Кто озолотится на мусоре?
Выборы махачкалинского мэра в самом разгаре, однако я решил от этой темы временно абстрагироваться. Судя по определенным нюансам, к вопросу определения кандидатуры будущего градоначальника дагестанской столицы уже подключился не только Владимир Васильев, но и Артем Здунов. О том, что результаты этих выборов далеко не столь однозначны, как многим казалось еще месяц назад, кажется, уже поняли все наблюдатели.
Тамерлан Магомедов
По всей видимости, сегодня мы наблюдаем продолжение все той же подковерной борьбы нескольких групп чиновников и силовиков, которая около месяца шла в 2017 году в Москве, пока врио главы Дагестана не был назначен Владимир Абдуалиевич. Чтобы понять, к чему эта борьба приведет в отдельно взятой Махачкале, необходимо знать ответ на вопрос о том, ради кого из сорока кандидатов силовики снесли предыдущего мэра Мусу Мусаева. Однозначного ответа на этот вопрос у меня нет. Решив дождаться ближайшего вторника, я решил отвлечься от политики, обратив внимание на экономику. Предложил сделать это и своим коллегам из дискуссионно-аналитического центра «Альтернатива», заседания которого вы можете наблюдать по вторникам в прямом эфире в Facebook.
***
Темой заседания стала актуальная в последнее время тема мусора, на борьбу с которым ополчились профильные республиканские чиновники. Однако, если в заданной чиновниками повестке тема реформы в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами сводится к бравурным лозунгам и докладам о победах над обветшалыми мусорными контейнерами, то мы решили взглянуть на ситуацию немного с иной стороны. Принимающих участие в работе центра журналистов и общественников заинтересовала тема: «Кто заработает на новой схеме обращения с мусором в Дагестане?»
Актуальность данной темы подчеркивают выступления самих чиновников, озвучивающих свои планы. На недавней пресс-конференции в РИА «Дагестан» отвечающий за реализацию этой программы министр природных ресурсов и экологии РД Набиюла Карачаев озвучил ряд цифр, которые заставляют задуматься. Наряду с бездонной в финансовом плане отраслью образования, где бесследно растворяются миллионы бюджетных средств на учебники, и куда государство ежегодно вкладывает миллиарды на строительство новых объектов, тема обращения с мусором сегодня приобретает по-настоящему итальянский характер. В этой сфере крутятся колоссальные средства. И крутятся далеко не всегда прозрачно и законно. Новый порядок обращения с отходами, в первую очередь, изменил схему определения тарифов на утилизацию мусора, которая отдельной строкой прописана в платежной квитанции за услуги ЖКХ каждого россиянина.
***
Отныне этим занимается Республиканская служба по тарифам, которая вроде как и компетентное ведомство, но не в столь далеком прошлом были нередки случаи, когда в ее адрес звучали обвинения в коррумпированных сговорах с ресурсоснабжающими организациями с целью необоснованного завышения различных тарифов. И хоть за руку никто не был пойман, но осадочек, как говорится, остался. Определенный осадок оставляют и слова самого Карачаева о том, что тарифы незначительно, но будут расти. С учетом того, что, по слухам в среде самих потребителей, тарифы вырастут в отдельных муниципалитетах едва ли не вдвое, этот аспект мусорной реформы вызывает особый интерес. О том, как и на основе каких вводных данных у нас в стране вообще рассчитываются все тарифы, всегда было малоизвестно. В случаях, когда очередное удорожание коммунальных услуг вызывало социальную напряженность, журналисты центральных каналов обычно ударялись в романтические повествования о том, что хоть больше заплатим, зато заживем прям как в Европе.
Позднее главной социальной проблемой россиян стала удручающая ситуация в Украине и в Сирии, однако получить компетентное разъяснение все же хотелось бы. За неимением на руках достоверной информации, рассуждать о тарифах участникам заседания нашего центра пришлось на основе отрывочных данных, которые удалось по данной теме найти в Интернете. Рассуждая на основе отсылок к неким общим правилам отрасли, мы пришли к выводу, что в среднем один россиянин производит в сутки от 3 до 4 литров мусора. Таким образом, в пересчете суток на месяцы получится, что среднестатистический дагестанец производит в месяц не более 120 литров мусора, который за него придется вывозить и утилизировать обслуживающей его компании.
***
Заглянув на сайт республиканской службы тарифов, обнаруживаем табличку под названием «Предельные единые тарифы на услуги региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Республики Дагестан». Термин «предельные» в данном случае означает, что сверх этой суммы за данный объем взимать с населения просто незаконно. Но насколько в данном случае соблюден закон? Чтобы ответить на этот вопрос, попытаемся посчитать, исходя из имеющихся на руках теоретических данных и реальных сведений. Судя по содержанию моей личной квитанции, тариф на утилизацию мусора для жителей Каспийска с момента запуска разрекламированной программы вырос почти вдвое с 38 до 73,39 рублей. Это, конечно, никак не может затмить мой дикий восторг по поводу установки в Махачкале мусорных баков современного образца, но задуматься все-таки заставляет.
