Фото_Выборы-праймериз

Ажиотажа вокруг предварительного голосования «Единой России» в воскресенье, 22 мая, в Дагестане вряд ли кто-то заметил. Однако результаты этой малозначительной, на первый взгляд, внутрипартийной процедуры во многом определят результаты выборов в Государственную Думу и региональные законодательные собрания, которые пройдут 18 сентября.

Тамерлан Магомедов

«Единую Россию» не случайно называют правящей партией. От того, кто займет первые места в ее партийном списке, уже 15 лет зависит состав представительных собраний всех уровней. Потому и битва за место в Госдуме предполагалась нешуточная, но ее не произошло. Депутат Госдумы Ризван Курбанов, в котором видели потенциального возмутителя размеренных внутрипартийных процедур, в праймериз участия так и не принял. Несколько заявивших о себе мощных фигур также снялись с праймериз, в результате чего список единороссов, претендующих на место в Госдуме, сократился до 39 человек.

Заявленных в списке претендентов можно разделить на две условные группы: реальных кандидатов и так называемых спойлеров (массовок). Степень реальности амбиций претендентов определялась их близостью к главе республики Рамазану Абдулатипову; среди них некоторые аналитики еще задолго до 22 мая обозначили несколько фигур. Наиболее близким членом предвыборной команды Абдулатипова указывался депутат Госдумы Магомед Гаджиев, который якобы является лидером «чародинской» группы влияния и пользуется полной поддержкой главы республики. Поддержку Рамазана Абдулатипова прочили и депутату Госдумы Мураду Гаджиеву, который традиционно участвует в выборах одним блоком с опирающимся на его ресурсы Гаджиметом Сафаралиевым. Особняком в этом списке стоят Умахан Умаханов и Мамед Абасов. Руководящий дагестанским отделением Народного фронта Умахан Умаханов находится в родстве с влиятельными в Кремле бизнесменами и политиками Зиявутдином и Магомедом Магомедовыми. Умаханов, находящийся определенное время в конфронтации с Рамазаном Абдулатиповым, якобы сумел выправить отношения с главой Дагестана, для чего попытался реализовать в республике несколько крупных инвестиционных проектов.

О непростых отношениях с главой Дагестана заявлялось и по поводу депутата Госдумы Мамеда Абасова, который опирается на родной ему лезгинский электорат. Несмотря на реализацию крупного инвестиционного проекта по развитию логистики на границе с Азербайджаном и шаги в сторону нахождения компромисса, Абасов не пользуется поддержкой Рамазана Абдулатипова, который, наверняка, постарается использовать его ресурсы для успеха «Единой России» на выборах, но при этом оставит без мандата. Стоит отметить, что эти предположения начали получать подтверждение 21 мая, когда в соцсетях стали появляться фотографии некого списка, якобы определяющего результаты предварительного голосования «Единой России». В тройке лидеров в этих списках были числились Магомед Гаджиев, Мурад Гаджиев и Гаджимет Сафаралиев. Следом за ними шли зам. председателя дагестанского парламента Юрий Левицкий, депутат Госдумы Заур Аскендеров и олимпийский чемпион Бувайсар Сайтиев. Всем остальным претендентам отводилось всего 4 процента голосов.

Список, вызывающий более чем удивление. Про первые номера праймериз никто уже давно ничего не слышал. Они не выступали на ТВ, не давали интервью в газетах. С чего они вдруг стали так популярны?! Эти списки откровенно говорят о том, что собой представлял праймериз. Здесь нужно понимать, что лишь половина из 450 депутатских мандатов следующего состава Государственной Думы будет распределена пропорционально числу голосов, полученных партиями на федеральном уровне. Оставшуюся половину получат кандидаты, избранные по одномандатным округам, в том числе трое депутатов из Дагестана. Напомню, что в Северный округ входят 499 984 избирателя в Кировском и Советском районах Махачкалы, а также Кизилюрте, Кизляре, Южно-Сухокумске, Бабаюртовском, Кизилюртовском, Кизлярском, Кумторкалинском, Ногайском, Тарумовском и Хасавюртовском районах.

Центральный избирательный округ Дагестана насчитывает 563 612 избирателей в Ленинском районе Махачкалы, городах Дагестанские Огни, Дербент, Избербаш, Каспийск, а также в Дербентском, Кайтагском, Карабудахкентском, Каякентском, Магарамкентском, Сергокалинском, Табасаранском и Хивском районах.

В Южный избирательный округ собраны 563 223 избирателя в Буйнакске, Хасавюрте, Агульском, Акушинском, Ахвахском, Ахтынском, Ботлихском, Буйнакском, Гергебильском, Гумбетовском, Гунибском, Дахадаевском, Докузпаринском, Казбековском, Кулинском, Курахском, Лакском, Левашинском, Новолакском, Рутульском, Тляратинском, Унцукульском, Хунзахском, Цумадинском, Чародинском, Шамильском, Цунтинском районах и в Бежтинском участке.

Как видно из названий муниципалитетов, географическое разделение округов достаточно условное, что демонстрирует их «лепестковую нарезку»: в одном округе городская территория совмещается с сельской. Однако, наряду с территориальной нарезкой, в Дагестане отмечается и этническая нарезка. К примеру, в Южном округе сгруппированы муниципалитеты с преимущественно аварским населением. Нарезка Центрального и Северного округов пропорционально разделила лезгинский, даргинский и кумыкский электорат, что уже вызвало недовольство представителей нескольких национальных объединений. Характерно, что победителем в одном из одномандатных округов в распространенном в соцсетях списке обозначен вышеназванный депутат Госдумы Умахан Умаханов.

