Трагедия Хрюгского леса
Хрюгский лес – невероятно живописное место в Ахтынском районе Дагестана, редкий для засушливой Самурской долины лесной массив. Излюбленное место отдыха местных жителей и туристов. Потрясающие пейзажи этого леса давно покорили пользователей соцсетей. Поэтому происходящее там сейчас – масштабный пожар, начавшийся 15 марта – вызвало отклик по всей стране. Пожар попал уже в программу федеральных теленовостей. И похоже, что только тогда он начал интересовать тех, кто обязан был предпринять меры по его защите.
Исмаил Исмаилов
Местные жители, а также многие люди с разных районов Южного Дагестана и городов республики мобилизовались, увидев страшные фото и кадры в соцсетях, и самостоятельно отправились помогать тушить пожар. Ведь лес это не только деревья, но и животные, которые в нём обитают. Забегая вперёд скажу, что многие вещи в этой истории кажутся странными. Горело изначально до 2 га. Сказали, да, ничего, местные жители тапочками затопчут горение. Потом горело 8 га – как раз для сюжетов по центральным каналам хватает, а то и какие-нибудь блогеры расскажут про тот красивый хвойный лес, который мы теряем.
Сгорело 22 га, и, наконец, по поручению Меликова подключили вялый вертолет МЧС. А у МЧС самих чего-то не хватало, или все так плохо, что уже глава республики должен подсказывать и решать за них их вопросы? И по факту теряем почти 30 га уникального леса. Ну а формулировка «по поручению Меликова» убивает окончательно. Однако на вопросы обывателей есть вполне конкретные ответы.
***
И первый вопрос – почем же всё-таки так сложно было начать тушить это пожар с самого начала. К примеру, числа 15 марта. Но нам объясняют, что возгорание происходит на крутом склоне горы, никакая техника кроме мотоциклов туда добираться не может.
Лес преимущественно сосновый, имеющаяся в хвойных деревьях смола, а также сухая хвоя очень хорошо горят. По тому участку леса, где разгорелся пожар, нет рек и водоёмов, в которых можно было бы наполнять емкости и начать тушить очаги возгорания.
Бурная река Самур не позволяет пожарным вертолетам набирать воду, летать за водой до моря слишком далеко. Лопатами, которыми вооружились добровольцы, удобно тушить горящую траву и листву, но не большие кусты и деревья. Сейчас межсезонье, вечерами бывают сильные ветра. Они раздувают огонь еще сильнее. Вертолёту негде заправиться водой вблизи зоны возгорания. Река Самур слишком бурная, она не позволит наполниться специальной сбрасываемой емкости, которую вертолет наполняет водой. До моря летать слишком далеко, что может свести на нет все усилия авиации. На данный момент этот вопрос уже решен, усилиями местного муниципалитета подвезена техника и вырыт резервуар, заполняемый водой из Самура. Уже сегодня, 18 марта, вертолет приступил к работе. В общем всё сложно.
***
Причиной возгорания называют банальную человеческую неосторожность. Местный житель, производя уборку на своем участке у подножия горы, на которой расположен лес, поджег сухую траву. Огонь быстро распространился в разные стороны и охватил первые деревья. К сожалению, сжигание сухостоя остается популярной практикой в наших краях. Так, перед пожаром в Хрюгском лесу были заметны сильные очаги пламени в Кусарском районе и близ заброшенного села Гапцах Магарамкентского района на склоне горы Гестинкиль. В обоих случаях пожар травы не перерос во что-то большее ввиду отсутствия лесных массивов.
На данный момент сервисы спутниковой фиксации пожаров отмечают множество очагов возгорания по всему Дагестану. Но практически нигде это, к счастью, не перерастает в масштабные пожары ввиду отсутствия лесов на пути огня. Населенным пунктам угрозы нет. Ближайшие сёла Хрюг, Кака и Зрых отделены от лесного массива рекой Самур – это непреодолимая преграда для огня. Селам Калук и Гдынк, находящимся на стороне лесного массива, также ничего не угрожает. Густая лесная растительность заканчивается в глубоком ущелье, не доходя до этих сёл. Иначе обстоят дела с хозяйственными постройками. Поздно вечером 17 марта огонь дошел до летних пастушьих домиков «Суван кlвалар», как минимум одна постройка была объята пламенем. Эта местность находится на опушке, окруженной лесным массивом.
