Трагедия в незаконном доме
Когда я смотрю на дом, в котором произошел взрыв, то с первого взгляда понимаю, что с этим многоэтажным строением что-то сильно не так. Невозможно получить законное разрешение на строительство дома, где в тридцати метрах от него стоит второй такой же. И они смотрят друг на друга окно в окно. Если в городе, который стоит на стыке тектонических плит, давали разрешение на строительство такого дома, то только потому, что здесь возможны факты чудовищной коррупции. Коррупции, которой наплевать на жизни людей.
Арслан Алиев
Когда я читаю о том, что идет выяснение причин взрыва газа, который произошёл во вторник, 25 марта, то понимаю, что быстро этот клубок нарушений, из-за которых случился хлопок газовоздушной смеси, распутан не будет. Почти сразу будут названы причины, лежащие на поверхности, но глубоко копать никто не станет. А может и не нужно тратить время, когда и так всё видно невооруженным глазом. К трагедии привело всеобщее равнодушие и пренебрежение к строительным нормам.
Этот 14-этажный дом входил в реестр незаконно возведенных, и в эксплуатацию он введён не был. Однако жильцы начали заселяться в квартиры после того, как в 2021 году получили право собственности на квадратные метры решением Ленинского районного суда Махачкалы. Газификация дома тоже осуществлена незаконно, сообщило Минэнерго Дагестана. Помилуйте, но как же он служил в очистке! Как можно подключиться к газовым сетям, платить за газ, и чтобы никто не заметил этого! Газификация дома – это процесс, в который вовлечено достаточное количество людей. Сомневаюсь, что они не задавались вопросами, а как такое чудо строительной мысли можно газифицировать.
Пользователи социальных сетей, глядя на случившееся, спрашивают о том, почему о нигде не зарегистрированном доме вспомнили только сейчас? «Дом тихо-мирно, якобы законно, функционировал. Произошел взрыв, и тут же выяснилось, что он введен в эксплуатацию без всех необходимых для этого процедур». При этом очень хотелось бы озвучить фамилию судьи в Ленинском районном суде Махачкалы, который способствовал узакониванию этого строения.
И ещё один вопрос: почему люди покупали там квартиры? Неужели, они сами не видели, что там дома стоят друг на друге! Неужели всё решают только деньги? И всё-таки, почему люди, сидящие в структурах, отвечающих за контроль над строительством, до сих пор молчали? С какой такой радости в дом, считающийся построенным незаконно, провели газ? Это сейчас выясняют компетентные органы. Однако, я думаю, что на всех разрешительных документах на эту «свечку», есть имя и фамилия человека, дававшего на всё это разрешение. Если он не в Дубае, то можете надевать на него наручники прямо сейчас. А заодно и узнать, сколько ещё таких вот домов стоит в этом районе. Думаю, что результаты вас сильно удивят. Когда этот ужас поднимался этаж за этажом, почему-то никто сюда не заглядывал. Как никто сейчас не заглядывает в гетто на Примакова, где дома стоят в ещё более скученном состоянии. И это за последние четыре-пять лет, а может и меньше.
***
В последние десятилетия многоэтажное строительство в Махачкале переживало свой бум. Самое ужасное в том, что огромное количество из них – незаконны. Более того, на сайте прокуратуры Дагестана вы можете найти более 600 адресов незаконных строек. Остановить эту вакханалию было практически невозможно. Пока в ноябре прошлого года распоряжением мэра Махачкалы Юсупа Умавова в городе не приостановили все строительные работы. Как пояснил градоначальник, это сделали для проверки законности оснований выданных разрешений на строительство многоэтажек и для проверки реальных возможностей для присоединения строящихся домов к энергетическим мощностям. По всем объектам незавершенного строительства мэр поручил собрать полный отчет с фото-фиксацией ситуации на каждой площадке.
«В дальнейшем все разрешения на строительство в Махачкале будут выдаваться лишь на основании всесторонней оценки возможностей обеспечить объекты энергетическими, коммунальными, инженерными и прочими ресурсами. Ни одно разрешение не должно выходить, пока не будет сделано комплексное комиссионное обследование», – сказал Юсуп Умавов.
