Театральные страсти
Если есть место, откуда новости мне вообще никак не интересны, так это аварский театр. С одной стороны, я не занимаюсь новостями, связанными с национальной культурой (для этого нужно быть специалистом), а с другой стороны, там такой неприятный директор, что говорить о нём, только повод давать ему думать, что он может быть хоть в какой-то своей ипостаси интересен. Однако история, которая оттуда пришла, удивила. Как не может удивлять факт коррупции, которой пока не дали оценку: ни вышестоящее начальство, ни правоохранительные органы.
Заур Газиев
Таузбек Кадыров появился у нас в редакции, заранее договорившись о встрече. Предварительно узнав о причине его визита, я надеялся, что он передумает. У людей всегда есть возможность договориться, не вытаскивая скандал на суд людской. И обычно люди находят компромисс ещё до того, как приходят ко мне. Но здесь явно что-то пошло не так. Таузбек начал рассказ с самого начала. Приглашение на работу он получил от предыдущего директора театра ещё в 2017 году. И работа ему эта нравилась. Что не говори, а работа с творческим коллективом занятие не скучное. Спустя какое-то время освободилась должность заместителя по административно-хозяйственной части, и ему предложили её занять. Он это предложение принял. В его обязанности входило обеспечение противопожарной безопасности, решение вопросов антитеррористической безопасности, ну и, безусловно, другие хозяйственные вопросы.
Под началом бывшего директора Магомедрасула Магомедрасулова Таузбек проработал 4 года. За время работы к нему не было претензий или нареканий. Работу свою он делал, и проблем у начальства с ним не было. Однако М. Магомедрасулова переводят на работу в министерство культуры, и в кресло директора садится Магомед Бисавалиев. Ничто не предвещало беды. Тем более что Таузбек работу свою знал. Никакого разговора с новым начальником не было. Тем более что через два дня после назначения Бисавалиев улетает в Турцию. Но и вернувшись из Турции, новоиспечённый директор аварского театра не говорил Кадырову, что это место он хотел бы отдать кому-то из своих людей. Однако Кадыров замечает, что его постепенно отодвигают от каких-то хозяйственных дел. Да и от предложений Таузбека Бисавалиев отмахивается. К примеру, Таузбек напомнил, что нужно завести журнал учёта рабочего времени. Важно знать, кто и когда приходил и уходил из театра. Этого требуют правила антитеррористической безопасности. На что Бисавалиев сказал, что театр не тюрьма, и даже если это было раньше, сейчас этого не будет.
После этой истории, конфликт стал только нарастать. Это чувствовалось в мелочах, в обронённых фразах в том, как он строил с ним диалоги. В августе 2022 года Таузбек уходит в отпуск. Потом, заболев, оказывается на больничном. По возвращении он приходит к директору и сообщает, что пришло время противопожарной обработки в театре. Таузбек спросил, есть ли кто-то на примете у Магомеда Бисавалиева, кто может выполнить эту работу. Напомнил, что такие вещи делаются через тендер. В конце концов, сэкономленные деньги можно будет в конце года раздать коллективу. На что получил утвердительный ответ: «Хорошо, хорошо». Но что конкретно имелось в виду – Кадырову было непонятно.
***
Через пару недель Таузбек ещё раз напомнил директору, что подошло время противопожарной обработки. «Тебе это зачем? – неожиданно спросил Бисавалиев. И я понял, что обсуждать со мной он этот вопрос не будет, и ему плевать, что противопожарная безопасность являлась моей обязанностью и, в случае чего, ответственен буду я. И тогда у меня закрались сомнения, а не провели ли они эти процедуры за моей спиной. Наведя справки, я узнаю, что в конце октября были перечислены 600 тысяч рублей за противопожарные процедуры. При этом мне, ответственному за эти работы, никто ничего не сообщил.
