место главной страшилки для россиян, дополнив ими поблекшие за десятилетия «кровавый оскал фашизма» и «коварные происки Запада». И это вполне объяснимо. Ведь если врага даже нет, то порой его нужно изобрести. Иначе народ перестает понимать, зачем ему дальше терпеть нищету, голод и унижения.
ИСЛАМ
Зато по второму каналу на днях выдали положительный репортаж о трудовых лагерях для мусульман в китайском Синьцзяне. Уйгурский сепаратизм показан исключительно как результат раскачивания ситуации извне, а китайские власти выступают в нем в роли мудрых учителей. «Ученики» в этих лагерях раскаиваются перед великодушным китайским народом и партией и говорят о готовности строить общее светлое будущее. Ни о каких этнических чистках не упоминают даже на уровне предположений. Гонений на ислам тоже якобы нет. Но посмотрев репортаж, поражаешься открытой солидарности российских властей с политикой Китая в отношении мусульман. Обращает внимание и отношение к проблеме среди лидеров самого исламского мира. Воинствующий по теме палестинского вопроса, Эрдоган в начале года призывал китайцев закрыть все лагеря и прекратить преследования мусульман. Но после поездки в Китай за кредитами и инвестициями заявил, что жители Синьцзяна «счастливо живут в условиях развития и процветания».
В такие моменты еще более отчетливо понимаешь, что рычание Эрдогана в сторону Израиля – это не более чем гнусная демагогия старика с больными амбициями, который мечтает войти в историю как новый Мехмед Фатих. Палестина, как человеческая общность, в первую очередь, испытывает огромные мировоззренческие проблемы. Эксплуатируя тему права на самоопределение, целый народ по факту уже давно паразитирует на своей собственной ущемленности. Однако для того, чтобы освободить человека физически, необходимо сначала освободить его духовно. Поэтому, даже получив статус государства, Палестина не сможет сегодня перейти к работе над своим экономическим развитием, лишь наращивая и далее беспрепятственную (по крайней мере в обозримом будущем) эскалацию конфликта с Израилем.
Могут ли сегодня Эрдоган и лидеры арабского мира предпринять какие-либо действенные шаги для духовного становления палестинского народа? Могут, но это должно быть мирное сотрудничество исключительно с мирными силами, а никак не с Хамас. Они могут помочь в создании в Палестине гражданской платформы, реализующей социальные, образовательные и экономические проекты. Только появление в этом регионе здоровых политических сил, нацеленных на выстраивание собственного государства, а не исключительно на разрушение соседнего (пускай и ненавистного), способно вывести диалог о судьбе этой страны на новый уровень. Пока же там по-прежнему не с кем договариваться, а перспективы создания палестинского государства практически никем на высшем уровне не воспринимаются всерьез.
РАМЗАН
К сожалению, ситуацию в Палестине мы и сами воочию наблюдали в девяностые годы, когда получившая де-факто независимость Чечня так и не сумела перейти к построению полноценного, суверенного государства, нацеленного на свое экономическое, социальное и культурное развитие. Вместо этого произошла маргинализация самого понятия «чеченская государственность», что и привело к ее упразднению. Началом краха масхадовской Ичкерии стало нападение на Дагестан в 1999 году. Именно эта угроза российскому суверенитету и стала формальным поводом для введения войск в Чечню. Но кто на самом деле на нас нападал? Как сообщило 26 августа на своем сайте РИА «Дагестан», организаторами вторжения в республику в 1999 году являлись дагестанцы Багаутдин Магомедов, Магомед Тагаев, Адалло Алиев и Сиражутдин Рамазанов (которого боевики и назначили новым главой республики).
