Куда ни кинь…
О страховщиках, банкирах и их рядовых жертвах
Осень – это любимая пора не только для политиков, когда они вновь заполоняют все СМИ и эфиры, но и для их «ангелов-хранителей» в штатском, полицейском и военном облачении, коих сегодня в Дагестане, извиняюсь, стало хоть пруд пруди.
Особенно осень любят сотрудники ГИБДД. И вот почему.
Багаудин Узунаев
ПОФИГ МНЕ ЕВРОПА!
Для автомобилистов одной из примет осени является резкое оживление надзорной деятельности подразделения МВД с неудобопроизносимым названием ГИБДД. В этот период обычно истекает срок действия страховых полисов и у инспекторов ГИБДД появляется легитимное право штрафовать водителей, даже если просрочка равна одному-двум дням. Именно такой казус случился со мной. Недавно, преступно просрочив на три дня продление страховки, вез я ранним утром свою жену в аэропорт и был остановлен на выезде из города существом марсианского вида в каске и камуфляже с автоматом наперевес.
Существо было славянской национальности, держалось надменно и потребовало предъявить ему документы. Минуту спустя я понял, что на три дня проморгал наступление осени. Существо в камуфляже, сказав несколько протокольных фраз, собиралось сурово наказать меня, вплоть до лишения водительских прав! Невольно вспомнил я народную мудрость, что просрочивший на три дня страховку автомобилист – преступник, а обворовывающие его ежедневно на миллиарды рулевые – герои и образцы для подражания. И так здесь было всегда!
***
Мне грозило крупное наказание. Стараясь избежать его, я стал убеждать существо в камуфляже, что поскольку срок невелик – всего три дня! – и никаких опасных для страны последствий это преступление не повлекло, то на первый раз можно бы ограничиться предупреждением, а уж я-то, после такого милосердного жеста, исправлю свою оплошность. И тут я совершил непростительную ошибку: желая подкрепить свою позицию, я сослался на Европу, мол, европейские гаишники в таких случаях делают предупреждение, это, мол, пример, достойный подражания. Вы бы видели, дорогие читатели, что произошло с существом при упоминании мной Европы! «Я российский полицейский, – заорало оно, потрясая автоматом на груди, – и мне Европа не указ!»
«Все, мне хана!» – подумал я. Но, к счастью, в эту минуту подъехала машина с гаишниками-дагестанцами, которые, выслушав мой аргумент, согласились со мной и отпустили, предупредив, чтобы я поскорее искупил свое преступление, обновив страховой полис моего автомобиля.
Вот это был истинно европейский поступок! А проезжая мимо трясущегося от гнева существа, я не удержался и крикнул ему на прощание: «Бери пример с Европы, бедолага!» Послышался скрежет зубов, похожий на автоматную очередь. Но меня уже и след простыл…
УЛОВКА СТРАХОВЩИКОВ?
Наутро я, естественно, собрался оформлять страховой полис. Будучи консервативным по натуре, я позвонил в фирму, где это делал в прошлом году, и предупредил, что нуждаюсь в ее услугах. Если бы люди говорили друг другу только то, что они думают, то в ответ я услышал бы что-то вроде «а куда ты, падла, денешься?!», но, поскольку, по верному замечанию Бисмарка, язык люди используют для того, чтобы скрывать свои истинные мысли, мне сказали, что будут рады эту мою нужду удовлетворить.
По пути к фирме я вспоминал прошлогоднюю трепку, устроенную автомобилистам России Центробанком, курирующим почему-то страховую отрасль – одну из многих скрытых форм российского налогообложения. Тогда, как помнят водители, страховыми агентствами была придумана следующая уловка: они, будто сговорившись, вдруг резко в разы задрали цену на страховку. Если не ошибаюсь, с 2-х тысяч до 9! Согласитесь, очень существенный подъем. Пользуясь деморализованным состоянием автомобилистов, страховщики стали требовать у них, чтобы они оформляли документ на неограниченный круг лиц, что стоит заметно дороже, иначе, мол, не видать вам страховки как своих ушей. По существу, это было явным и демонстративным нарушением антимонопольного законодательства, так как они не оставляли водителям выбора, занимаясь вымогательством. Потом, когда те стали жаловаться в разные инстанции в связи с наглым поведением страховщиков, они, дабы проучить нас, придумали новую уловку: прекратили вообще оформлять полис, ссылаясь на то, что у них нет официальных бланков. Продолжалось это несколько дней, в течение которых гаишники наспех «обували» тех, кто брал на себя риск сесть за руль без страхового полиса. Поэтому у водителей, да и вообще у неравнодушных граждан Дагестана возникло подозрение о сговоре между ГИБДД и бизнесом в лице страховщиков. Так ли это было на самом деле – утверждать не берусь, потому как такого рода сделки, сами понимаете, не совершаются открыто. Но, зная нравы российского государства и бизнеса, можно предположить, что это вполне реально…
ЗАДРАТЬ, ЧТОБЫ ОПУСТИТЬ
Конечно, меня, как и всех остальных рядовых водителей, волновал вопрос суммы, в которую выльется в этот раз право пользоваться своим автомобилем. Оказалась, что она в этом году равняется 5 тысячам рублей. То есть, как я полагаю, весь прошлогодний ажиотаж, битье мордой об стол рядовых водителей руками страховщиков российская власть произвела для того, чтобы увеличить норму скрытого налогообложения с них. Это довольно несложная психологическая уловка: чтобы новая, более высокая, цена на страховку показалась автомобилистам приемлемой, задрать ее до 9 тысяч, а потом опустить до 5. И все! Прежнюю цену в две тысячи уже никто и не вспомнит, дай бог, чтобы хоть выше пяти не поднималась…
Все эти мысли проносились в моей голове по дороге к страховому агентству, упомянутому мной выше. Но, прибыв туда, я получил новое подтверждение верности русской пословицы: «От сумы, да от тюрьмы не зарекайся». Оказалось, что, пока я добирался до страховой фирмы, где надеялся оформить документ, ее уже закрыли. Отозвали лицензию. Сотрудники, находившиеся в явном замешательстве, не могли ничего объяснить, сами терялись в догадках. «Мы тут не при чем, – лепетали они, – это решение головной организации».
