Вести из Берлина
В декабре 2016 года выходец из Туниса Анис Амри совершил теракт на берлинском рождественском базаре. После этого он бежал, но был застрелен полицией. Однако у него были сообщники. Один из них – наш земляк. В январе 2020 года суд приговорил нашего земляка к тюремному заключению сроком на пять лет и четыре месяца за помощь в подготовке теракта. Этим земляком оказался 32-летний Магомед-Али Ц. Суд признал его участником подготовки тяжелого, угрожающего безопасности государства преступления в сочетании с подготовкой взрыва.
Руслан Исаев
Тогда по мнению председательствующего судьи Детлефа Шмидта, Магомед-Али Ц. «не был движущей силой» в подготовке теракта, совершить который исламистам не удалось. Кроме того, суд учел, что у выходца из Дагестана ранее не было судимости, а события, о которых шла речь во время процесса, произошли относительно давно. С учетом этих данных наказание было более мягким, чем запрашивала сторона обвинения. Прокуратура требовала осуждения сроком шесть лет и десять месяцев, защита ходатайствовала об оправдании.
Установлено, что наш земляк хранил в берлинской квартире взрывчатку. Суд счел доказанным, что в октябре 2016 года Магомед-Али Ц. хранил в своей квартире в берлинском районе Панков значительное количество взрывчатого вещества «пероксид ацетона». Его друг Клемент Б., в настоящее время находящийся под арестом во Франции, принял решение совершить в Берлине теракт с применением взрывчатки и посвятил в свои планы Магомеда-Али. По словам судьи, Магомед-Али Ц. одобрил план, с помощью которого исламисты намеревались убить и ранить как можно большее число людей. В качестве цели теракта рассматривался торговый центр Gesundbrunnen-Center или аналогичное место с большим скоплением людей. Тем самым, террористы намеревались внести вклад в деятельность террористической группировки «Исламское государство», запрещённой на территории РФ, отмечается в заявлении суда. Когда именно должен был состояться теракт, суду выяснить не удалось.
Вместе с тем доказано, что количество хранившейся взрывчатки было достаточным для совершения взрыва с большим количеством жертв. При этом Магомед-Али Ц. не планировал участвовать в совершении теракта, а исполнял лишь роль пособника при хранении взрывчатого вещества. В октябре 2016 года сообщники испугались возможного обыска и избавились от взрывчатки. Согласно данным суда, дагестанец проживает в Германии с 2011 года. Он состоял в ныне запрещенном радикальном объединении Fussilet33, которое посещал и Анис Амри. В среде исламистов он познакомился с Клементом Б., который, в свою очередь, находился в прямом контакте с Амри. Возможные контакты с ним Магомеда-Али Ц. суду доказать не удалось.
Напомним, что первый крупный теракт в Германии был совершен в декабре 2016 года гражданином Туниса Анисом Амри. Грузовик, за рулем которого он находился, врезался в толпу людей на рождественском базаре в центре Берлина, в результате чего погибли 12 человек, около 50 были ранены. Первой его жертвой стал польский водитель Лукаш Урбан, которого террорист убил при захвате грузовика. Террористу удалось скрыться, однако позже Амри был убит в Милане в ходе перестрелки с полицейскими.
***
По данным следствия, Магомед-Али Ц. приехал в Германию из России в конце 2011 года. Его прошение о предоставлении политического убежища было отклонено в декабре 2017 года, но власти Германии разрешили ему остаться в стране еще на два года по состоянию здоровья (он заявил, что страдает психическим заболеванием).
Позднее он предпринял попытку выехать в Сирию, однако правоохранительные органы внесли его в список тех, кому запрещено покидать Германию. Именно тогда, считает следствие, Магомед-Али Ц. и решил устроить теракт в Берлине. Все трое посещали одну и ту же мечеть и контактировали по телефону. Общались они, по данным правоохранительных органов, и с участниками запрещенной в России террористической организации «Исламское государство», а также бельгийской террористической ячейкой, причастной к терактам в Бельгии и Франции в 2015 и 2016 годах. Суд над Магомед-Али Ц. в городском суде Берлина по уголовным делам начался в мае 2019 года при повышенных мерах безопасности.
***
В четверг, 23 августа 2018 года, задержанный в Берлине по подозрению в подготовке теракта россиянин Магомед-Али был представлен следственному судье Федеральной судебной палаты. Судья выдал ордер на арест и распорядился содержать арестованного в следственном изоляторе. Тем временем, стали известны некоторые подробности операции, проведенной немецкими правоохранительными органами. Кое-что удалось узнать и о самом подследственном.
