Эмансипация
В старых фильмах люди начинали письмо к близкому человеку словами: «Во первых строках своего письма…» Так вот, во первых строках своего письма хочу поздравить всех-всех женщин Дагестана с 8 Марта. И тех, кто его празднует, и тех, для кого, по разным соображениям, этот день ничем не отличается от всех остальных.
Теймур Абдуллаев
Оказывается, термин «эмансипация» имеет довольно широкое значение. Это понятие означает отказ от всякого рода зависимостей, освобождение, прекращение ограничений. Существует детская эмансипация, когда сын освобождается от отцовской власти, есть эмансипация рабов и т.д.
Эмансипация женщин подразумевает предоставление им равных с мужчинами прав и возможностей в семейной, трудовой и общественной деятельности. При этом должно осуществляться право на получение образования, трудоустройство и, что важно, равную с мужчинами оплату труда за аналогичную работу.
***
21 век предоставляет нам широкие возможности для расширения кругозора: с удивлением я узнал, что существует и мужская эмансипация. Пример ее проявления – возможность получения отцом оплаченного отпуска по уходу за ребенком. Век живи – век учись!
Есть еще один момент, когда права мужчин ущемляются по молчаливому сговору судей, по крайней мере на территории России. Это вопрос о том, с кем остается ребенок после развода родителей. Советский, а сейчас и российский суд единодушно в большинстве случаев оставляет ребенка с матерью, а это не всегда является оптимальным и справедливым вариантом.
Мужчины не всегда обращают внимание на те моменты, когда ущемляются права женщин, как говорится, в своем глазу бревна не разглядим, а в чужом – соринку видим. Оказывается, в так расхваливаемой на все лады Швейцарии избирательное право женщинам предоставили только в 1971 году, а в Саудовской Аравии – в 2011 году. В России этот вопрос был решен, в пользу женщин конечно же, в 1917 году, а в Великобритании только в 1928 году. Неожиданные сведения, для меня во всяком случае.
Наша планета, что ни говори, более удобна для мужчин, они доминировали всегда в обществе, начиная с первобытных времен. Поразительна степень косности устройства общества, существующая на земле. Человек несвободен в выборе места проживания, способа хозяйствования, способа зарабатывать себе на хлеб насущный. А женщинам все эти вопросы решать еще трудней. У Островского есть пьеса «Бесприданница». Дом без мужчины. Мать главной героини пытается устроить дальнейшую жизнь дочерей – выдать их замуж, хотя приданого нет. Получить профессию женщине в России 19 века было практически невозможно. Никто бы не стал нанимать адвоката-женщину, не обращался бы к врачу-женщине и т. д. Если девушку не взяли замуж, то ее судьба была идти или в приживалки к богатым родственникам, или в содержанки к богатым мужчинам (это если внешность и моральные принципы позволяли сделать такой шаг). Да, может быть, еще можно было постричься в монахини. Душераздирающая ситуация! И она преобладала в самых различных обществах: и в России, и в Англии, и в Китае. Возможно, в США тех лет женщины могли бы выжить без помощи мужчин (там все-таки было много свободной и доступной пахотной земли, был возможен бизнес в мелких формах в маленьких заштатных городах (кулинария, торговля галантереей, одеждой, прачечное дело).
***
20 век сыграл огромную положительную роль в судьбе всех женщин. Сегодня женщины не только освоили множество профессий, но и доказали, что они подчас справляются со своей работой лучше многих мужчин. Врач, учитель, бухгалтер, администратор и множество других профессий нам представляются уже как преимущественно женские. За равный труд они получают одинаковую с мужчинами зарплату, но, конечно, остается множество проблем другого порядка. Мировая мужская мафия не пускает женщин на высокие должности, в парламенты и другие ключевые посты. Мафия – это мы все, все мужчины, хотя и не всегда отдаем в этом себе отчет. Мафиозность наша не только на уровне руководства, нет! Мы, рядовой электорат, на выборах предпочтем проголосовать за мужчину с двумя судимостями или тремя чемпионскими титулами, нежели за скромную, умную и сильную женщину. Так что в этом направлении нашему обществу еще есть куда развиваться.
Скажу несколько слов о положении наших горянок, хотя нужно много слов для того, чтобы воздать им должное. Один из моих любимых авторов, Максуд Алиханов-Аварский, описывал ситуацию в Дагестане 19 века с положением горянок как вполне передовую, в которой было немало равноправия. Часто девушка имела право выбрать себе жениха, не поинтересовавшись мнением родителей, самого жениха. Девушка или женщина могла прийти в дом мужчины, которого она положила за цель, и объявить, что остается у него в качестве жены или второй жены (если он уже женат). Редкий мужчина посмел бы отказать в такой ситуации. Во-первых, лишняя красавица в доме никому не помешает; во-вторых, если бы он ее выгнал, то мог бы стать кровником для семьи девушки, которая окажется в этом случае обесчещенной. Алиханов-Аварский посвятил целую главу своей книги девушкам одного из районов Дагестана. В ней он описывал обычай, по которому они имели право выбрать любую из папах, которую в окно закидывали претенденты на их руку и сердце. Так что дагестанки зачастую обладали свободой выбора, которая и не снилась в те времена азербайджанкам, англичанкам, русским или китаянкам.
***
В сегодняшнем Дагестане места в бизнесе для женщин, может быть, даже и больше, чем для мужчин. Официальная безработица среди женщин меньше, чем среди мужчин. Не решен еще по справедливости вопрос с паритетным разделом ключевых постов в правительстве и руководстве предприятий, но тут мы и не претендуем на первое место на всей планете. Майкрософтом, Фейсбуком, Эпплом пока тоже руководят мужчины, а не женщины. США, Россией, Китаем, Францией – тоже. Как только передовые страны в этом вопросе сдвинутся с мертвой точки, мы тоже не отстанем!
Добавить комментарий