И что, что натворила ваша головная фирма, пытался я разузнать? «Об этом ты спроси у Набиуллиной!» – злобно предложил мне один из сотрудников, посоветовав искать другую фирму вместо того, чтобы терять время в догадках о мотивах действий ЦБ и ее главы. В конце концов я оформил-таки страховку в другом агентстве, правда, потеряв на эту простую вроде бы процедуру… полдня!
БАНКОВСКИЙ ДАРВИНИЗМ
Зато у меня теперь есть вполне приличный информационный повод поделиться с читателем о деятельности ЦБ и самой Эльвиры Набиуллиной, чью фамилию, как многие знают, в деловых кругах переделали таким образом, что вслух ее произносить невозможно.
Люди, интересующие экономикой, финансами знают, что сегодня в банковской сфере происходят процессы, к которым она, Набиуллина, причастна самым прямым образом. Прежде всего это касается ситуации вокруг «БИН-банка» и финансовой группы «Открытие», подававших при их образовании большие надежды. Но кому? Хотелось бы думать, что российским вкладчикам, промышленности, экономике в целом. Однако сегодня мы видим, что они пошли по пути легкого обогащения, встали на скользкий путь поедания себе подобных, подтверждая на банковском уровне правоту социального дарвинизма, сомнительного ницшеанской формулы «падающего подтолкни». Вот как оценивает поведение этих банков опытный экономист, знаток финансовой сферы Сергей Алексашенко. Во-первых, из его оценки мы узнаем, что оба «агрессивно росли за счёт слияний и поглощений, т.е. покупая и присоединяя к себе другие банки и финансовые компании». Эта тенденция была задана ЦБ, который в недавнем прошлом взял курс на укрупнение российских банков за счет поглощения малых большими. Особенно болезненно это отразилось на положении коммерческих банков Дагестана. Их здесь действительно было много, но только они могли поддерживать деятельность малого и среднего бизнеса. Удар по малым банкам Дагестана был, по существу, ударом по малому и среднему бизнесу республики в пользу крупного капитала, его огосударствления. Это, конечно, отвечает политическому курсу Кремля на концентрацию (укрупнение) власти, но при этом никак не содействует росту экономики, ее производительных сил, где малый и средний бизнес могли бы играть весьма существенную роль.
ФЕДОТ, ДА НЕ ТОТ!
Во-вторых, скупали и поглощали «банки с плохими активами», в рамках т. н. санации, инициированной ЦБ. Делали они это, руководствуясь благими намерениями, теми самыми, которыми, как знает читатель, вымощена дорога в ад, «надеясь на рост экономики, которая должна была их улучшить». Но рост экономики не случился, и за ошибки в своих прогнозах придется расплачиваться бизнесменам. И вкладчикам!
Однако Алексашенко не считает, что кризис этих двух банков указывает на кризис банковской системы в целом. «События последнего месяца – санация финансовой группы «Открытие», а теперь и БИН-банка, породили массу разговоров о банковском кризисе в России, – говорит он. – Хочу всех успокоить – это точно не банковский кризис, это кризис банковского надзора, это кризис ЦБ. Диагноз в обоих случаях одинаковый – алчность. На какой-то стадии аппетит банкиров разыгрался до такой степени, что они стали ввязываться в то, что в России называется «санацией банков», а на самом деле является масштабным разворовыванием бюджетных средств: «Открытие» стало санатором «Траста», БИН – «Рост-банка». Я не знаю, на что надеялись собственники «Открытия» и БИНа, но из пяти плохих банков сделать один хороший еще не удавалось никому». Это все равно что оживить мертвеца. Такие чудеса способен творить в России только один человек, и вы хорошо знаете его имя. И этот человек, цитирую, «восторгается работой руководства ЦБ! Но эти восторги всегда ограничиваются достижениями в области денежной политики (низкая инфляция, плавающий курс рубля и пр.); а вот про систематические провалы банковского надзора ни президент, ни ГД, назначающая руководство ЦБ, заслушивающая и утверждающая ежегодно его отчеты, почему-то говорить не хотят. Возможно, президенту об этом не докладывают, хотя давно пора доложить» …
***
Неплохо было бы напомнить ему насчет осенних мучений автомобилистов, к которым, возможно и косвенно, причастна и его любимица Набиуллина.
«Провалившись в надзоре, – ставит эксперт жирную точку, – ЦБ не хочет работать над ошибками, а усугубляет ситуацию дальше, утверждая, что придуманный им Фонд консолидации (т. е. укрупнения) банковского сектора является палочкой-выручалочкой. На самом деле, все, что пытается сделать ЦБ, называется очень просто: национализация банковского сектора».
Тем более что термин «национализация» в России не всегда означает то, что написано в толковом словаре.
Добавить комментарий