Сколько ни тверди «халва»,
или Как бы не накаркать войну
Нет ничего удивительного в том, что народная мудрость, как и все в этом мире, тоже относительна, то есть в определенном смысле – избирательна. Не зря говорится: «Что немцу хорошо, то русскому – смерть».
Багаудин Узунаев
Вот еще одна народная пословица уверяет нас в том, что, «сколько ни тверди «халва», во рту слаще не станет». Разве только он слюнками наполнится. Если вы в этом сомневаетесь, можете попробовать и убедиться: слово, несмотря на все его силы и возможности, накормить человека, утолить его голод не способно.
ЗАКОН ЗЕМЛИ И НЕБА
Конечно, мы имеем в виду появление у нас еды и любого другого материального предмета как непосредственного результата наших словесных просьб и заклинаний. Мы не берем примеры опосредованных возможностей слова. Например, силой своего красноречия вы можете разжалобить богатого соседа или однокашника, выбившегося в люди, запрыгнув, растолкав всех локтями, в социальный лифт, поднявший его на вершину пищевой цепи… И они худо-бедно накормят вас и даже, возможно, дадут немного съестного с собой, про запас. Такие возможности у слова, конечно, есть…
Слово также может иметь материальные следствия для вас (получение еды, одежды, квартиры, высокой должности с правом безнаказанно заниматься коррупцией и т.п.), когда оно произносится человеком, облаченным огромной властью. Сегодня вся Россия, весь мир обсуждает, как он на днях на голубом глазу всех российских государственных телеэфиров творил чудеса претворения проблем и бедствий народа в свои противоположности. Это даже дало повод известному писателю Виктору Ерофееву сравнить его с Иисусом Христом, который тоже, как вы знаете, иногда творил чудеса.
Слово «иногда» я произнес не случайно. И вы сейчас поймете – почему. «Путин все больше напоминает мне Иисуса Христа, – делится с нами писатель. – Вот, смотрите, среди тысяч и миллионов вопросов он выбирает те, где он может выступить спасителем. Вот в ходе недавней «Прямой линии» спас женщину из Ставрополя…»
А сколько таких женщин, нуждающихся в спасении и помощи, осталось еще по всей Руси, одному богу известно!
То есть и тут мы видим принцип относительности/избирательности, который, похоже, действует как на небесах, так и на Земле.
«Ведь Иисус, – продолжает Ерофеев свою мысль, – мог бы встретиться с Лазарем, а мог бы не встретиться. Ему повезло: встретился – и он его воскресил…»
То есть надо было попасть в поле зрения Христа, чтобы он то ли вернул зрение, как сделал это в отношении двух слепых в Иерихоне, то ли избавил от шайтана гневливости, как исцелил от «семи бесов» Марию Магдалину из Магдалы, то ли даже воскресил из мертвых, как воскресил Лазаря из Вифинии…
ПРИМИТЕ МОИ СОБОЛЕЗНОВАНИЯ
«Некоторый человек был богат, – приведу вкратце эту притчу, – одевался в порфиру и виссон и каждый день пиршествовал блистательно. Был также некоторый нищий, именем Лазарь, который лежал в струпьях и желал напитаться крошками, падающими со стола богача, и псы, приходя, лизали струпья его. Умер нищий и отнесен был ангелами на лоно Авраамово. Умер и богач, и похоронили его. И в аде, будучи в муках, он поднял глаза свои, увидел вдали Авраама и Лазаря на лоне его и, возопив, сказал: отче Авраааме! Умилосердись надо мною и пошли Лазаря, чтобы омочил конец перста своего в воде и прохладил язык мой, ибо я мучаюсь в пламени сем. Но Авраам ответил и сказал: чадо! Вспомни, что ты получил уже доброе твое в жизни твоей, а Лазарь – злое; ныне же он утешается, а ты страдаешь; и сверх всего того между нами и вами утверждена великая пропасть, так что хотящие перейти отсюда к вам не могут, также и оттуда к нам не переходят. Тогда сказал он: так прошу тебя, отче, пошли его в дом отца моего, ибо у меня пять братьев; пусть он засвидетельствует им, чтобы и они не пришли в это место мучения. Авраам сказал ему: у них есть Моисей и пророки; пусть слушаются их. Он же сказал: нет, отче Аврааме, но если кто из мертвых придет к ним, покаются. Тогда Авраам сказал ему: если Моисея и пророков не слушают, то, кто бы из мертвых не воскрес, не поверят».
Так что, господа богачи, особенно разбогатевшие путем коррупции и воровства, мотайте на ус: на лоно Авраамово вы, скорее всего, не попадете, перепрыгнуть через стену, разделяющую на том свете грешников от праведников, вам тоже не удастся.
Как говорят в таких случаях, примите мои соболезнования…
И ВЗЯТКИ ГЛАДКИ…
Но вернемся к писателю Ерофееву. Какой же вывод делает он из своего наблюдения: Путин так же, как и Христос, спасает избирательно, вместо того чтобы спасти всех чохом и не париться больше по поводу классового антагонизма, причины всех войн и восстаний на земле с тех пор, как на ней явился невесть откуда аппарат насилия под названием государство.
