В поисках спокойствия
Информация о пропаже в Каспийске восьмилетней Калимат Омаровой разлетелась со скоростью света. Этот случай поднял на ноги буквально всю республику. Мы с содроганием сердца открываем Инстаграм или включаем телевизор в надежде узнать хоть что-нибудь. Нам очень нужно увидеть хоть какой-то финал этой истории. Но пока всё безрезультатно.
Магомедтагир Муртазалиев
По большому счёту мы не знаем ничего, кроме того, что девочка ушла из дома и пропала. Всё остальное только догадки, версии, подозрения. Версии и предположения, сыпавшиеся как из рога изобилия, нас только запутывали и всё больше вгоняли в ещё большую депрессию. Мне, как и многим другим, наверное, хотелось бы перемотать плёнку к концу истории и увидеть, чем же всё это закончилось. Нам нужен хоть какой-то финал.
По-видимому, счастливым он уже вряд ли будет. Хотя бы потому, что пропажа ребёнка на несколько дней уже не предвещает ничего хорошего. В подобных случаях даже найти тело – это уже какой-то результат. Калимат Омарова, 2010 года рождения, вышла из дома за хлебом. Магазин находится в 50-ти метрах от дома. Девочка долго не возвращалась. Когда ей позвонил отец, то она встревоженным голосом что-то ответила, но потом телефон выключился. Позже телефон нашли в посёлке Турали. Человек, возле дома которого нашли телефон, уже доставлен в полицию и допрошен. Всего допрошено уже 40 человек.
Социальные сети наполнены слухами и версиями того, что случилось. Большинство из них обычный бред и фантазии на тему. По одной из таких версий, дедушка этой девочки, якобы, застройщик и кинул своих дольщиков. По другой версии, её отец — следователь. Была версия, что ребёнка сбила машина, а потом увезла. Но в этом случае должна была остаться кровь на дороге. Люди собираются рядом с домом пропавшей девочки и прочёсывают дворы и подвалы в поиске ребёнка. Это делается в Каспийске, в Туралях, в Избербаше. Нет сомнений, что правоохранительные органы мобилизованы и пытаются найти хоть какие-то зацепки. Насколько мне известно, просмотр записей с видеокамер не дал ровным счётом ничего. Их в Каспийске очень мало. Очевидно, что правоохранители не могут разглашать все версии, которые ими разрабатываются. Но проблема в том, что в информационном обществе отсутствие информации это вакуум, который моментально заполняется слухами и фейковыми новостями. И дело не в злом умысле, а в природе самого информационного общества. В развитых социумах в подобных случаях с общественным мнением через СМИ работают психологи. Выступают руководители региона и успокаивают народ. Это важный компонент цивилизованного социума – солидарность всех слоёв общества.
Дагестан же остался с этой болью один на один. Очевидно, что дагестанцев на официальном уровне даже не попытались успокоить. И это, к слову, о том, как власть понимает повестку дня, которой живёт республика. При всей важности темы антисанитарии на рынках, сейчас повестка дня другая. Сейчас весь Дагестан колбасит не от мусора и грязи.
***
История с Калимат Омаровой показала, что дагестанское общество может солидаризироваться, когда оно чувствует опасность. А в данном случае это именно так и произошло. Пока общество не узнает, что случилось с этой девочкой, ни у кого из тех, у кого есть дети, не будет ни одной спокойной минуты. Как только наши дети будут исчезать из поля нашей видимости – мы будем вспоминать Калимат Омарову. Мы понимаем, что это настоящая опасность для любого из нас, и это заставляет нас сплачиваться.
Группы молодых людей обыскивают выезжающие из Каспийска машины. Может ли это чем-то помочь? Кто его знает. Но это лучше, чем ничего не делать и ждать. По слухам, уже кто-то пообещал за информацию о девочке 55 миллионов рублей. Мать пропавшей Калимат Омаровой Оксана обратилась к похитителям с просьбой вернуть ребенка: «Пожалуйста, верните мою дочку! Если вы забрали ее ради выкупа, ради Аллаха верните».
– Отпустите в любом месте, мы сами ее заберем. Спасибо всем волонтерам, которые собрались, не остались равнодушными к нашей проблеме. Мы не ожидали даже, что столько людей откликнется. Мы не будем заявление писать, ничего не будем спрашивать у ребенка. Просто отпустите ее. Нам нужна она, девочка наша, – добавила тетя девочки Зулгижат Омарова.
Я лично не смог дослушать обращение матери и до половины: когда ты видишь раздавленную горем мать – это страшное зрелище. Но при этом она продолжает верить, что ребёнок жив. И эта её надежда заставляет и других людей делать хоть что-то. Очевидно, что ребёнок похищен. Очевидно, что пока предложений о выкупе нет. Возможно, это продолжение поступит несколько позже, но, с другой стороны, что брать с этой семьи, если это простые люди.
Близкие Калимат уверены, что девочка не могла куда-то пойти без спроса. Но никаких версий, почему так случилось, у родственников нет.
