Фото_Кавполит

или Будет ли война в Дагестане?

Постоянный автор последней полосы этой газеты, мастер эсэмэс-жанра, печатающийся под псевдонимом «Китаец», позвонил мне на днях. И между нами состоялся короткий разговор…

Багаудин Узунаев

То, что он сказал, можно бы, учитывая его ник, определить известной фразой: «Последнее китайское предупреждение», если бы речь не шла о такой серьезной вещи, как война.

АННЕКСИЯ ПОД ВИДОМ ЗАБОТЫ?

Первого марта срочно потребовали узаконить за «горными правителями» земли отгонного животноводства. Стало известно, что принято решение в отношении будущего земель отгонного животноводства, а также узаконения 200 или около того горских кутанов на равнине, превратившихся с течением времени в настоящие населенные пункты.

Свою резко отрицательную позицию к этим планам дагестанской власти кумыки заявляли неоднократно и напоминают о ней при каждом подходящем случае. Тема эта звучит не первый год, она стара даже в рамках постперестроечного отрезка времени.

Мы прекрасно помним инициативу группы депутатов НС РД от апреля 2004 года и реакцию на нее представителей коренных равнинных районов (кумыков, ногайцев, казаков). Депутаты тогда внесли в ГД РФ проект с просьбой дополнить статью 11 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления». Авторами проекта, как можно прочесть в нем, двигала забота о поддержании «экономического развития горных районов Дагестана и в первую очередь животноводства, так как развитие других отраслей в горах из-за суровых природно-климатических условий и отсутствие пашни невозможно». А 11 статья, как написано в том же проекте, предполагая «передачу сельских поселений и населенных пунктов, где расположены земли «отгонного животноводства», в административное подчинение плоскостных районов», этому развитию будет препятствовать.

***

Приведем здесь и телеграмму, адресованную группой депутатов собрания села Коркмаскала Кумторкалинского района Дагестана их коллеге, депутату ГД РФ В. Решульскому: «Уважаемый Виктор Александрович! Мы, депутаты с. Коркмаскала Кумторкалинского района РД, выражаем свое возмущение инициативой НС РД, внесенной без учета мнения коренного населения. Считаем, что обращение НС РД является очередной попыткой ущемления национальных интересов кумыков, терских казаков, ногайцев как коренных народов плоскостного Дагестана. Фактически передача этнических земель этих народов в подчинение горных есть прямая аннексия, мириться с которой кумыкский народ не может и не собирается. Необходимо указать, что инициатива исходит от председателя НС РД Муху Алиева, автора «идеи» создания на указанных землях множества поселений в нарушение законов РД и РФ. Просим Вас сделать все возможное, чтобы не допустить внесения вышеназванного дополнения. Это может привести к межнациональным столкновениям. Недавно Дагестан посетила в связи с этим инцидентом комиссия Госдумы под председательством В. Мокрого, но мы о ней узнали только из печати, так как она даже не соизволила посетить наш район».

Активисты представителей плоскостных районов сплоченно выступили тогда против инициативы НС РД, считая, что она направлена на, процитируем, «изъятие из подчинения администраций равнинных районов Дагестана огромных территорий».

Благодаря усилиям активистов равнинных народов процесс передачи их земель в подчинение администрациям горных районов был приостановлен. Заморожен. Но в последние годы произошла его «разморозка». Три года в той или иной форме этот вопрос властью ставился на повестку дня. Но всякий раз принимался кумыкской общественностью в штыки. И вот сегодня, несмотря на все протесты, ставится ребром быстрейшая реализация вопроса по узаконению поселений горцев на равнине и передаче их администрациям горских районов…

СТОИТ ЛИ ИГРАТЬ С ОГНЕМ?

Люди, бьющие в набат по этому поводу, конечно, в курсе настроений кумыкской общественности, кумыкского актива.

Эта тема, действительно, является сегодня главной в повестке кумыкских общественных организаций, в том числе и Национального совета, Совета старейшин кумыкского народа, а также крупного и влиятельного СОО «Сплоченность».

Тема земель отгонного животноводства (ЗОЖ), возвращения их хозяйствам равнинных районов, у которых они и были в свое время заимствованы государством, звучит на каждом собрании указанных организаций. В вопросе недопустимости узаконения горских кутанов на землях равнинных районов кумыкская общественность, отнюдь не являющаяся образцом единства, демонстрирует редкую сплоченность и готовность противостоять незаконным, как она считает, действиям власти.

