3215683985

Все наши сетования по поводу того, чего мы лишены, проистекают от недостатка благодарности за то, что мы имеем

Даниэль Дефо

Однажды наш президент сказал, что дагестанцы могут пережить многие беды, но они труднее всего переносят несправедливое к себе отношение. Абсолютно с этим согласен! Одна, пусть даже небольшая, несправедливость по отношению к какому-то конкретному человеку закрывает ему глаза на всё позитивное, что происходит в республике.

Заур Газиев

На чаше весов

В последнее время пришлось побывать в некоторых населенных пунктах, где вводились в строй газораспределительные станции, школы, больницы, какие-то экономические объекты и т.д. Но по возвращении в Махачкалу каждый раз возникало такое чувство, что это нашим людям неинтересно, что всё происходит в какой-то иной реальности. К примеру, заблокированный в частном доме боевик, на совести которого 13 взорванных жизней, и люди, оказавшиеся с ним вместе в этот вечер, ставят на уши всё информационное пространство. Интересно, что люди, защищающие боевика, говорят о том, что с ним и с людьми, которые оказывали ему моральную поддержку, нужно поступать по Закону!

Кстати, на экстремистских сайтах предлагается проявить терпение, понимание того, что человеческая жизнь всё равно конечна, даже если в теракте погиб ребёнок или человек, не участвующий в гражданском конфликте, Господь сам разберётся, в рай попадёт человек или в ад! Одним словом, по их логике, ничего страшного, если среди погибших есть ваш близкий!

Но в последний раз они продемонстрировали совсем иной подход к жизни своих единомышленников — включился весь возможный ресурс. Трансляция в режиме онлайн по Интернету, откровенное затягивание переговорного процесса для того, чтобы привлечь к себе побольше внимания… Чтобы спасать жизни своих женщин и детей, они готовы входить в конституционное поле «Тагута», а то, что касается жизни простых граждан, — «Господь сам разберётся»! Это какая-то новая разновидность адресной справедливости! При этом выразить осуждение по поводу теракта, унесшего 13 жизней, никто из них не торопился. А то, как Мансур Махмуд Мидаль попробовал обойтись с человеком, который пытался его спасти, это вообще отдельный вид вероломства. Если раньше были надежды, что среди членов НВФ есть благородные бандиты, то сегодня таких иллюзий уже нет. Будут прикрываться женщинами и детьми, будут до последнего цепляться за свою жизнь. И вообще, судя по всему, сами они на суд к Господу совсем не торопятся.

В этом месте салафитской общине надо бы доступно объяснять, что невозможно договариваться с людьми, которые считают, что для осуществления их заветной мечты должны быть убиты все, кого они не считают своими братьями. Политика двойных стандартов — вещь, мягко говоря, не очень справедливая, с чьей бы стороны она ни исходила. И еще: не все готовы умереть, чтобы они стали счастливы.

В моей жизни было много искренне и глубоко верующих людей, но никто из них не пылал ненавистью к людям, видящим свой путь совсем иначе, чем они. Я полагаю, что те, кто сегодня являются лидерами и нравственными авторитетами у салафитов, должны будут всё же обратить внимание на эти моменты. Они должны крепко подумать, как дорого, сколькими жизнями дагестанцев они готовы заплатить за идею, которую так и не удалось реализовать ни в одной стране. Им никто не мешает молиться, никто не мешает отправлять культы, с ними садятся за стол переговоров, но когда идёт нагнетание ненависти ко всем, кто не такой, как они, господа должны понимать: эта ненависть к ним же и вернётся!

Похоже, что чаша терпения простых граждан уже переполнена, теперь уже не получится жить среди людей и позиционировать себя как человека, обладающего истиной в последней инстанции и потому имеющего непонятные права столь же не мотивированного превосходства. Салафитам, выбравшим мирный путь, скорее всего, придётся дистанцироваться от тех, кто взял в руки оружие, и выйти к дагестанскому обществу с мирными инициативами. Им нужно научиться мирно сосуществовать в многоконфессиональном и сложно устроенном дагестанском обществе. И, кроме того, по возможности находить тех, кто будет остужать пыл своих малообразованных единомышленников типа тех, кто называет обезьянами всех, кто празднует государственный праздник — Новый год.

Гражданин салафит

Проблемы взаимоотношений салафитской общины и дагестанского общества с каждым годом всё более запутываются и осложняются. Мерзко то, что тот, кто готов к разумным компромиссам, надолго во главе этого движения не остаётся. Как ни печально, но салафизм в своей общей массе не стал для Дагестана религией мира. Несмотря на все попытки отдельных граждан лигитимизировать салафизм, придать ему благородные формы, этот проект пока остается трагической страницей. Слишком большое количество маргиналов, примкнувших к этому движению, просто не позволит благородной его части начать цивилизованное вхождение в общественные отношения. И в этом, по большому счёту, вина не только агрессивного крыла салафитов и некоторых непримиримых ДУМДовцев, но и во многом определенной части государственных чиновников, которые не смогли преодолеть свои идеологические пристрастия и встать на государственные позиции. Результат: переговорный процесс в прошлом году зашел в тупик, а в этом году договаривались уже с людьми, которые по своим убеждениям, мягко говоря, даже «договороспособными» не выглядят. Во всяком случае, их интернет-активность иного впечатления не оставляет.

