Фото_к тексту

По итогам празднования 160-летия Махачкалы осталось послевкусие, как будто это даже не круглая дата. Как будто супружеский долг выполнен после 40 лет совместной жизни. Вроде и концерт громкий, и салюты в небе, и толпы веселящегося народа, а состояния праздника не было. Это мы потом, через 3 дня, узнаем, что это будет последним праздником нынешнего главы республики. Но, впрочем, об этом отдельно…

Заур Газиев

160-летие Махачкалы по сравнению с юбилеем Дербента как будто даже не возраст. Да и подготовка к празднику по ощущениям была какой-то незаметной и скоропалительной. Но дело в том, что Махачкала для Дагестана – это больше чем город. Это наш плавильный котёл, это как наш пропуск в будущее, в семью цивилизованных народов. Да, вид у нашего «пропуска» несколько неопрятный и несуразный, но прелесть в том, что это ещё не конец истории и он в стадии формирования.

***

За что я не люблю Махачкалу? За полное неприятие правил, по которым формируются современные города: зелёные зоны и водоёмы – неприкосновенны, а у нас это не так. Нельзя закрывать плитами КОР и строить на водном потоке дома. Нельзя вырубать Эльтавский лес и отдавать парки под помпезные стройки. Я не люблю Махачкалу за хаотичное строительство, которое ломает всякое понимание того, как должен выглядеть город в XXI веке. Нельзя посреди малоэтажной частной застройки разрешать строительство многоэтажек и наоборот. Нельзя позволять приватизировать морское побережье, хотя бы потому, что берег должен принадлежать всем. Я не люблю Махачкалу за то, что мы так и не стали народом, который живёт лицом к морю. Вид на море из окон махачкалинских домов – такая же экзотика, как и в городе, где моря нет вовсе.

Наши главные городские архитекторы соревнуются друг с другом только по части бездарности и ненависти к городу, внешний вид которого отражает то, как к нему относятся те, от кого зависит его судьба. И когда я вижу, что сделал со старым зданием медицинского университета на площади один из бывших ректоров (убогий пластиковый сайдинг), только укрепляюсь во мнении, что вкус к настоящим ценностям невозможно привить людям, в которых это не было заложено с детства. В республике, где испокон веков строили каменные дома, на генетическом уровне должно быть неприятие к натяжным потолкам и пластиковым стеновым панелям.

***

Пытаясь как-то систематизировать то, что мне не нравится в Махачкале, я не могу не сказать о дорогах. С одной стороны, по ним ездят люди, которые вспоминают о правилах только во время ДТП, с другой – неотрегулированность транспортных потоков приводит к тому, что на наших улицах творится настоящий кошмар. Мы всё больше скатываемся в состояние Египта. Нам нужно ещё учиться ездить с уважением к соседям по автопотоку, пешеходам, правилам дорожного движения. А ещё мне не нравится, что мы так и не научились ценить дары природы. По логике вещей наши общественные пляжи должны были бы начинаться где-то в районе Чёрных камней и тянуться до Изберга. Мы могли создавать туристический рай, зазывая отдыхающих нашими прекрасными продуктами и сервисом. Но у нас в самом центре стоит коматозный порт, где ещё в золотые хархаровские времена поставили гигантские уродливые цинковые баки, обезображивающие вид на море с железнодорожного вокзала. А ещё там непонятный недостроенный остов: то ли мечети, то ли банкетного зала. И никакой надежды на то, что это здание хоть когда-нибудь достроят. Как, впрочем, никакой надежды на то, что амировские долгострои по городу хоть когда-то будут доведены до состояния готовности.

Так и стоят мрачными напоминаниями о некогда всесильном мэре, о том, как можно потерять всё и в один момент, не поняв, что время твоё закончилось и нужно вовремя уйти.

***

Города – это не просто много высоких домов и толпы людей, это энергетика, среда обитания, это состояние социума. Великие города вырастали постепенно. Они принимали в себя разные культуры, религии и народы. Они становились такими, что ни с кем их не перепутаешь. Они рождали великих архитекторов и обзаводились своими узнаваемыми силуэтами. А ещё в каждом городе свой цвет солнца, свой свет, и архитекторы это знают. Они проектируют здания, учитывая особенности преломления света, географической широты. Это как раз то, что совсем никак не учитывалось и не учитывается ни одним главным архитектором Махачкалы. Более того, иногда складывалось такое впечатление, что они наперегонки старались испортить то, что было сделано их предшественниками.

Согласно прежнему генплану дагестанской столицы, от Троллейбусного кольца до железнодорожного моста в районе Степного посёлка должен был тянуться бульвар. Сейчас «Город мастеров» – это только жалкие остатки от всего того, что могло бы быть. Спасибо за это нынешнему мэру. Нет смысла рассказывать, кем и когда остальное было продано, больше удивляют те, кто покупал, наплевав на все.