Так сложилось, что основной массой кумыков наш глава воспринимается как недоброжелатель, недруг, держащий за пазухой камень против них… Председатель Национального совета кумыкского народа, председатель его Совета старейшин и сопредседатель СОО «Сплоченность» Абсалитдин Мурзаев постоянно подчеркивает это, выступая перед любой аудиторией. Приводит аргументы «земельного», социокультурного и политического характера, которые, по его мнению, подтверждают наличие в его деятельности «этнопроектционизма», отсутствия в ней равного подхода к интересам всех народов Дагестана.

Опровержения этих достаточно серьезных обвинений не последовало ни разу, что позволяет Мурзаеву, а также остальным активистам расценивать свои доводы и заявления как справедливые…

Я не раз бывал свидетелем того, как участники собраний, посвященных вопросу земель отгонного животноводства и узаконения выросших на них населенных пунктов, подчеркивали в своих выступлениях, что попытки провести эти планы в жизнь приведут к войне. Причем без всякого подстрекательства со стороны активистов, в чем их подозревают элементы из стана общественников и интеллигенции, обслуживающих интересы допущенных в коридоры власти кумыкских кланов.

До каких форм протеста готов пойти на самом деле кумыкский народ в этом сопротивлении «аннексии» его земель, я не знаю, но могу подтвердить, что каждое собрание актива начинается с предупреждения о нежелательности делать заявления о намерениях, которые невозможно по той или иной причине исполнить. Но это не единственная причина для того, чтобы отнестись к заявлению Китайца со всей серьезностью.

СОЛИДНЫЙ И СЕРЬЕЗНЫЙ ЗНАК

Буквально пару недель назад газета «Ёлдаш» опубликовала статью еще одного активиста на кумыкском общественно-политическом поле. Крупный ученый, профессор кафедры аудита, экономического анализа и статистики ДГУ, почетный работник Высшей профессиональной школы Российской Федерации, заслуженный деятель науки РД Расул Кадиев. Я специально перечислил все его регалии, потому что кумыкские ученые очень сильно сторонятся собраний, митингов, круглых столов, где обсуждается «кумыкский вопрос». Одни – из боязни отлучения от кормушки, другие – из равнодушного отношения к делам своего народа… Так вот Расул Кадиев представляет собой редкое исключение в этом плане: он не сторонится народной жизни, изучает ее проблемы, плюсы и минусы. И, между прочим, ни разу я не замечал в его позициях и подходах признаков радикализма. И тут вдруг он выступает со статьей в «Ёлдаше», посвященной нашей теме, под названием «Заботиться о будущем – это парз». Ну, парз, вы знаете, это долг, но религиозно окрашенный, то есть нечто предписанное свыше. И вот это мне кажется уже серьезным знаком. Если власть не проявит мудрости, справедливости, адекватности в вопросе о ЗОЖ и узаконении 200 населенных горских пунктов на равнине, последствия могут быть самые непредсказуемые…

ОТ БАЙСТВА К БИЙСТВУ?

Но готова ли нынешняя власть прислушаться к мнению простых людей, интеллигенции, ученых? По прежнему опыту я знаю, что обычно она мобилизует для решениях кумыкских протестных действий свой ресурс в виде «шестерки» кумыкских кланов, допущенных в коридоры власти или стоящих на ее пороге. То же произойдет и сейчас, если вдруг закон будет принят и народ откажется ему подчиниться. Но точно ли этот ресурс способен сегодня влиять на кумыкский народ? Не обманывают ли официальные должностные лидеры от кумыков своих более высокопоставленных коллег, что они контролируют ситуацию и их слово может остановить любые протестные процессы и движения?

По моим наблюдениям, эти шесть кланов контролируют только узкий круг лиц, напрямую экономически зависящих от них, но общество и народ уже не воспринимают их всерьез и отзываться на их призывы, а тем более угрозы они вряд ли готовы.

Это понимают и сами названные кланы. Недавно я беседовал с представителем одного из них, который на полном серьезе доказывал мне, что его патрон не просто богатый кумык, а потомок княжеского рода, голубых кровей, потому его претензии на власть над кумыкским народом не денежного, а небесного происхождения.

Все это говорит об очень серьезном кризисе легитимности кумыкских кланов. Они уже понимают, что в глазах народа легитимность, основанная на деньгах, сегодня ничего не стоит. Значит, нужна или морально-нравственная, которую они также уже утратили, или по крови, по корням, по родословию. Однако тут их подстерегают другие ловушки – это людская память и дефицит подлинно княжеских замашек и поведения.

Так что «Китаец», с тревожного сообщения которого мы начали нашу статью, возможно, не так уж и не прав в предвидениях и прогнозах.