Хотелось бы ошибиться, но именно по этой причине, полагаю, договорённости с ними, какими бы долгожданными они ни были, ничего не изменят. Дело в том, что эти соглашения должны были бы стать первым раундом большого процесса, но о нём мы ничего не слышали. Подобные переговоры — очень сложный процесс, который должны вести умные люди, чей авторитет в общине безусловен. Участвующие в этой работе люди должны быть готовы и к компромиссам, и прощению вины своих собеседников, и к признанию собственных грехов и ошибок; нужно быть готовыми жертвовать и какими-то принципиальными для себя вещами; и самое главное — должно быть понимание, что всё это делается ради мира и спокойствия будущих поколений. Но в руках во многом недалёких людей переговорный процесс вполне может превратиться в обычную склоку.

Прочитав в «Черновике» о том, как скверно эти соглашения были освещены в государственных и негосударственных СМИ, мы были сильно удивлены. Уже в понедельник на РГВК по этому поводу шел сюжет. В нашем еженедельнике было как минимум два материала по этому поводу, данному мероприятию была отдана первая полоса. Но если быть откровенными, то никого из нас не позвали даже на протокольную часть, даже в тот момент, когда вроде все пункты были согласованы и никакого скандала быть не могло. Участники этого процесса позвали своих доверенных людей, которые уже распространили готовую информацию. При этом получить какие-либо комментарии было просто невозможно.

Не думаю, что такая завеса секретности была правильным шагом, во всяком случае, вопросы, которые задавали аналитики политических процессов в Дагестане, помогли бы им увидеть их детище в ином ракурсе и двинуться навстречу тому времени, когда салафиты перестанут быть маргиналами, а станут вполне лояльной частью дагестанского общества… если такое возможно.

Не нужно забывать и о другом: само общество нуждается в коренном очищении и от бывших бандюгаев, которые десятилетиями оккупировали властные кабинеты. Разбираться с коррупцией, экономикой, образованием. Разобраться с тем, какое место вообще должна занимать религия в государстве, в котором она (религия) на уровне конституции отделена от государства, но обозначена как Свобода совести и вероисповеданий. Кстати, в своём твитере Аркадий Ганиев на днях написал: «По-моему, абсолютное большинство религиозных служителей, в любой конфессии, свысока смотрят на остальных людей, считают себя избранными и приближёнными к Всевышнему, главное, что они в большинстве своём паразитируют на душевных и житейских проблемах верующих. Религиозный служитель, на мой взгляд, это не от Всевышнего, а всего лишь одна из земных грешных профессий, из того же ряда, что психоконсультанты, экстрасенсы, гадалки, агитаторы и пропагандисты…..». Ни убавить, ни прибавить.

И снова здравствуйте

На сайте РИА «Дагестан» (http://www.riadagestan.ru/news/2012/5/21/136748/) прошла информация о том что: «В рамках форума «Я — гражданин» прошли соревнования по военно-прикладному многоборью». Там много ещё чего проходило, но эти соревнования и картинка к ним меня просто удивили! Я всегда думал: для того чтобы быть гражданином, нужно развивать в себе другие качества. Нужно знать и любить свою родину, знать её историю, понимать, как устроено государство, как действуют его институты. Для того чтобы быть гражданином, нужно знать, что родина может сделать для тебя, что для своей родины можешь сделать ты. Для того чтобы быть гражданином, нужно понимать, куда движется наша страна, как сделать, чтобы она двигалась к прогрессу и справедливому обществу. А ещё хорошо бы объяснить, как честные выборы меняют жизнь граждан, перед которыми избранные ими люди несут ответственность, как важно быть гражданами и ходить на выборы ради честных людей, а не ради мешка сахара…

Кстати, подобное мероприятие проходило по всей России, программа его была аналогичной — ничего не поделаешь. Однако информационный повод состоялся, и он мне в который раз напомнил о том, что для дагестанского общества понятия «гражданин» пока не существует. К примеру, для меня наше будущее должно строиться образованным молодым поколением, а вот на территории нового микрорайона между Махачкалой и Каспийском уже стоит мечеть, но нет ни одной школы и ни одного медпункта. Мечеть строили верующие, а школу и медицинский пункт должны были бы построить либо граждане, либо государство. Граждан у нас нет, а государству не до этого…

И напоследок хотелось бы вернуться к тому, с чего начал свою статью: к положительным событиям, которые происходят в Дагестане, но которые никому неинтересны, кроме тех, кого они непосредственно касаются. Открыли газораспределительную станцию, участок дороги, продолжилось строительство водопровода и больницы — и всё это на деньги коррумпированного государства; прибавьте к этому пенсии, пособия, льготы и т.д. А что могут дать людям те, кто сегодня воюет за свержение нынешнего строя?! Нужно было бы объяснить нашим гражданам, что Афганистан или Пакистан их уже не устроят! По этой причине, может быть, детям нужно рассказывать, что такое гражданское общество, справедливость на уровне государства; что для того чтобы это случилось, нужны хорошие школы и вузы…

А мечети они обязательно построят сами, на заработанные деньги…