А ещё чуть раньше глава республики сказал, что отныне застройки будут вестись только комплексно. Вот только с уходом Артура Сулейманова с поста главы Минстроя следить за соблюдением этого пожелания главы республики кажется некому.
***
Практически все, кто писал на эту тему, задаются вопросом о том, почему же дом на улице Гапцахской, где произошла трагедия, обошли вниманием надзорные органы? Или застройщику удалось с ними «договориться»? Похоже, что да. Да и жильцам, наверняка, хотелось побыстрее заселиться. Всем участникам сделки это было на руку. Обычно применяется такая схема: застройщик приобретает землю для индивидуального строительства, затем на участке вырастает многоквартирный дом. Пока идут судебные тяжбы, здание подключают к коммуникациям и продают квартиры. Так было и в этом случае.
И не то чтобы за такое не наказывали. К примеру, два года назад против должностных лиц администрации Махачкалы, разрешивших незаконное строительство десяти многоэтажных домов, было возбуждено уголовное дело о превышении полномочий с причинением тяжких последствий. Как рассказали в следственном управлении Следственного комитета России по Дагестану, чиновники без соблюдения требований технических регламентов издали постановления об изменении вида разрешенного использования земельного участка, разрешили проектирование и строительство комплекса девятиэтажных жилых домов. Также они внесли изменения в постановление городской администрации, позволяющие застройщику в последующем получить разрешение на строительство. В результате застройщик незаконно возвел десять жилых домов, да еще с надстройкой дополнительных этажей. Их техническое состояние экспертами было оценено как небезопасное. Сейчас эти дома стоят в полной готовности к заселению. Что с ними будет дальше, решают правоохранительные органы.
***
Отсутствие необходимой инфраструктуры на протяжении целого ряда лет является основной проблемой Махачкалы. Некоторые многоэтажные жилые дома расположены впритык друг к другу на расстоянии нескольких метров. Одна из причин – отсутствие должным образом разработанных генеральных планов и схем территориального планирования. Так, при разработке генплана Махачкалы не учли сейсмическое районирование, а как известно Дагестан находится в сейсмоопасной зоне, землетрясения здесь не редкость. Сильных толчков не наблюдалось давно, но случись они, и незаконные многоэтажки, где никто не проверяет качество используемых материалов, могут посыпаться, как картонные.
«Сейсмическое микрорайонирование Махачкалы не проводилось более 30 лет, хотя на сейсмоопасных территориях его положено делать каждые десять лет, – рассказал «Российской газете» главный научный сотрудник Института геологии Дагестанского федерального исследовательского центра РАН Василий Черкашин. – Отказ от сейсморайонирования выгоден проектировщикам и застройщикам, поскольку снижение уровня сейсмичности позволяет занижать стоимость как проектных работ, так и самого строения».
Черкашин отметил, что детальное сейсморайонирование Махачкалы необходимо и в связи с тем, что в городе 13 вариантов сочетания грунта. Причем в одном месте может быть шестибалльная зона, а в 50 метрах от него – восьмибалльная. Ученый утверждает, что необходимо учитывать и постоянно меняющийся уровень Каспия. Ведь это влияет на подземную гидросферу и, как следствие, на свойства грунта.
***
Общественники и эксперты, специально собиравшиеся по поводу хаотичной застройки Махачкалы, предложили принять закон, регламентирующий проведение в регионе сейсмического районирования. Кроме того, они высказались за двукратное увеличение сети сейсмонаблюдений. По словам специалистов, необходимо определить дефицит сейсмостойкости объектов строительства и обязательно проверить возможные пути эвакуации из многоквартирных домов в случае чрезвычайных ситуаций.
Но вынесут ли из нынешней трагедии соответствующий урок чиновники и представители контролирующих органов? Как полагают власти Дагестана, частично в проблеме незаконного строительства виноваты и сами горожане. Поверив обещаниям застройщиков о наличии всех правоустанавливающих документов и соблазнившись невысокой ценой, люди покупали квартиры в таких домах.
Многие стройки впоследствии оказались по различным причинам замороженными, и горожане остались без жилья и денег. В Минстрое Дагестана рассказали, что недостроенных квартир в регионе более 90%…
Добавить комментарий