«Все чудеса Христа, мы знаем, были такого же локального (избирательного – Б.У.) свойства, – развивает свою мысль Ерофеев. – На свадьбе превратить одну жидкость в другую. Или вот он встретил Лазаря, вернее, не встретил, а Лазарь уже почил, и он его взял, воскресил. Это чудо… И вот то же самое делает наш президент. Он же мог вообще всех спасти, всю Россию. Но этого и Христос не делал во время жизненного пути, а вы знаете, как гласит русская пословица: поперек батьки в пекло лезть никогда не стоит… Вот он и не лезет».
Разумное поведение. Тем более в свете приведенной выше притчи: будет оправдание на том свете: мол, да, не спас, не осчастливил всех, и чё? Ведь и батька тоже спасал избирательно! А с меня-то и вовсе взятки гладки!
Действительно, разве невозможность осчастливить всех означает запрет осчастливить хотя бы своих друзей и родственников? Нет, конечно! Пусть хоть 1-2% россиян поживут счастливо (как у Христа за пазухой!), а остальные… остальные могут смотреть на них и радоваться «ихнему» счастью. Ведь не хлебом же единым жив человек, не правда ли?
Как тонко подметил писатель Ерофеев, президент спасает (делает счастливыми) не только «друзей» и «родственников», но и, как выражается писатель, «одиночек». То есть людей посторонних и в то же время попавших в поле зрения, как Лазарь. «И вот сколько таких одиночек он уже спас! – констатирует Ерофеев. – И тут мелькнула женщина, и уже Чайка, апостол Чайка, уже заводит дело на губернатора… А женщина счастливая бежит целоваться с мужем. По-моему, я считаю, я даже думаю иногда, что Христос уступает ему…»
Вот такой вывод: даже Христос уступает нашему Путину!
Разве это не повод возгордиться и требовать от остального мира, прежде всего от Америки, признать наше превосходство и пасть ниц перед нами?
НЕ НАКАРКАТЬ БЫ ВОЙНУ
Но, оставаясь в рамках моей темы – относительность как основной принцип этого мира, я продолжаю как бы раскрывать ее доступными мне и понятными читателю средствами. В данном случае это русские пословицы.
Вначале я привел абсолютно, казалось бы, неопровержимую народную мудрость, что, мол, сколько ни тверди «халва», слаще во рту не станет…
Что, казалось бы, на это можно возразить? Конечно, это железная истина. И она вроде бы подтверждает величайшую мудрость народа, который скажет – так скажет: не в бровь, а в глаз, не добавить – не убавить…
Но вот я приведу вам сейчас другую народную мудрость, которая противоречит той, что про халву, причем довольно-таки самоуверенно. «Не каркай, – призывает она нас, – беду накликаешь…» То есть, согласно второй народной мудрости, слово все-таки может вызвать к жизни и некие материальные следствия само по себе, без щедрости богатого соседа и без милосердия однокашника-коррупционера. И если она права, то все-таки, говоря «халва», можно добиться того, чтобы во рту стало сладко.
Но не в этом суть. Я хотел сказать про другое, про то, что в последнее время из уст высокопоставленных россиян все чаще звучит слово «война»… И вот это настораживает: как бы не «накаркакали» нам третью мировую…
Вы знаете, что 19 июня, буквально на днях, РФ вышла из Меморандума о взаимодействии с США по предотвращению инцидентов и обеспечении безопасности полетов авиации в ходе операций на сирийской территории… Сделала она это в связи с тем, что американцы сбили сирийский истребитель Су-22. То есть это равносильно тому, что они сбили наш, российский самолет, во-первых, потому что Асад – союзник и Россия будет биться за него до последней капли крови; во-вторых, сбитый истребитель произведен в России и потому наш по происхождению. По всем параметрам наш. Ведь даже если газ, закупленный Германией у России и потом реверсом перенаправленный в Украину, мы считаем своим, то уж о Су-22, купленном у нас Сирией и сбитом коалицией, вообще говорить нечего! А наших, или своих, мы не сдаем. И вот вышли из меморандума и объявили, что все «самолеты и беспилотники международной коалиции будут рассматриваться как воздушные цели», теперь российские ПРО примут на сопровождение все летательные аппараты, которые будут обнаружены западнее реки Евфрат.. . И уже есть примеры такого перехвата и сопровождения.
КТО БОЛЬШЕ ТЕРЯЕТ?
Насколько же велика опасность лобового столкновения в воздухе летательных аппаратов союзников и коалиции, что может перерасти в прямые военные действия между США и Россией? В оценке этого больше агрессии проявляет американская сторона. «Решение русских считать авиацию коалиции потенциальной воздушной целью, – считает независимый эксперт Гордон Хан, – это предупреждение американским и союзным им воздушным силам о том, что российские самолеты будут защищать сирийские… Мы в шаге от американо-российской военной конфронтации в воздухе над Сирией».
Михаил Троицкий, директор Института международных отношений и управления МГИМО, судит более осторожно: «Риски повышаются для обеих сторон, – пишет он, – ситуация тревожная, но здравый смысл возобладает, и военные, получив политический сигнал, будут стремиться к сдержанности».
В самом деле, несмотря на воинственные заявления российской верхушки, больше оснований для решительных действий у американцев. Ведь если российский истеблишмент хочет лишь поднять свой престиж и статус до уровня своего богатства, в чем он в разы превосходит заокеанских коллег, то для последних речь идет об утрате мирового лидерства. Сомнительно, чтобы они отдали без боя пальму первенства, тем более сопернику, которого считают во всех отношениях ниже себя.
Добавить комментарий