13979502989

Пока гром не грянет, мужик не перекрестится. Так гласит русская пословица. В народной мудрости мы очень часто убеждаемся. И лихорадочно начинаем ей следовать, превращая это следование в очередную массовую и, к сожалению, как показывает опыт, недолговечную кампанию.

Теймур Абдуллаев

Гром, молния, пожар – слова из одного ассоциативного ряда. Итак, гром грянул в очередной раз. В одиннадцати километрах от Казани загорелся торговый комплекс «Новая Тура». В результате пожара произошло задымление здания торгового центра. Посетителей и рабочий персонал эвакуировали в безопасное место. Общая площадь возгорания составила несколько тысяч квадратных метров. В торговом комплексе «Новая Тура» было зарегистрировано более 800 предпринимателей. Почти все понесли убытки: товар либо сгорел, либо его залило водой при тушении пожара. Жертв и пострадавших, к счастью, нет. Пожар случился в понедельник (в санитарный день).

Я набрал в Яндексе слово пожар, вывалился целый список. Пожары: В Маджалисе, на почте России, в Дербенте, в Махачкале, на вокзале, в школе (я не стал выяснять, где и в какой), в Грозном (в Грозном-Сити). Я добавлю еще тот страшный пожар в нашем интернате для слабослышащих детей и пожар на вещевом рынке Махачкалы на ул. Ирчи Казака. Пожар – это стихийное бедствие техногенного происхождения. Это бедствие приходит всегда неожиданно и оставляет ощутимые потери и материальные, и человеческие. Человечество выработало достаточно мер по предупреждению этого бедствия. Беда в том, что мы чаще всего пренебрегаем этими мерами. Урбанизация в том виде, в котором она протекает у нас, неминуемо создает среду с повышенной плотностью обитания. Если дома в частном секторе расположены так, что пожар в одном доме не создает особой опасности для соседних, то многоквартирные дома и места общего скопления людей лишены этого преимущества. Именно школы, рынки, рестораны, клубы и т.п. опасны в случае возгорания. Когда горел рынок на Ирчи Казака, нам повезло опять со временем возгорания. Пожар начался ночью, когда на рынке, кроме охраны, никого не было. Пожар этот запомнился ещё и тем, как люди стали обворовывать друг друга, вынося всё, что можно, из вскрытых магазинчиков и складов.

Главное, о чем я хочу поговорить, – это то, что хозяева подобных заведений пренебрегают сконцентрированным опытом тысячелетий. Существует свод документов под названием «Строительные нормы и правила», в которых прописано все, в том числе и нормы противопожарной безопасности. Если их недостаточно, надо принимать исчерпывающие меры, пусть даже превышающие СНиПы, ведь речь идет о множестве человеческих жизней. Арендная плата, которая взимается с бизнесменов на подобных рынках, по-моему, позволяет хозяевам пойти на дополнительные расходы. Под крышами торговых павильонов необходимо развести пожарные магистрали с расходными рожками в достаточном количестве, чтобы они покрывали всю торговую площадь. Трубы магистралей, естественно, должны быть металлическими, а не пластиковыми. Неплохо было бы вменить охране обязанности по надзору и проверке противопожарной системы и пожарного инвентаря. За дополнительную зарплату, разумеется.

В Махачкале, в районе Анжи-базара, есть рынок, на котором продают кафель, сайдинг, сантехнику. Скученность там, кстати, небольшая, и с эвакуацией людей, если, не дай Бог, придется, проблем не будет. Но! Оказался я там как-то зимой. В магазинах чуть ли не иней на стенах. Холод нешуточный. Продавцы, не занятые клиентами, сидят верхом на электронагревателях, отогреваются. Я поинтересовался, почему нет отопления. В ответ мне объяснили, что хозяин не может договориться то ли с газовиками, то ли с городом, чтобы завести газовую трубу на территорию рынка. Цену вопроса тоже мне называли, я ее просто забыл. Хозяина жаба душит потратить эти деньги. Люди греются электричеством, и в один черный день эта «мина» замедленного действия может сработать. Убытки будут огромные, потому что товар дорогой. Через дорогу находится магазин сантехники «Тортуга». Продавцы и хозяйка – в летней униформе, теплынь… Я хозяйке говорю, что у нее курорт. Она улыбается, отвечает: «Для себя же стараемся».

Я чувствую, что после нынешнего пожара под Казанью нас ждет очередная кампания по борьбе с пожарами, инициированная сверху, из Москвы. Хорошо бы под ее «крышей» и нам успеть максимально обезопасить места общего скопления людей, пока она не кончилась.