Если я молчу, это не значит, что я не вижу вашего вранья

Про ложь во имя спасения и ложь во имя справедливости в интеллигентской среде уже не говорят. Так случилось, что у нас ложь уже давно не порок. У нас даже президенты лгали, а уж люди с более низким социальным статусом — и подавно. Ложь перестала быть аморальной или чем-то запредельным. А про разновидности лжи — статистику, невыполнимые обещания и нереальные прогнозы — уже и говорить не хочется. Лгут везде и по любому поводу, зачастую объясняя это какими-то высшими интересами.

Заур Газиев

Царнаевы и пустота

Чем больше подробностей этой истории вылезает на поверхность, тем больше ощущения, что лгут все: и спецслужбы, и сами Царнаевы. Зубейдат Царнаева — женщина, безусловно, харизматичная. Она очень эмоционально и уверенно ведёт свою линию. Понятно, что она многое недоговаривает и интерпретирует на свой лад, но она не из тех, кто заткнётся и будет молчать. И всё бы ничего, если бы на прошлой неделе не вылезло израильское досье на Царнаевых, которое объявляли их двойными агентами американской и саудовских спецслужб. Версии плодятся с неимоверной скоростью. Такое ощущение, что лгут все!

Чуть раньше в СМИ сообщили о записи телефонных переговоров, где Зубейдат якобы говорит со своими сыновьями. Говорит о джихаде. Добиться ответа на этот вопрос у Зубейдат нереально. Они устали от корреспондентов. Но телефонные переговоры уже не комментарий обезумевшей от горя женщины, которая на следующий день после теракта могла наговорить в состоянии аффекта корреспондентам, что готова умереть вместе с сыновьями… Сейчас Зубейдат утверждает, что её подставили. Утверждает, что её сыновья стали жертвами чудовищного заговора спецслужб. И надо сказать, что западные журналисты не спешат её опровергать. В неформальных беседах коллеги высказывают самые разные гипотезы того, почему вдруг братья Царнаевы стали террористами. И заговор спецслужб здесь на одном из первых мест. И в этом случае лично у меня, так же как и у большинства моих коллег, нет никакого доверия к спецслужбам. После того, как мы видим процветание тех, с кем спецслужбы должны были бы бороться, и борьбу с теми, кто мог бы стать их союзниками, после лжи и очень странного поведения в самых разных ситуациях доверия у меня лично никакого. А после того, как появился «Кавказпресс», сомнений в том, чем они там на самом деле занимаются, уже не возникает.

С таким пониманием правильного и неправильного им бы порно снимать, а не интересы государства защищать. Человек может быть прав или неправ, но то, какими методами действует «Кавказпресс», совсем не делает чести государству, которое даёт на это деньги. Не сомневаюсь, что после этих строк на меня польются очередные помои, но теперь уже без разницы. Очень показательно, что главной мишенью стали не коррумпированные чиновники или менты, подрабатывавшие раздачей флешек, заказными убийствами или похищениями людей, для них главной мишенью стали журналисты и правозащитники. Каким нужно обладать миропониманием, чтобы своими руками разрушать один из институтов гражданского общества — независимые СМИ, вместо того, чтобы разговаривать с обществом и помогать искать правду на стороне Закона! Вместо того чтобы убеждать людей в том, что справедливости можно добиться с помощью действующего Закона и государственных институтов правосудия, люди занимаются понижением статуса общественной дискуссии, превращая гражданский диалог в хабальный скандал. И после того, когда нормальные люди сталкиваются с помоями в Инете, организованными спецслужбами, какой нормальный человек будет относиться к ним с уважением?! Обществу необходим гражданский диалог, где позиции сближаются, развивается культура политической дискуссии, формируется философская мысль. Но при этом обществу необходимо чувствовать, что есть структуры, которые его защищают. И защищающих интересы государства людей мы хотим видеть благородными, честными, умными, справедливыми, а не интернет-хабалками, выплескивающими информационные помои. Я не знаю, говорит ли Зубейдат Царнаева правду, но те, кто мог бы подтвердить это или опровергнуть, не вызывают доверия. Вот и получается, что, по большому счёту, у Царнаевых в оппонентах пустота или наши сомнения.

Простота хуже воровства

Ложь в той концентрации, как это есть у нас, невыносима. И это касается всех сфер нашей жизни. Примеры вранья практически на каждом шагу! Как сказал великий писатель Чарльз Диккенс, «ложь откровенная или уклончивая, высказанная или нет, всегда останется ложью». И я уже не говорю о ситуации, когда речь идёт об умирающем больном, которого берегут от правды, речь идёт о повседневности. «Этот хлеб — свежий!» — утверждает продавщица в гастрономе и в твой пакет кидает явно вчерашнюю буханку. «Вам поможет только операция!» — категорично заявляет врач, понимая, что за лечение ему столько не заплатят. «У нас сдано огромное количество квадратных метров жилья», — читаю я из очередного документа и при этом знаю, что куча моих знакомых при их зарплатах никогда не приобретёт эти заветные квадраты. Но рассказывают об этих стройках так, как будто в эти дома вот-вот вселятся счастливые хозяева, действительно нуждающиеся в жилье! И есть куча других моментов, когда нам явно и неявно врут! С другой стороны, я понимаю, что не всегда получается, сказать правду, но хотя бы не врите, просто промолчите. Так честнее! Врать ведь никто никого не заставляет! Ложь, в большинстве случаев, — это одно из проявлений неуважения к человеку!