Итак, считаем. Исходя из условной нормы производства мусора среднестатистическим россиянином, я должен теперь оплачивать за вывоз своих 120 литров мусора 73,39 рубля. С учетом того, что предельный тариф «на услуги региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами с НДС» установлен службой по тарифам в размере 343,5 рубля за 1 кубический метр мусора, получается, что по моим подсчетам я сильно переплачиваю. Кубический метр – это тысяча литров. Разделите ее на 120 литров производимого лично мной за месяц мусора и получите цифру 8,33. Это означает, что по статистике вместе с моим мусором в этот куб поместится мусор еще как минимум семи членов моей семьи и соседей. Умножив вмененный лично мне в квитанции тариф 73,39 рублей на 8,33 получим, что, несмотря на предельный тариф (343,5 рубля), коммунальщики будут взимать с населения Каспийска по 611,33 рубля за кубический метр утилизированного мусора.
***
Конечно, мои расчеты нельзя назвать достоверными, и представители коммунальных служб могут резонно заявить, что на самом деле среднестатистический россиянин производит в сутки не четыре литра, а гораздо больше мусора. Однако вряд ли кто-нибудь сможет мне доказать, что обычная семья из трех человек в сутки выносит на помойку больше мусора, чем обычное ведро объемом 12 литров. С учетом того, что лично моя семья из четырех человек выносит в сутки ведерко с мусором объемом всего лишь в 8 литров, то даже по старому тарифу в квитанции в размере 38 рублей, которые я оплачивал до 2019 года компании «Экополис», я переплачивал относительно установленного уже на этот год для коммунальщиков тарифа вдвое. А с января моя переплата теоретически уже стала четырехкратной.
О том, кто заработает на этой переплате, можно судить из данных, опубликованных на сайте министерства природных ресурсов и экологии РД. В графе региональных операторов, которые отныне занимаются вывозом мусора в Каспийске, отнесено общество с ограниченной ответственностью УК «Лидер», которое и будет взимать с меня деньги по завышенному в четыре раза тарифу.
***
Руководителем компании ООО УК «Лидер» указан некто Дибиров Ахмедула Муртазалиевич, с его данными может ознакомиться каждый желающий просто открыв поисковую страничку в Интернете. Задав поиск в адресной строке, обнаруживаем в открытой информационной системе «Руспрофиль» данные о том, что Ахмедула Дибиров является не только директором вышеназванной ООО УК «Лидер», занимающейся вывозом и утилизацией мусора, но и председателем правления молодежного общественного движения «Я помощник президента». Признаюсь, в том что «помощники президента», равно как и все остальные проправительственные молодежные движения, рано или поздно окажутся на «свалке истории», я не сомневался никогда. Однако вопрос о том, откуда у скромного молодежного лидера нашлись вдруг средства, чтобы закупать в больших количествах дорогостоящую технику и мусорные баки, чтобы выиграть столь лакомый контракт, остается открытым. В принципе, ограничивать свою фантазию законом пока не предписано, и домысливать по поводу того, откуда у соратника Рамазана Абдулатипова такие деньги, каждый вправе на свое усмотрение.
***
Поверхностное изучение фамилий руководителей остальных трех операторов, которые, согласно заключенным контрактам, будут в ближайшие десять лет взимать с дагестанцев деньги за вывоз мусора по столь прекрасным для них тарифам, мне ничего не дало. Однако, не сомневаюсь, что знакомые с ситуацией люди легко смогут назвать реальных выгодоприобретателей от их деятельности. А деятельность эта, судя по всему, достаточно высокодоходная. Только на ликвидацию несанкционированных свалок в Дагестане на период с 2019 по 2024 года будет направлено свыше 550 миллионов рублей.
Присутствуя весной 2017 года на «ликвидации» одной из таких свалок в районе поселка Сулак, лично наблюдал, как бесплатно пригнанные с расположенных по соседству песчаных карьеров бульдозеры засыпали горы мусора тонким слоем земли. Можно ли такое действо называть ликвидацией свалки и рекультивацией земли, наверное, подскажут ученые-экологи, однако поразмышлять и на эту тему вновь может каждый желающий – в чьих же карманах осядут полмиллиарда выделенных на это бюджетных средств?! Однако эти полмиллиарда – всего лишь скромные полмиллиарда!
***
Если оценивать дальнейшие перспективы мусора в Дагестане, то мы увидим многомиллиардные вложения из бюджета в строительство мусоросортировочных и перерабатывающих заводов, которые государство затем сдаст в аренду тем самым компаниям, которые уже начинают взимать с населения деньги по теоретически завышенным вчетверо тарифам. Могу нескромно предположить, что стоимость такой аренды может оказаться для самого государства «символической», а значит, миллиардные вложения станут основой сверхприбылей для некоего круга лиц. Однако, боюсь, что радоваться им придется уже недолго – указом Владимира Путина в Москве уже создается единая компания, которая будет контролировать вывоз мусора по всей стране. Теоретически мы можем столкнуться с созданием новой корпорации-монополиста, наподобие «Газпрома», которая будет действовать в регионах через свои дочерние компании.
Конечно, простому дагестанцу неважно, кому платить за вывоз своего мусора, однако для руководства республики эта компания может стать новой головной болью. Можно предположить, что уже через несколько лет в СМИ начнет появляться информация о том, что Республика Дагестан имеет многомиллиардные задолженности не только за газ, но и за вывоз мусора. А Республика Дагестан в данном случае – это мы с вами, дорогие земляки!
Добавить комментарий