Магомед-Али Ц. был задержан утром 22 августа по месту жительства – в районе Бух на северо-восточной окраине Берлина на границе с федеральной землей Бранденбург. До ближайшей остановки городской электрички от квартала, где проводилась операция, – около двух километров. Раньше в этих домах были общежития для медсестер, работавших в расположенной по соседству клинике. После объединения Германии общежития отремонтировали и перестроили под дешевое жилье. Средняя квартплата – по берлинским масштабам – более чем сносная: примерно 4 евро за квадратный метр, включая коммунальные услуги. Жильцы – соответствующие. Это, как правило, малоимущие, семьи беженцев или молодежь, только-только начинающая самостоятельную жизнь. А еще неподалеку есть приют для бездомных алкоголиков.
Магомед-Али жил на третьем этаже последнего из шести домов на улице, ведущей к больнице. На табличке соседней квартиры – арабское имя. Этажом ниже живет человек, ясно выразивший свое отношение к беженцам и политические убеждения плакатом на входной двери: «Бегите дальше! Здесь жилья для вас нет!» и перечеркнутый портрет канцлера Ангелы Меркель. Сосед, наблюдавший из окна за операцией по задержанию подозреваемого, рассказал репортерам, что раньше Магомед-Али носил длинные волосы и бороду, часто проводил время с соседями-пакистанцами. Жена, если выходила из дома, всегда была закутана с ног до головы в паранджу. Два года назад в квартиру, взломав дверь, с обыском нагрянула полиция. С тех пор, поведал сосед, Магомед-Али стал коротко стричься и бриться, при этом очень редко показывался на людях.
***
Отметим, что Магомед-Али Ц. три года был под присмотром полиции. Он находился под присмотром немецкой полиции с 2015 года, его «вели» как радикального исламиста, способного на теракт. В том году россиянину запретили выезд в Сирию, считая, что он собирался влиться в ряды боевиков террористической организации «Исламское государство», запрещенной на территории России.
Его задержание стало результатом следствия в отношении французского исламиста Клемента Б., выдававшего себя то за россиянина, то за литовца, и арестованного в апреле прошлого года в Марселе по обвинению в подготовке теракта. До упомянутого соседом обыска в октябре 2016 года Клемент Б. и Магомет-Али Ц. находились в Берлине и, как считает немецкая прокуратура, накапливали взрывчатку для совершения теракта. После обыска, опасаясь разоблачения, первый уехал во Францию, а второй – остался в Берлине. Как сообщается в заявлении прокуратуры Германии, оба они в 2016 году приобрели большое количество взрывчатого вещества TATP (трипероксида ацетона), которое хранили в квартире Магомеда-Али в Берлине.
Исламисты, по данным правоохранительных органов, планировали совершить где-то в Германии крупный теракт с максимально возможным числом жертв. ТАТР – стандартная взрывчатка исламистских террористов, имеющая взрывную силу в 80 процентов аналогичного количества тринитротолуола. ТАТР использовали, в частности, исламисты, совершившие теракты в Париже и Брюсселе. Изготавливается эта взрывчатка из химикатов, доступных в свободной продаже – ацетона, перекиси водорода и серной кислоты. Взрыв одного килограмма способен привести к гибели и увечьям людей в радиусе 25 метров.
По сведениям одних немецких СМИ Магомед-Али – выходец из Чечни, по другим – из Дагестана. Представитель генеральной прокуратуры в беседе с корреспондентом DW отказался внести ясность. Но имеющая надежные источники в немецких правоохранительных органах столичная газета Berliner Zeitung уверяет, что он ранее проживал в башкирском городе Агидель, что, впрочем, не исключает его северокавказское происхождение.
***
На свое ходатайство о политическом убежище в Германии россиянин получил отказ и вообще-то должен был уже давно покинуть территорию страны. Однако, Магомед-Али на основании справки о психическом заболевании получил в конце 2017 года отсрочку от высылки до 6 декабря 2019 года. По данным немецкой полиции, Магомед-Али вращался в кругах преимущественно чеченских исламистов, обосновавшихся в Берлине и Бранденбурге. Он, в частности, регулярно посещал теперь уже закрытую мечеть на Перлебергер штрассе, принадлежавшую также распущенному мусульманскому союзу «Фуссилет 33». Здесь исламисты готовились к отправке в ряды запрещённой в России террористической организации «Исламское государство», получали авиабилеты, собирали деньги для другой террористической группировки, среди членов которой много выходцев из Чечни.
В эту же мечеть ходил и Анис Амри, совершивший в декабре 2017 теракт на рождественском базаре в Берлине. Не исключено, что пути Магомеда-Али и Аниса Амри пересекались. Точно установлено, что Амри был знаком с его подельником – Клементом Б., номер которого был заложен в память сотового телефона террориста, застреленного при задержании. Сейчас Магомед-Али вышел на свободу, и каким будет его дальнейший путь – вопрос открытый.
Добавить комментарий