Одно это у меня вызвало серьёзные подозрения. После нового года я зашел к главбуху театра и стал узнавать о том, оплачены ли счета по тем работам, которые я курирую в силу моих обязанностей: по транспорту, по пожарке, по энергетике, по вывозу мусора… Прежде чем обсудить с главбухом этот вопрос, мне было уже известно, что они перевели 600 тыс. рублей на ООО «Маис». 242 тысяч были переведены по одной статье, 258 тысяч по другой и т.д. Потом я спросил, а как обстоят дела по противопожарной безопасности? Главбух не знал, что я в курсе и стал мне врать, что, наверное, будут заключать договор с теми, кто делал работу в прошлые годы. Кстати, с ООО «Маис» ранее тоже были заключены договора по обслуживанию системы по пожарной безопасности, но в 2020-21 гг. договор был заключен с другой фирмой, которая реально выполняла свои обязанности и несла ответственность перед госконтрольными органами за пожарную безопасность учреждения. ООО «МАиС» была навязана главбухом новому директору, (кстати, сам главбух имеет судимость по двум статьям уголовного кодекса – ч. 3 ст. 159 и ч. 2 ст. 327).
Но это, как решит руководитель. На что я ему сказал, что мне не нравится, как делали свою работу ООО «Маис». Если они и в нынешнем году будут работать как в прошлом году, то заключать договор с ними не стоит. «Да мы им всего за 2022 год оплатили 5 тысяч рублей»! И тут я спросил – «А больше ничего не платили?» (что подтверждает аудиозапись разговора с главбухом). «Нет»! – ответил главбух, стараясь не встречаться со мной взглядом… Он прекрасно знал, что работа сделана не была, но деньги им были отданы…
***
Эта информация становится известна правоохранительным органам. Работники УБЭП обратились с этим же вопросом к Таузбеку Кадырову. Тот рассказал им всё, что знал по этому поводу. Должна была быть выполнена противопожарная обработка кровли, занавесок, декораций, кулисы. Но ничего сделано не было. Произошло это без ведома и участия директора Аварского театра? Такого просто не может быть. Таузбека напрягало то, что подставить, в случае несчастного случая, вполне могли его – ведь ответственным на этом направление являлся именно он. Поняв, что для него всё может кончится очень плохо, Бисавалиев зовёт маисовцев всё-таки сделать противопожарную обработку и 07.05.2022 года, предварительно отключив Таузбека от камер видеоконтроля Аварского театра, они решили создать видимость проведения работ по ПБ.
Однако по воле случая он оказался в этот день на работе… После этого Бисавалиев издает приказ о недопуске заместителя директора в нерабочее время на работу. О том, что этот приказ незаконен, кто только ему не говорил…
***
«Ещё одно проблемное направление – это антитеррористическая защищённость. Согласно правилам посторонние люди могут заходить на территорию театра только во время мероприятий. В остальное время, согласно регламенту, им там делать нечего. Однако при Бисавалиеве театр превратился в проходной двор. Арендаторы помещений регулярно нарушали режим въезда и выезда с территории. Понимая, что может произойти всё что угодно, я поставил в известность курирующего заместителя министра культуры. К слову сказать, УБЭП, завершив дело, отдал его в Следственный комитет России по РД».
Таузбека вызывали в следственное управление, чтобы он подтвердил показания. Однако через некоторое время его извещают об отказе в возбуждении уголовного дела. Выходит, что в том, о чём сообщили им из УБЭПа, следственный комитет не нашел состава преступления. После этого на имя прокурора республики Дагестан поступает жалоба, к которой прикреплены документы, от которых почему-то отмахнулись в СК. Прокурор республики отправляет эти бумаги прокурору Махачкалы, а тот в свою очередь отменят решение следователя об отказе в возбуждении уголовного дела.
Теперь расследование закрутилось по новому кругу. Дело было снова возбуждено. 25 января 2025 года началось рассмотрение его в Советском суде г. Махачкалы. Но всё на себя взял директор ООО «Маис» и получил приговор в виде 100 000 рублей штрафа и судимость с вытекающими последствиями. Судебная экспертиза доказала, что никаких противопожарных работ не проводилось. В театре об этом не знать не могли! Тогда зачем они перечислили им деньги! И надо сказать, что это был только первый факт воровства, с которым Таузбек Кадыров столкнулся в Аварском театре после того, как его возглавил Магомед Бисавалиев, но не последний.
