Фото_

Дагестанское общество: плюсы и минусы

Известный российский эксперт подметил новую тенденцию на информационном поле страны: по его мнению, на нем, скажем так, произошла смена ньюсмейкера…

Багаудин Узунаев

Вместо солидного, небрежно заткнувшего за пояс всех своих конкурентов властителя дум по фамилии Государство, тон вдруг стали задавать Общество, общественные события, процессы в обществе, его лидеры и кумиры…

ВЫБРОС ЭНЕРГИИ ИНТЕРЕСОВ

Уточним, что речь идет не про Интернет, где уже давно господствуют соцсети, а про телевидение и государственные СМИ, которые у нас являются исключительно рупором государства и проводником его целей и интересов. И причина здесь не только в неэффективности самих государственных СМИ, но и в заметно возросшей эффективности общественного мнения, выраженного на независимых информационных полях и порталах.

«Люди увидели, – поясняет эксперт свою мысль, – что они могут менять реальность, что они могут размять ее, как пластилин в руках, что для этого просто нужны усилия…» Усилия не возникают сами собой, для них должна быть причина. И это, как указывает эксперт, прежде всего недовольство своим материальным положением. «И таких, «недовольных своим кошельком, всё больше становится, – рассуждает эксперт. – И вот здесь, в этой точке, объединяются и учителя, и врачи, и Рамзан Кадыров, и дальнобойщики. То есть возникают такие вот выбросы. Чего? Интересов. Человек или группа людей, или коалиция, или регион говорит: «А у меня такие интересы. Давайте обсудим мои интересы».

Народ, осознавший свои интересы, вернее, осознавший, что они не совпадают с тем, как их формулирует и преподносит государство, становится опасен для режима. И режим говорит ему в ответ: «Нет, простите, у нас не принято обсуждать интересы. Вы идите просто к Володину, и там, на Совете Госдумы, тихо, без лишних людей будем обсуждать».

То есть государство хочет сохранить свою монополию не только на формирование интересов народа и общества, но и на их обсуждение, когда «налогооблагаемая база» начинает прилагать к этому те самые «усилия», о которых говорит эксперт.

***

Для начала скажем об интересах. Например, государство считает, что проведенная в 2014 году Олимпиада в Сочи и предстоящий в этом году чемпионат мира по футболу являются приоритетными интересами народа и общества (про интерес самого государства мы тут не говорим, ибо он очевиден). Но так ли это на самом деле? Если попытаться выяснить это путем опросов ВЦИОМ и других государственных опросных структур, то данное мнение, скорее всего, подтвердится. Потому что, как признают и сами исследователи общественного мнения, народ наш прошел такую историческую школу, которая заглушила в нем и без того несильно развитое желание откровенничать с властью. Поэтому стоит обратиться к ЛОМу (лидер общественного мнения). Но не государственного пошиба, а независимого, самостоятельно мыслящего человека и оценивающего реальность деятеля. Таковым в данном случае я выбрал брата гиперпатриота России Никиты Михалкова – Андрона Михалкова-Кончаловского. Посетовав, что Родина уже давно не давала ему повода испытать гордость за свои дела и деятельность, он отрицает, что Олимпиада и чемпионат-2018 являются приоритетными интересами российского народа.

Подкрепляя свою мысль, он приводит статистику состояния России в разных областях. Думаю, что эти шокирующие цифры не понравятся тем, кто стоит во главе государства, но считаю, что они, тем не менее, должны быть известны народу и обществу. Ведь для того чтобы адекватно оценивать российскую действительность, надо слышать не только голоса подконтрольных государству телеканалов и иных СМИ, но и голос талантливых и совестливых людей, чья позиция не совпадает с общепринятой.

Любопытно, что Михалков-Кончаловский использует в качестве эпиграфа к своему выступлению слова Маркса, высказавшего в свое время мысль о необходимости для народа и общества, желающих исцелиться от своих пороков, «ужаснуться себе». Без этого, без ужаса от собственного безобразия, считал Маркс, общество исцелиться не может. Мы не будем тут ни спорить с Марксом, ни поддакивать ему – важней та статистика, которую приводит Андрон Михалков-Кончаловский, считая ее достаточным поводом для россиян, «ужаснуться самим себе».

Понимая, что власть имущие в очередной раз объявят его «русофобом», он в свое оправдание предлагает объявить русофобами также Чехова и Горького, Герцена и Чаадаева. «Русский народ не мертвец, – переходит он на язык метафор, – чтобы о нем говорить только хорошее. Просто он еще очень молодой, еще не осознал многого… А кто хочет слышать о себе только приятное, пусть слушает президента, премьер-министра или сказки Афанасьева…», – считает известный режиссер.