Тогда же, поздно вечером 17 марта, огонь начал подходить к местному кафе. С самого начала пожара местные жители проявили самоорганизованность и отправились тушить пожар. Среди них жители не только села Хрюг, но и представители многих других сёл. В соцсетях распространялись утверждения, будто людей якобы нет, никто не тушит пожар. Дело в том, что люди сменяют друг друга. Невозможно находиться в зоне пожара длительное время – так можно надышаться продуктами горения, получить отравление с большим вредом для здоровья. Поэтому одни добровольцы уходят отдыхать, пока прибывают новые. К тому же надо помнить, что огонь охватил многие гектары площади в горном лесу, а не на небольшой площадке. В таких обстоятельствах люди могут не замечать друг друга даже на расстоянии 50-100 метров и думать, что только они одни и тушат огонь.
Подсчитать количество добровольцев в этой связи очень трудно. Неравнодушные люди со всего Дагестана продолжают стягиваться в район Хрюгского леса, чтобы оказать помощь по тушению пожара.
***
На борьбу со стихией брошены силы МЧС, комитета по лесному хозяйству и полиции. Для оценки ситуации и координации действий силами МЧС у подножия горы развернута специальная группировка. Вкратце можно отметить, что администрация Ахтынского района силами спецтехники создала резервуар воды у реки Самур для наполнения его водой. Это нужно для забора воды вертолетом. Республиканское управление МЧС отправило вертолет Ми-8, который утром 18 марта приступил к тушению огня. Хрюгский лес – относительно крупный лесной массив, он включает в себя разные участки. Его можно разделить на солнечную и теневую части. Горит солнечная часть, которую хорошо видно с трассы и соседних сёл. Она открыта Самурской долине, хорошо продувается ветрами, поэтому и почва в ней довольно сухая, что прокладывает путь огню. Теневая часть леса является рекреационной, той самой, куда все идут отдыхать. Это так называемая «поляна», виды которой полюбились пользователям соцсетей. На данный момент теневая часть не затронута огнём. Она находится в глубине ущелья, в ее сырой от обилия ручьев части. Почва там влажная, что дает надежду на то, что даже если огонь подойдет к этой зоне, то глубоко не распространится.
При этом, ночью 17 марта огонь всё-таки подошел к теневой стороне горы, с которой начинается рекреационная зона. Огонь плотно подошел к тропе, ведущей вглубь леса. Угроза ее возгорания значительно возрастает. Спасти ее может вертолет и наличие влаги в почве. Согласно комментарию представителя МЧС, пожар носит в основном низовой характер. Это значит, что в объятых пламенем местах, в основном, горит трава и прошлогодняя листва, сами деревья остаются живыми. Стоит ожидать, что массив не оказался уничтожен огнем даже там, где он прошел. Конечно, на кадрах видны и высокие столбы огня – в этих случаях, да, действительно, имеет место сожжение целых деревьев в пепел. Сейчас надежда на вертолёт МЧС, который должен остановить горение Хрюгского леса и не дать огню проникнуть глубоко в его основную часть.
***
Многие эксперты, комментирующие этот пожар, говорят, что отучить людей сжигать старую траву, пожалуй, невозможно. Требования законодательства по сожжению сухостоя столь сложны, что люди не затрудняют себя их соблюдением. К тому же, за это предусмотрена лишь административная ответственность с довольно мягкой мерой наказания. В этой связи можно лишь направить людей: ни в коем случае не сжигать сухую траву хотя бы вблизи строений, объектов культуры, линий электропередач и лесных массивов. Всего того, что имеет материальную и нематериальную ценность. Память о трагедии Хрюгского леса должна стать для нас всех большим уроком. И главный вывод, который надо сделать ответственным людям, не ждать пока пожар примет вселенские масштабы. Безусловно резервуары с водой для пожарных шлангов должны быть подготовлены заранее. Ущерб от пожара конечно же подсчитать можно весьма условно. Экологическая система этого места понесла значительный урон и уйдут годы на её восстановление.
Добавить комментарий