Съезд с надеждой на понимание
Тюрки Кавказа и казаки объединяются
На днях в Пятигорске прошел съезд кумыкского народа. Вернее, он был запланирован как конференция…
Багаудин Узунаев
… но делегаты (коих, кстати, было где-то около 300 человек!) в ходе обсуждения вороха кумыкских проблем и вопросов пришли к выводу, что форум заслуживает повышения своего статуса — перевода в категорию съезда. Причем — Чрезвычайного! Несомненно, это заметно более высокий статус. Но в то же время он и более уязвим, так как, безусловно, вызовет жесткую «обратку» со стороны других «лиц кумыкской национальности», тех, что не разделяют озвученных в Пятигорске позиций. И прежде всего кумыков «должностных», а также их «прихвостней» и «подголосков».
В актовом зале пятигорской гостиницы «Бештау» собрались утром 10 февраля 2013 года представители 46 кумыкских джамаатов. Но съехались не только кумыки — были гости из Кабарды, Карачая, Ногая, а также лидеры казачества Ставрополья. Оказалось, что у этих разбросанных по территории СКФО этносов почти одинаковые проблемы. Схожие настроения. И аналогичные намерения. Но обо всем по порядку.
Это не наш метод!
Началось мероприятие с исполнения неофициального кумыкского гимна — духоподъемной «Песни Солтан-Мута». Реакция зала была соответствующей.
Начнем с того, что выбор гостиницы «Бештау» (буквально «Пять гор») выглядел символическим: во-первых, это был все-таки форум тюркских народов, во-вторых, в нем участвовало пять этносов (кумыки, балкарцы, карачаевцы, ногайцы и казаки). Правда, последние, пока еще не получили статуса народа, но, как прозвучало из уст полковника Юрия Чурекова, ими сделан на то очень серьезный замах. По его словам, произошло это накануне, на сходе атаманов Ставрополья, в котором полковник принимал участие. Собрание встретило его сообщение бурными аплодисментами. Подхватив тему казачества, глава Совета старейшин кумыкского народа А. Мурзаев зачитал аудитории приветствие атамана Терско-Кизлярского казачьего округа Николая Спирина, который поддержал требования съезда. Он считает, что казаки, кумыки и ногайцы фактически оказались безбожно обделены землей в Дагестане!
Открыл форум председатель оргкомитета по созданию Кумыкской национальной автономии «Намус» в Северной Осетии Расул Баширович Алиев. В коротком вступительном слове он обозначил две главные проблемы кумыкского народа: превращение его за последние десятилетия на своей исконной территории проживания в национальное меньшинство, а также постепенное сокращение кумыкских земель. На этих двух «китах», по мнению оратора, держатся все остальные проблемы кумыкского народа. Первым г-н Алиев дал слово председателю Совета старейшин кумыкского народа Абсалитдину Мурзаеву.
Тот согласился с выделенными проблемами. «Действительно, — начал он, — в отношении кумыкских земель в Дагестане велась такая политика, что к настоящему времени этот этнос оказался нацменьшинством на своей исконной земле. Кумыкская элита, к сожалению, не обладает ни патриотизмом, ни волей, ни знаниями для отстаивания интересов своего народа. Все, на что она способна, — это быть статистом в бурной государственной деятельности «доминирующих» или просто их обслугой. Хотя все они попали во властные структуры именно по национальному признаку. Как кумыки. Но можете ли вы припомнить хоть один случай, когда те же депутаты Народного Собрания или члены какого-то профильного министерства или комитета пришли на сход кумыкских общин? Подняли бы в парламенте хоть какой-то вопрос, касающийся интересов кумыков в районах или в городах?» Ответом было громовое «Неееет!» «Нужны ли кумыкскому народу такие депутаты?» Вновь прозвучало громовое «Нееет!» Предлагалось даже потребовать от имени кумыкского народа, чтобы они сложили свои депутатские полномочия. «Согласны ли вы с этим?» «Даааа!» — ответил зал. В конце съезда, когда была принята резолюция, это требование вошло в нее одним из основных пунктов. В ходе обсуждения этого пункта произошел любопытный курьез. «Мы должны сделать им («должностным» кумыкам) такое предложение, — выкрикнул кто-то с места, — от которого они не смогут отказаться». «Больше всего они любят деньги, — отреагировал Абсалитдин Мурзаев, — но они любят их так сильно, что нужных сумм мы с вами никогда не соберем…» «Я имел в виду кое-что другое», — возразил автор предложения. «Это не наш метод!» — парировал Мурзаев. Зал взорвался смехом и аплодисментами.
