Фото_

Социальные сети изменили информационную картину полностью. Сегодня любой, кто интересен аудитории, имеет к ней прямой доступ. Сегодня в социальных сетях даже пенсионеры, не говоря уже о людях более молодых. Информативная составляющая телевидения, а тем более газет, умирает, если ещё не умерла. Это факт, с которым уже невозможно спорить.

Заур Газиев

Телевидение воздействует только на пенсионеров. Остальные телевизор как источник информации даже не воспринимают. Если по официальным данным даже программу «Время» на Первом канале смотрит не более 3 миллионов человек, то что говорить о других телевизионных продуктах?! Даже заурядные расследования Навального набирают в первые же дни 4-5 миллионов просмотров. Дальше засовывать голову в песок просто нет смысла.

Для тех, кто хочет формировать информационные тренды, работа стала непосильной. Общество не просто сильно фрагментировалось, оно после многолетнего оболванивания и накручивания стало агрессивным. И как выпустить эту агрессивную энергию – у нас никто не знает. Глядя на всё со стороны, просто диву даёшься происходящему на федеральных каналах. Как можно на это тратить бюджетные деньги?! Люди, не стесняющиеся скверного воспитания и ещё худшего образования, делятся с нами своей картиной мира. Этих людей должен обследовать врач-психиатр, но их показывают по телевизору. При этом большая часть аудитории оказывается зараженной этой историей. Вот только обозначенная аудитория – пенсионеры. Молодые люди, у которых есть доступ в Сеть, этот бред даже слушать не будут.

Надо сказать, что падение интереса к федеральным каналам не сглаживают даже супердорогие развлекательные проекты типа «Голос». И тут причина не только в информационной политике федеральных каналов – главная причина в изменении формы потребления информации. Теперь это монитор компьютера, ноутбука или смартфон. То, что невозможно посмотреть в Интернете, считайте, этого нет вообще. Ситуация с республиканскими каналами ещё хуже. Помимо слабой картинки (денег на дорогие декорации нет), есть ещё свои огромные стоп-листы, которые заполнены с абдулатиповских времён; есть люди, которых просто нельзя показывать…

***

Информация сегодня распространяется, как воздух, как ветер. Вы можете не показывать человека по телевизору, это никак и ничего не изменит. Один аккаунт в Инстаграме с сотней тысяч подписчиков даст ссылочку на Ютюб, и видео получит такие просмотры, что госканалу и не снилось! Тот, кому нужно, доходит до своей аудитории через Ютуб или социальные сети. Да и стоит это дешевле, чем реклама на ТВ. Когда телекомпания выставляет свои стоп-листы, она просто отрезает от себя какую-то часть аудитории. Мне, например, неизвестно как можно объяснять людям, организующим на ТВ шлагбаумы, пагубность подобных действий.

Мы живём в информационном обществе. То, что не показали на ТВ, люди посмотрят в Интернете. Информацию сегодня не спрячешь! Сегодня главный ресурс ТВ – оставшаяся пока у него аудитория. Когда на первое место ставятся не зрители, а капризы руководителя, то однозначно теряется аудитория. Надо помнить и о том, что всегда есть достаточное количество готовых принять аудиторию конкурентов, предложив им то, чего в другом месте недодали. Но государство в этом случае теряет рычаги влияния на настроения масс. В самый нужный для себя момент государство вдруг увидит, что отсутствует связь между ним и гражданами, которую они обычно поддерживали через телевидение… Для чего они, собственно, и финансируют ТВ.

Лично я уже давно не спорю и ничего не объясняю тем, кто меня не спрашивает. Это касается всего. Наверное, то, что должно умереть, умрёт в силу своей архаичности. Каждый человек – сам архитектор своих несчастий. Всё, что должно случиться, произойдёт без моего участия и помощи. Вопрос только в том, что приходит на смену и как нам, журналистам, оставаться источниками информации, которые интересны людям. Вопрос в том, как мы способны меняться и трансформироваться, чтобы держать аудиторию. Способны ли мы идти на один шаг впереди? Интересны ли мы новой аудитории? Может, правильнее освободить место для чего-то более прогрессивного?

Для меня это вопрос серьёзный. Слишком много примеров, когда люди не почувствовали, что их время ушло.