– Никаких угроз наша семья не получала. Никаких версий я не могу выдвигать. Нам неизвестны мотивы. Не могу ничего сказать. Я разговаривал с дочкой, с зятем. Зять работает в дорожной службе инженером. К силовикам отношения не имеет. Обычная дагестанская семья, – сообщил дедушка Калимат Магомедзагир Ахмедов.
Он также опроверг информацию об объявленном якобы вознаграждении за данные о местонахождении девочки.
Кто мог совершить такое преступление против ребёнка – большой вопрос. Нет сомнений, что в полиции уже шерстят картотеку педофилов и тех, кого подозревали в подобных преступлениях. Но результаты их работы нам пока неизвестны. И здесь нашему обществу, конечно же, не хватает понимания, как нужно правильно действовать в таких случаях. Какова должна быть последовательность действий в таких ситуациях. Как правильно себя вести. И самое главное – можно ли к этому подготовить детей. Скажу сразу – нельзя! Единственный выход — это контроль людей с социально опасным поведением. Контроль социальных сетей, агентурная работа.
***
Каждый год в России пропадает 15 тысяч детей, каждого пятого из них уже никогда не находят или обнаруживают убитыми. В последнее время нашу страну захлестнула волна похищений. Мы об этом просто не знаем – просто не обращаем внимания на эти страшные объявления. При этом далеко не все дети становятся жертвами маньяков. Подростков похищают порнодельцы для своих фильмов, преступники ради выкупа и даже собственные родители. Никто не может дать чёткого ответа, как оградить детей от киднепинга. А психиатры просто не советуют отпускать детей на улицу одних.
Надо сказать, что по большому счёту ответственность за своих детей переложена на их родителей. По словам экспертов, существует несколько целей и способов похищать детей, однако при этом можно постараться предотвратить трагедию. В качестве примера хочу привести ситуацию, когда люди видят сцену, в которой взрослый человек ведёт за руку ребёнка, который упирается и плачет. Большинство людей предполагает, что это просто капризный ребёнок недоволен тем, что ему чего-то не купили. Однако вполне возможно, что люди стали свидетелями похищения.
Насильственный увод – это излюбленный приём серийных преступников и маньяков. Они уводят детей насильно, причём порою на глазах у свидетелей. Но народ в нашей стране редко обращает на это внимание. Самый удивительный пример из последнего времени, когда в Красноярске маньяк тащил ребёнка через многолюдную улицу. Ребёнок кричал и сопротивлялся, но ему никто не помог. Маньяки соблазняют детей заманчивыми обещаниями: дети идут с добрыми дядями, чтобы угоститься мороженым или посмотреть щеночков или котят. Детей также похищают ради выкупа. И далеко не все такие похищения заканчиваются хорошо. В Астрахани был похищен сын бизнесмена. Мальчик исчез по дороге из школы. Бизнесмену позвонили похитители и запросили за жизнь ребёнка 100 000 долларов. Тогда похитителей удалось задержать, но выяснилось, что навёл эту банду на бизнесмена одноклассник похищенного ребёнка. Подзаработать также желают и те преступники, которые пытаются продать похищенных детей на органы или заграницу. По мнению специалистов, причиной увеличения числа случаев киднепинга является бездуховность общества. А вот в МВД России считают, что прямых способов защитить своего ребенка от похищения не существует. «Надо лучше следить за детьми, – заявил представитель МВД РФ. – Если ребенку уделять должное внимание, тогда и похищать никого не будут». С милиционерами согласен и психиатр Михаил Виноградов. По его мнению, единственная реальная защита – воспитывать детей так, чтобы они не общались с незнакомцами на улице. «Детей очень легко соблазнить, особенно маленьких, – объяснил Виноградов. – Поэтому, разъясняя малышам, что с незнакомыми заговаривать и уходить нельзя, просто не оставляйте их одних».
***
По сообщению интернет-ресурса «Мой Дагестан», «в конце рабочего дня к дому № 12 по улице Омарова приехал мэр Каспийска Магомед Абдулаев. Он переговорил с родственниками. По словам волонтеров, мэрия обещала помочь добровольцам. В частности, речь идет об установке шатра на площадке перед домом. В этот шатер все желающие смогут приносить еду для иногородних волонтеров.
***
Добровольцы с ночи досматривали машины на дорогах Каспийска. Но полицейские запретили это делать, ссылаясь на законы.
«Вы не имеете права останавливать и досматривать машины. Беззаконие рождает беззаконие», – заявили стражи порядка.
Но волонтеры не унимались и просили каждой группе, которая будет досматривать машины, выделить по одному сотруднику. На что услышали в ответ, что полицейских не хватает. После препирательств и споров волонтеры вынуждены были подчиниться.
Людей становилось больше с каждым часом. После семи вечера появились сотрудники поискового отряда «Лиза Алерт» из Москвы. Координатор Тимур Будагов попросил волонтеров действовать исключительно в рамках закона и провел краткий инструктаж: «Разбиваемся на группы, выбираем главного, и он уже получает задание от координатора.
Завтра в течение дня в Дагестан приедут еще десять волонтеров отряда «Лиза Алерт» из Москвы, Кирова и Ростова-на-Дону. Они будут координировать работу добровольцев на месте».
Добавить комментарий