***

Приведу несколько абзацев из его видеоблога, откуда мы узнаем, что в России за последние годы смертность заметно выросла. «Более 7 млн россиян вымерло за последние 20 лет. Больше, чем в Турции и Бразилии, которые мы опережаем на 50 %! А Европу – втрое. Русский мужчина занимает 160-е место по продолжительности жизни, уступая по этому показателю Бангладешу. Россия занимает первое место по убыли населения: по данным ООН, к 2025 году численность ее населения будет от 121 до 136 лет (вместо нынешних 143)…»

В ужас способны привести и цифры, иллюстрирующие «кризис семьи». «Российская Федерация, – констатирует автор блога, – занимает первое по числу детей, брошенных родителями», что справедливо расценивается им как факт «распада семейных ценностей». «. … 8 из 10 российских стариков, – продолжает семейную тему, – находятся в доме престарелых, имея родственников, способных их содержать. Количество беспризорных в РФ сегодня колеблется в рамках от 2 до 5 млн! А после Великой Отечественной войны эта цифра равнялась 700 тыс.». Акцент на состоянии устроенности и благополучии не случаен и не нуждается в комментариях, тем не менее, он добавляет, что «забота о стариках и детях – основа нравственности нации…» Кстати, монополия на образцовую нравственность тоже характерна для нашего государства. И поскольку планка в этом отношении ставится довольно высоко, то при всплывании фактов безнравственного поведения наших государственных чинов реакция населения – обычно весьма снисходительного к таким проявлениям – бывает довольно острая. Побочный эффект от этого еще более опасен: видя, что те, кто, провозглашая себя образцом нравственного поведения, на каждом шагу нарушает эти правила, остальные считают возможным лишь провозглашать нравственные ценности, не следуя им в своих поступках.

***

В этом абзаце есть строки, которые мы, дагестанцы, можем зачесть себе в плюс – у нас все-таки уважение к старшинству, к старости, к родителям пока еще остается на высоте. Но долго ли сохранится такое положение, сказать сложно, потому что в России в последние десятилетия восторжествовали принципы: «свой не свой – на дороге не стой!», «ничего личного – только бизнес» и т.п., которые в своем развитии обычно приводят к разрушению семейных ценностей и традиций.

Особенно ужасное впечатление производят цифры из раздела «Преступления против детей»: оказывается, в последнее время «100 тысяч несовершеннолетних стали жертвами уголовных преступлений. Из них 1700 детей – изнасилованы и убиты». «Мы тут опередили даже Южную Африку, – с горечью комментирует автор. – Каждый день в РФ убивают 4 детей. 2010 год: 9500 преступлений сексуального характера против несовершеннолетних детей. 2600 – изнасилований и 3600 ненасильственных половых сношений. За 8 лет число сексуальных преступлений выросло почти в 20 раз! Только Южная Африка опережает нас по этому показателю…»

***

Недавно весь Дагестан обсуждал случай в махачкалинской школе № 40, когда несколько школьников издевались над своей одноклассницей. И не просто издевались, а сняли это действо на камеру и выставили в YouTube. Реакция наших соцсетей была мгновенная и однозначная: это позор! И это недопустимо в Дагестане! Юные «садисты» быстро осознали всю низость своего поступка и принесли извинения родителям девочки, пообещав, что такое больше не повторится. Однако при этом они пытались представить свой видеоклип как игру, как некую забаву. Думаю, что это могло произойти с подсказки кого-то из родителей мальчиков. Тем не менее сам факт стремления детей тем или иным способом прославиться, стать героями YouTube и получить как можно больше лайков от своих сверстников показался мне сначала характерной приметой новых веяний в общественном сознании. Стремление к славе, рассуждал я, вроде бы вполне естественно для человека. Но стремление к славе любой ценой, с любым знаком – это новшество современного информационного времени…

Рост влияния деструктивных мемов, побуждающих людей, особенно молодых, к совершению общественно вредных действий и поступков, сегодня налицо. Но идет ли она из глубин человеческого сознания или является следствием общего роста агрессии в мире – вопрос дискуссионный. А то, что государства, которые только и имеют реальные возможности формировать настроения людей и народов в целом, сами сегодня ведут себя агрессивно, воинственно, мы видим и невооруженным глазом. И разве не является прямым подтверждением этого недавнее заявление министра иностранных дел России Лаврова? Он открыто заявил, что «на сегодняшний день в мире усиленно наращивается военный потенциал». «Хотя, – добавляет он, – у государств сегодня идеологические разногласия отсутствуют…» Да, мы слышали, что сегодня разногласия Запада с Россией уже не идеологические, а ценностные. Но ведь ценности – это материализованные идеи, это получившая форму государственных институтов идеология. Демократия – это что, ценность или идеология? Она и то и другое. Отказ от демократии для Запада невозможен, потому что для него это равносильно прыжку назад, в авторитарное прошлое, на что он, как я полагаю, никогда и ни за что не пойдет. Самостоятельно, конечно, без «ядерного» принуждения к этому со стороны новых, «крутых» игроков на мировой шахматной доске. Да и то – бабушка надвое сказала…

***

Но, возвращаясь к началу статьи, где я говорил про смену ньюсмейкера, хочу сказать, что в Дагестане этой смены не произошло. Здесь тенденция во всем отдавать инициативу государству и ждать перемен от него очень сильна. Что подтверждается и с воодушевлением воспринятой нашим обществом «подачки» от Кремля в виде «38 московских прокуроров». В Дагестане проводить репрессии легко, потому что народ наш всегда всем недоволен. Но при этом что-то предпринимать самостоятельно он не готов. Почему? Потому что каждый здесь видит себя на месте этих прокуроров, а чтобы попасть на их место, надо не высовываться…