***

И ещё одна тема уходящей недели. «Союз журналистов Дагестана», с моей точки зрения, он же колхоз имени Али Камалова. Он же гастроном им. Али Камалова. Он же театр им. Али Камалова. Что мне про него известно? Ежегодные групповые катания в Сочи; пустопорожние совещания, завершающиеся обжиранием в ресторане «Золотой орёл»; командировки на съезд СЖ в Москву и постоянная попытка договориться с любой властью для того, чтобы подмять под себя государственные национальные издания. Его переизбрание говорит о том, что людям настолько наплевать на эту организацию, что никто даже приблизительно не представляет, что в неё можно вдохнуть хоть какие-то признаки жизни. В нынешнем виде Союз журналистов достоин своего собственного Брежнева, который освободит своё кресло только вперёд ногами. Смотришь на эту имитацию бурной деятельности и восхищаешься тем, как такие раритетные формы организации жизни ещё существуют. Там ведь нет логики, системы, структуры. Там нет жизни! Там есть интересы до смешного предсказуемого Али Камалова. Конечно, в СЖД есть хорошие люди, да и сам Али Ахмедович мужик хороший, но к современной журналистике эта организация имеет весьма косвенное отношение.

Читая список номинантов прошлых лет, даже вспомнить не получается, что эти люди сделали в профессии, как их журналистские работы помогали людям, кого согрели написанные ими тексты…. Для награждения там есть только один критерий – личный выбор Али Ахмедовича. Его друзья, собутыльники, родственники и просто приятные ему люди. Думаю, он имеет на это право! Его организация, его друзья, его тусовка. Только лучше не называть это Союзом журналистов Дагестана. Назвал бы Союзом журналистов, смотрящих в рот Али Камалову. Так было бы веселее и ближе к правде, ну а мы хотя бы понимали, о чём вообще идёт речь. А так, на мой взгляд, организация предельно несерьёзная. Они хотя бы раз опросили людей по поводу того, кому вручать награды СЖ? Ну хотя бы попытались сымитировать объективность! Они хотя бы раз заметили новые проекты или новых авторов в дагестанских СМИ? Они хотя бы помогли кому-то из молодых журналистов? Я ни разу не видел, чтобы СЖ Дагестана собирал журналистов по каким-то актуальным для коллег вопросам… Один раз я пришел на вручение «Орла» и увидел, кого там награждали. Больше никогда не пойду. Тратить время на эту керню жалко! Это когда вы попали на праздник в непонятной для вас стране или на чужую свадьбу. Вроде все рады и счастливы, а вы сидите и не понимаете, что происходит. Даже закрадывается подозрение — а не над вами ли они смеются? Смотреть на всё это никакого здоровья нет.

В общем, желаю этой славной организации славно дожить свой век и сильно не преувеличивать своё значение для профессии, которая и так дышит на ладан. Отдельное почтение тем, кому не жалко времени на пустую говорильню, не решающую вообще ничего. Восхищаюсь их терпением и здоровым позвоночником: сидеть на мероприятии, которое ни уму, ни сердцу, непросто. Очень надеюсь, что в других случаях эти славные люди распоряжаются своим временем с большей пользой. Ни у кого из нас ведь нет запасной жизни!

***

Это только кажется, что информационные потоки в современном мире нелогичны и нерегулируемы. Это только кажется, что можно нанять ботов и получится смешать человека с дерьмом. Люди уже давно выработали иммунитет к тем, кто просто парит им мозг. Изменяется ведь не только форма и способ донесения информации – меняется и качество людей, живущих в информационном потоке. Инстаграм – одна аудитория; Фейсбук – другая, а ВКонтакте совсем всё иначе. Люди уже давно научились отделять правду от того, что похоже на правду, у людей уже есть доверие к одним источникам информации и недоверие к другим.

Социальные сети давно разделили нас на ватников-патриотов и пятую колонну – либералов. Мы не пересекаемся с теми, кто не умеет спорить без оскорблений; они давно в «Чёрных списках», и мы их просто не видим.

В защиту свободы Интернета 30 апреля в Москве собралось 10 000 человек. В следующий раз их будет гораздо больше. Информацию спрятать от людей невозможно. Ни Телеграмм, ни Фейсбук сегодня без потерь отрезать не получится. Люди всё равно найдут к ним доступ. Закрыть доступ в свободное информационное пространство – всё равно, что запихнуть зубную пасту обратно в тюбик. Но в данном случае меня гораздо больше удивляют те, кто не понимает, как сильно изменился мир, и не хотят принимать его новую реальность.