***
Понятное дело, что после того, как Бисавалиев был пойман на такой банальной коррупции, отношения с ним сильно испортились. Они с Кадыровым взаимодействовали только через секретаршу и то в письменном виде. Почему Бисавалиев был так уверен в своей неуязвимости и насколько это ему внушили его покровители – понять трудно, но факты коррупции не прекратились. Тем более, что на место снабженца был принят близкий родственник. Хотя до этого такой должности не было. Были приняты на работу и другие уроженцы славного Тляратинского района. Хотя на работе никто их не видел и на работу они не приходили. А надо сказать, что в этой истории тема мёртвых душ вообще выглядит отдельной главой. К примеру, у предыдущего директора был водитель, который вроде как уволился. На работу он уже давно не приходил. Однако в табеле учёта рабочего времени вдруг обнаруживается фамилия этого водителя. При том, что человек написал заявление об уходе и считает себя уволившимся. На этого водителя ежемесячно начисляется зарплата, которую кто-то получает. Потом Бисавалиев скажет, что этот человек работал на удалёнке. На водителя, который работает на «удаленке» начислена с ноября 2021 года по декабрь 2024 сумма 1.324321₽.Ещё одна история с другим уроженцем прекрасного Тляратинского района Гимбатовым Хамдулой. Официально он пришел на работу в качестве главного специалиста в тоже время, что и Бисавалиев. С 2021 по 2023 год на этого человека было начислено 964 тысячи 106 рублей. При этом на работе его никто не видел. Ещё одно чудо Тляратинской природы – невидимая швея Омарова Равзанат. Её тоже никто не видел на работе. Она дистанционно работать тоже не могла, так как результатов её труда тоже никто не видел. На неё начислены деньги в количестве 503 тысячи, и она была уволена. Тинаев Микаил был принят осветителем – тоже уроженец Тляратинского района – его тоже никто в глаза не видел в театре. И так далее… Просто банальное воровство…
Также попеременно жена и сестра главбуха занимали должности в бухгалтерии Аварского театра, хотя их тоже там никто не видел. Список на них не заканчивается. Кстати, не знаю, за какие заслуги главбух Аварского театра переведен на должность в планово-экономический отдел Министерства культуры РД.
***
Ещё одно интересное обстоятельство. Аварский театр является объектом культурного наследия и находится под охраной государства, то есть Агентства по охране памятников культуры РД. Также он является объектом первой категории безопасности по антитеррористической защищённости. Но, несмотря на это Бисавалиев, не имея на это права, сдавал в аренду помещения аварского театра, не соблюдая режим безопасности. Интересно, имеется ли разрешение уполномоченного госоргана в сфере охраны культурного наследия у производителя работ по кровле здания Аварского театра.
***
Когда Бисавалиев понял, что дела его скорбные могут быть обнародованы, он попытался пойти с Таузбеком Кадыровым на мировую. Его голосовые сообщения, в которых он слёзно умоляет его начать всё сначала, я прослушивал не без отвращения. Понятное дело, что никогда Бисавалиев не будет договариваться с человеком, у которого на него нет железного компромата. Однако Таузбек, понимая с кем имеет дело, договариваться с ним не стал. Он слишком хорошо знал, что это невозможно. К примеру, в личном разговоре он в оскорбительной форме отзывался о человеке, который его устроил на место директора Аварского театра – о Сайгидпаше. Не лучшим образом он отзывался и о Рамазане Абдулатипове, муфтие и его супруге, о Зареме Бутаевой и ещё много о ком, и в том числе о своем земляке Султане Ибрагимове. Он мастер устраивать провокации.
На сегодняшний день расследование со злоупотреблениями в Аварском театре в самом начале. Будем надеяться, что правда и справедливость хотя бы на этот раз восторжествуют.
Добавить комментарий