Отмечу, что в ходе прошедших в 2011 году выборов депутатами Госдумы от Дагестана стали 11 человек. Десять из них представляли «Единую Россию». Однако выборы в прошлый раз проходили исключительно по партийным спискам, что позволяло рассчитывать партиям на распределение между собой всех 450 депутатских мандатов. Уменьшение вдвое депутатских мандатов, распределяемых по партийным спискам, пропорционально ударит и по количеству депутатов Госдумы от Дагестана. Вероятно, что в таких условиях пройти в Госдуму по партийным спискам сумеют не более 3 кандидатов. Вероятней всего, они будут представлять «Единую Россию». Соответственно, если ориентироваться на прогнозы и всплывшие в соцсетях списки, депутатами Госдумы от Дагестана смогут стать по партийным спискам лишь Магомед Гаджиев, Мурад Гаджиев и Гаджимет Сафаралиев. Остальные кандидаты-единороссы невольно оказываются в роли спойлеров, вынужденных привлекать электорат для своей партии практически без надежды на избрание. Результаты предварительного голосования пока неизвестны. Однако официальная явка избирателей на участки в Дагестане превысила общероссийскую и составила 14 % (238 от планируемых 245 тыс. человек) от общего количества избирателей. В целом по стране явка составила 9,6 %.

Выступая с докладом о предварительных итогах праймериз, секретарь регионального отделения партии Хизри Шихсаидов связал высокий процент явки и активность дагестанцев с тем, что они проявляют доверие к лидеру страны, президенту РФ Владимиру Путину, который стоял у истоков партии. Стоит отметить, что высокий уровень явки в Дагестане ранее прогнозировали и аналитики. Однако связывали они его с желанием регионального руководства партии показать перед выборами в Москве прочность своих позиций, которые заметно пошатнулись после ряда имиджевых ударов, которые партия понесла в Дагестане в ходе выборов в Буйнакске, Махачкале и в связи с арестом главы Буйнакского района Данияла Шихсаидова. С этой целью, как отмечали некоторые эксперты, руководством дагестанского отделения «Единой России» был проведен рекрутинг в ряды претендентов новых молодых лидеров общественного мнения. Скептицизм относительно честности и прозрачности проведения праймериз якобы преодолевался путем конфиденциальных переговоров, в ходе которых общественному лидеру доверительно сообщалось о поддержке его кандидатуры региональным руководством партии. Выставив целый ряд молодых кандидатов и продемонстрировав высокий интерес избирателей (явку), руководство регионального отделения партии одержало тактическую победу, сумев доказать в Москве свою состоятельность. К сожалению, эта победа в ходе праймериз может оказаться пирровой и привести к стратегическому поражению «Единой России» на выборах, как это уже было в Буйнакске. Напомним, что в сентябре 2015 года в ходе выборов в городское собрание депутатов Буйнакска «Единая Россия» потерпела сокрушительное поражение от никому неизвестной «Партии ветеранов России», сумевшей получить 17 из 21 депутатского мандата. Это привело к системному политическому кризису в городе, который продолжается до сих пор, приведя к смене нескольких руководителей города и затяжным судебным процессам.

Причина поражения «Единой России» в Буйнакске может оказаться схожей с результатами праймериз в Госдуму. Не пожелав учесть мнения горожан, поддерживавших на выборах главы города кандидатуру бывшего мэра города Османа Османова, руководство регионального отделения «Единой России» сделало ставку на продление полномочий непопулярного Гусейна Гамзатова. Разгневанное население нанесло ответный удар в виде протестного голосования. Сопоставляя произошедшее в Буйнакске с возможными результатами праймериз в Госдуму, можно сделать предположение о высокой вероятности протестного голосования населения, которое сделает в сентябре свой выбор в пользу альтернативных партий.

Такого результата ждут и сами представители альтернативных партий, ожидающие массового перехода в свои ряды кандидатов-единороссов, которые посчитают себя обманутыми после подведения итогов праймериз. Анализ списка заявленных на праймериз кандидатов и появившегося в соцсетях списка вероятных победителей говорит о том, что перейти в альтернативные партии потенциально способен целый ряд кандидатов с огромным электоральным потенциалом. Среди них можно назвать и Мамеда Абасова, способного мобилизовать избирателей Южного Дагестана, и Магомедсултана Алиева, который опирается на мощный электоральный ресурс сторонников Сагида Муртазалиева на севере республики. Нанести удар ранее родной партии потенциально способен в горных районах руководитель Гильдии строителей СКФО Али Шахбанов. «Повернуть вспять» чеченский и кумыкский электорат способен Бувайсар Сайтиев. При этом выдвижение чеченского депутата, который все эти годы не отходил от Рамзана Кадырова, после всей этой истории с Кенхи – очень странный ход. Имиджевые потери может нанести известный журналист и активист ОНФ Алик Абдулгамидов.

Как видим, итоги «тихой внутрипартийной процедуры» могут кардинально перевернуть ход и результаты выборов в Госдуму, да и в дагестанский парламент, хотя региональному отделению «Единой России» пока удается избегать громких скандалов. Однако если предположения аналитиков и данные из попавших в соцсети списков окажутся подтверждены результатами праймериз, то последующий скандал будет сопоставим по своему эффекту с разорвавшейся водородной бомбой.