Будучи изумлен от подобной откровенности на сайте официального республиканского СМИ, поделился своим недоумением в Телеграме. Ведь действительно интересно, что когда РИА «Дагестан» пишет о том, что организаторами нападения на Дагестан были сами дагестанцы, то все нормально, и никто в ус не дует. А когда об этом же сказал в своем интервью Рамзан Кадыров, то в республике случилась вселенская истерика. Увы, но моя публикация тоже вызвала нездоровое оживление чиновничьих масс: дескать, неправда все у меня в Телеграме и подлые инсинуации. В качестве аргумента привели тезис о том, что РИА «Дагестан» не «сообщало», что организаторами нападения на Дагестан были дагестанцы. А всего лишь «процитировало» историческое письмо дагестанской прокуратуры. Правда, РИА «Дагестан» после моей публикации почему-то вдруг поспешно отредактировало текст той самой спорной «цитаты». С каких это пор цитаты позволяется столь вольно редактировать, мне неизвестно. Однако в новой редакции текста уже говорится, что в списках организаторов того нападения на Дагестан «числятся и уроженцы Дагестана». На этом и остановимся, тем паче, что республика продолжает жить своей жизнью.
КОНКУРЕНЦИЯ
Знаковым событием недели стал приезд в республику руководителя Федеральной антимонопольной службы Игоря Артемьева, в рамках пресс-подхода рассказавшего журналистам о своем видении развития региона. По его словам, за последний год количество антимонопольных нарушений со стороны самих органов власти уменьшилось в республике на 70%. За это же время аналогичный показатель по всей России составил всего 12%. Еще одной позитивной тенденцией Артемьев назвал то, что сегодня в Дагестане в рамках государственного заказа 49% контрактов получает малый и средний бизнес. Средний показатель по России – порядка 29%, а значит наша республика – номер один сегодня в стране по поддержке малого и среднего бизнеса через систему госзаказов.
Не хочется портить чиновничьего веселья, но озвученная Артемьевым цифра вовсе не радостная, а совсем даже наоборот. Дело в том, что значительная доля предприятий МСП, получающих сегодня на торгах госконтракты, по факту аффилированы с некоторыми республиканскими и муниципальными чиновниками. Эти фирмы потому и «малые», что создаются чиновниками специально лишь для участия в госзакупках и периодического извлечения бюджетных средств. Никакой иной подлинно коммерческой деятельности подобные фирмы зачастую не ведут и даже не помышляют об этом.
Самым забавным (а, по сути, печальным) является то, что многие подобные фирмы предположительно связаны с некоторыми работниками самого Комитета по госзакупкам РД. Предприимчивые чиновники якобы оформляют такие фирмы на своих родственников и прочих подставных лиц, таким образом, формально соблюдая закон. Но, имея непосредственный доступ и возможности для воздействия на итоги конкурсов по отбору поставщиков госзакупок, эти ловкие госслужащие по факту выступают и продавцами и покупателями в одном лице. Увы, но действуя через свои фирмы-прокладки, такие госслужащие отнюдь не ориентированы на развитие реального сектора экономики, и потому зачастую уступают право на исполнение полученного ими неконкурентным способом госзаказа другим фирмам-субподрядчикам, готовым исполнить эту работу за меньшую сумму. Понятно, что нечистоплотным чиновникам при этом остается значительная маржа.
Подобная схема отнюдь не инновационная. Аналогичным образом был совершен и «Большой хапок» на пике незаконного обналичивания в республике средств материнского (семейного) капитала, когда основными операторами серого обнала этих целевых бюджетных средств, как поговаривают злые языки, выступали некоторые работники местного пенсионного фонда, действовавшие через созданные ими фирмы-прокладки. Единственным различием в этих двух схемах можно назвать лишь то, что фирмы по обналу маткапитала существовали лишь формально, в виде арендованных офисов, телефонных номеров и объявлений на каждом мусорном баке в республике. Обналичку в сфере госзакупок чиновники проводят уже по-тихому и без рекламы через юридически оформленные фирмы, которые, в виду своей фиктивности, естественно, так никогда и не вырастают выше уровня МСП.
Добавить комментарий