Заголовок
О земле говорил и председатель Совета старейшин балкарского народа, генерал в отставке Исмаил Сабанчиев. Прежде всего он резко обрушился на т.н. пресловутый «Закон земель отгонного животноводства». «Мы у себя в Балкарии добились его аннулирования, — сказал Сабанчиев, — то же самое должны сделать и вы, иначе, как написал Маркс, «бараны съедят вашу землю, как они в свое время съели землю английских крестьян». Сабанчиев подчеркнул значение ФЗ № 131 «О местном самоуправлении». По мнению лидера балкарских старейшин, в этом законе прописаны все механизмы, с помощью которых все российские этносы могут реализовать свое, закрепленное в Российской Конституции, право на сохранность своей территории и среды обитания. Имея такую основу, этнос уже может сохранить и язык, и культуру, и обычаи, и самобытность…
Скорее репликой, чем полным выступлением, стала речь председателя
межрегионального общественного объединения «Эльбрус» (КБР) Джамбулата Этеева. Современный, культурный, продвинутый человек, юрист, Этеев тем не менее считает, что ни у кого нет права переводить «землю» из категории «родина», «этническая территория» в категорию «инвестиционная площадка», объект купли и продажи. «Это недопустимо, —сказал он, обращаясь к залу, — запомните одну простую истину: нет земли — нет народа!» Этеев также поделился опытом юридической борьбы, которую вынесли балкарский и карачаевский народы, отстаивая право иметь свою «землю-родину», и посоветовал собравшимся быть в этом вопросе твердыми, принципиальными и последовательными.
Мы теряем Ногай?
Не обошел тему «земли» и способов сохранения в руках исторически населяющего ее этноса и председатель Национального совета ногайского народа России Залимхан Кочеров. «Против ногайцев, кумыков, русских кавказского региона, — заявил Кочеров, — ведется целенаправленная дискриминационная политика. Даже более того — геноцид». Однако в самом незавидном положении, по его утверждению, находится ногайский народ. «Ногайская степь сегодня — это зона экологического бедствия! — заявил оратор. — Глава муниципального образования «Ногайский район» — прямой ставленник дагестанских властей, т.е. аваро-даргинских кланов. Они через него вертят, как хотят, этим районом. А юридический рычаг для этого — циничный закон «О землях отгонного животноводства».
С помощью этого закона две доминирующие нации Дагестана — аварцы и даргинцы — полным ходом ведут отторжение наших земель в пользу переселенце с гор. То, что творят сегодня с ногайцами «доминирующие», можно определить одним словом — этноцид!»
Выступлений было очень много, но, как мне кажется, предлагаемый текст включает в себя все самые важные положения и тезисы, прозвучавшие в ходе Чрезвычайного съезда кумыкского народа. Мне остается только добавить, что съездом было принято обращение к президенту РФ Путину и к дагестанским народам, в котором выражена надежда на то, что они с пониманием отнесутся к справедливым требованиям братского кумыкского народа. Также была принята резолюция из 10 пунктов, где эти требования к федеральной и дагестанской властям изложены коротко и ясно.
Подписи под фото: 1. Кумыкский съезд начался с дуа; 2. Президиум на трибуне — А. Мурзаев; 3. Выступает опытнейший Сабанчиев — старейшина Балкарского народа. 4. Кумык и казак: братание…
Добавить комментарий