Может, по этой причине проявилась какая-то другая категория людей, которую в интеллигентском кругу называют «правдорубами». Если раньше эти люди существовали в своём узком социуме и никого не беспокоили, то с развитием Интернета они превратились в какой-то вирус. Они сутками сидят в Интернете и оставляют комменты, от которых просто за версту несет психиатрическим диагнозом. Волна разоблачений густо заполняет Интернет. Их послания к миру по размеру едва ли не больше самих статей, под которыми они оставляют свои опусы. Они ожесточённо спорят, оскорбляя собеседников. Они смело высказываются и обличают! Правда, благородные призывы к справедливости при этом почему-то скрываются под левыми никами. Случилось как-то увидеть одного такого героя… мне даже жалко его стало. Человек просто восполнял свою никчемность и беспомощность интернет-активностью. Но это только одна часть проблемы, другая лежит в потребности некоторых людей засунуть нос в чужое грязное бельё. А правдорубы тут как тут! Я не предполагал, что чужое грязное бельё может вызывать столь глубокий интерес такому большому числу моих сограждан. Их не беспокоят действительные итоги тех или иных выборов, им безразлично, какое качество знаний даётся их детям в школах, но как их волнуют подробности из жизни незнакомых им людей! Я всё же верил, что врождённое благородство брезгливо отвернёт людей от этой помойки, несмотря на ужасающее падение образованности… К сожалению, это не так. Непростительно велик процент наших людей, готовых купаться в этой грязи и получать удовольствие.

То, что произошло с нашим обществом, — это беда. Самое худшее, что было в людях, сейчас стало нормой поведения. Тотальная ложь, агрессия, отсутствие моральных принципов, неуважение друг к другу и к человеческой жизни — всё это часть нашей реальности. У нас в республике на это налагается ещё куча других страхов. Жизнь в Дагестане гораздо сложнее, чем в остальной части нашей страны. Обязательства перед родственниками, односельчанами, другими членами социума, с которыми мы связаны, налагает свой отпечаток. Наши свадьбы, помолвки, похороны и прочие ритуалы, требования к качеству жизни — все это загоняет людей в психологические и материальные ловушки, из которых зачастую просто нет выхода. Мы живём в состоянии постоянного стресса, снимать который нам мало что помогает.

В последние месяцы вообще с трудом понимаю, что происходит. Я не тороплюсь с выводами и не выношу суждений о явлениях, природа которых мне непонятна. Всё, что я написал выше, есть реакция на какие-то внешние раздражители. Однако на этой неделе случилось ещё одно страшное событие — расстрел в Белгороде. Оно обнародовало страшную цифру: каждый пятый россиянин находится на грани нервного срыва. Может, это и объясняет нашу повседневную ложь, в которой прячутся люди, которые не сумели примирить реальность со своим пониманием добра и зла.

Страстная неделя

На этой неделе произошло еще два события, которые невозможно обойти стороной. Первое — когда колонна с джихадистскими флагами ехала в Кизляр. И второе — встреча главы республики с интеллигенцией. По поводу первого события. Остаётся только удивляться наивности людей, которые затеяли эту акцию. Не хочу оценивать их поступок, но ехать с флагами джихада свадебной колонной в район, находящийся почти на военном положении, — это верх «оригинальности» мысли. Такое чувство, что люди высадились с Луны и не в курсе того, что в Дагестане идёт реальная война с проявлениями экстремизма, символами которого являлись, по мнению силовиков, именно эти знамёна. Силовики в Дагестане не философы и размышлять не приучены. Нужно радоваться, что они огонь не открыли по автоколонне. Когда на разных телеканалах по новостям шли милицейские рапорты, начитанные ужасным языком, с жутким акцентом, то чувство стыда просто захлестнуло: неужели в русском городе Кизляре не было никого, кто смог бы прокомментировать произошедшее на русском языке?!

Теперь о встрече интеллигенции республики с главой Дагестана. Почему именно эти люди называются интеллигенцией, я так и не понял. Какое место в дагестанской ментальности занимает интеллигенция? Вот когда спортсмен победит — вся родня его едет встречать в аэропорт. Понятно: для дагестанцев это радость, предмет для гордости. Даже с должностью приходят поздравлять! Но каких бы достижений в культуре, науке или искусстве ни достигали наши люди, чёрта с два их кто-то приедет уважить в аэропорт… Дело уже и не в этом, сама интеллигенция давала слишком много поводов неуважительного к себе отношения. Был миллион причин для интеллигенции бить тревогу о том, как Дагестан проваливается в средневековье, но они почему-то молчали. А вот встретиться с первыми лицами, показаться, засветиться — завсегда рады! И самый большой для меня вопрос: ну кто их отбирает в качестве представителей дагестанской интеллигенции?! Не отрицаю, что там, безусловно, есть достойные люди, но слишком часто этим словом называли себя интриганы, карьеристы, подлизы всех мастей и возрастов. Хотелось бы, конечно, чтобы всё было по-другому…

Но… имеем то, что имеем.