***

Не знаю, есть ли ещё хоть в каком-то городе такое явление, как пристройки, но, появившись однажды, они облепили дома как бородавки. Безобразно застеклённые балконы способны изуродовать любое жилое здание. Это одна из самых возмущающих меня тем – люди не думают о том, как будет выглядеть город, в котором они живут. Определение «отцы-основатели» – это вообще не про Махачкалу. Она всегда была пожизненной сиротой, падчерицей, не было никого, кто бы профессионально мог заняться только её проблемами. От города отнималось, отрезалось, уворовывалось, а подарки городу в последние десятилетия случались крайне редко. Но он всё равно вырос, встал на ноги. И это совсем не восточный город. Его фасадная часть – проспект Ленина – делается по европейским стандартам. Открытые кафе, много витражей, интересная архитектура некоторых зданий и, безусловно, главная площадь. Но Махачкала при этом нуждается в том, чтобы прорубались сквозные улицы. Нынешняя дорожная сеть явно не справляется с нагрузкой. Быстрорастущий Редукторный посёлок каждое утро и каждый вечер стоит в пробках и нуждается в ещё одном путепроводе. Как это сделать при нынешнем финансовом положении – большой вопрос.

***

В Махачкале городское начало пробивается, как трава сквозь асфальт, и в этом месте самое время сказать, за что мы ценим Махачкалу! Самое главное определение Махачкалы, в чём сходятся все, кто приезжает в наш город, – это то, что она живая! Она никогда не бывает спящей или депрессивной. Бывает нервной и истеричной, но никогда не погружается в спокойствие и умиротворение. Дома вырастают в самые короткие сроки. Магазины поражают своим изобилием – наши люди умеют торговать. К этому умению бы ещё и возможности производить, но… это уже другая история. Много красивых и дорогих машин. Махачкала редко погружается в экстремальные температуры, у нас не так много холодных дней. Бывает, конечно, месяц некомфортной жары, но по сравнению с другими южными городами жара не такая страшная.

Несмотря на неулыбчивость, наши люди очень доброжелательны к приезжим (если те одеты не слишком вызывающе). Махачкалинцы чаще гостеприимны, нежели равнодушны к гостям. У махачкалинцев свой сленг и свой очень узнаваемый акцент. Несмотря ни на что, здесь есть своя городская культурная и не очень жизнь. Когда у страны случаются взлёты, мы видим, как тут же в Махачкале взлетают новостройки. Я не знаю, есть ли на Кавказе ещё один столь же густонаселённый город, как Махачкала. В час пик на дорогах это чувствуется особенно. Всё больше терпеливых водителей и всё больше тех, кто пропускает пешеходов и включает поворотники.

К своему 160-летию Махачкала подошла сформировавшимся городом. И не страшно, что городские кварталы сильно отличаются друг от друга. Если центр и Редукторный поселок вместе с севером Каспийска образуют городскую среду, то от Троллейбусного кольца и в сторону северной автостанции – сплошной Хасавюрт в его худшем и лучшем смыслах. Это даже не спальные, а скорее пыльные районы, относящиеся к Махачкале только административно. Однако было бы нечестным не отметить, что за последние 10 лет на карте Махачкалы появилось очень перспективное место – озеро Ак-Гёль. Раньше это было местом стока канализационных вод. Теперь здесь часть берега облагорожена, правда, появившиеся здесь рестораны перекрывают путь к воде, но при желании с этим вполне можно разобраться.

Запланировано сделать вокруг Ак-Гёля круговую набережную. Возможно, эту идею получится осуществить ещё нынешнему мэру, и наши спортсмены будут по утрам бегать вокруг этого озера. Правда, для этого придётся сносить заборы, но надеемся, что город найдёт такие возможности.

***

Ещё одной прекрасной чертой Махачкалы является способность меняться. При работе над разного рода проектами на телевидении нужно бывает проводить съёмки махачкалинской городской жизни. Спустя год многие видео уже нельзя использовать – всё уже изменилось, появились новые постройки, новые фасады. Махачкала готова к переменам в любой момент, нужны только финансовые возможности. Мы пережили в нашем городе и землетрясения, и страшные теракты, и аномальные дожди, мы пережили даже лучшего мэра всех времён и народов. Наверное, пришло время пожить и для себя. В радость. В удовольствие. 160-летний юбилей дал нам такую возможность! Возможно, несмотря на настроение, этот праздник нас ещё догонит.

Нужно отдать должное городским властям – они постарались, и, думаю, что нашу благодарность они с лихвой заслужили. От себя лично и от лица нашей редакции поздравляю всех тех, кто считает себя махачкалинцем, с праздником. Нет сомнений, что к следующей дате город будет другим, очень часто перемены приходят к нам, несмотря на то что мы их не ждём. И только цвет солнца останется прежним.