Фото к тексту_Кадр из телеграм-канала отдела координации капстроительства Махачкалы

18 января в Махачкале начался демонтаж здания на улице Лизы Чайкиной, 42-62. Работы проводил отдел координации капитального строительства городского управления архитектуры и градостроительства. Такое ощущение, что гнали этих людей на снос под дулами автоматов. И делали они это, несмотря на то, что не сносить его было уже невозможно. Оно просто стояло как бельмо на глазу на видном месте. Может потому участь этого здания была столь печальной.

Заур Газиев

Надо сказать, что складывается такое ощущение, что власти Махачкалы находятся в летаргическом сне, а когда просыпаются, то начинают исправлять какие-то вещи. И этот дом на улице Лизы Чайкиной просто попался им на глаза, когда они возвращались в нашу реальность. То, что они его снесли – считаю, правильно сделали. Но почему только его. Совсем неподалёку – напротив – стоит курятник, от которого скулы сводит, а ещё дальше, если пройти метров 500, строится ещё один курятник. Но эти «архитектурные шедевры» почему-то не трогают. К примеру, надстройку над домом на улице Гаджиева, 35, тоже суд счёл незаконной, хотя один этаж сверху этот дом только бы украсил. Очень хотелось бы понять логику махачкалинских властей, когда они выбирают тот или иной объект для сноса. Если она там, конечно, есть. Что касается застройщиков, которые готовы начать стройку без разрешительных документов, то там я вообще отказываюсь понимать этих людей. Как впрочем, и тех, кто несёт свои деньги застройщикам, покупая эти незаконные квадратные метры. По сути они такие же соучастники незаконной сделки, как и эти чёрные застройщики.

Ещё вопрос по поводу организации ГОСАРХСТРОЙНАДЗОР РД. Она существует. У неё есть свой сайт. Вернее, страничка в Интернете. Страничка допотопная. Что входит в обязанности прекрасных людей, которые там работают, какие нарушения предотвратили, какие дома снесли – из их странички узнать невозможно. Всё покрыто туманом. Спустя какое-то время я выяснил, что это подразделение республиканского Минстроя. Само оно никаких полномочий по надзору и сносу не имеет. Максимум где-то за пределами муниципальных округов. В общем название громче чем содержание. Однако есть такой же орган в управлении архитектуры Махачкалы. И вопросы типа, куда вы смотрите, когда начинаются незаконные стройки, наверное, надо адресовать им. А у них, видимо, так много работы, что голову поднять некогда. И этот вывод подтверждается тем, какие мы видим стройки вдоль улицы Примакова. Застройщики там сейчас, кажется, разве что на головах друг у друга не строят. Но чтобы кто-то хотя бы попытался приостановить застройку – этого и близко нет. Есть и другие истории, когда судом первой инстанции принято решение о сносе, но при этом стройку продолжают. А застройщик на пятой скорости делает крышу и торопится заселить в дом людей, чтобы потом процесс восстановления законности запустить было несравнимо сложнее. Там тоже тот же вопрос: Чем занимается архнадзор? Если бы такое в Махачкале происходило в первый раз, я бы поверил, что люди ничего не знали. Но когда к этому методу прибегает застройщик каждой незаконной стройки!? Всё это походит на то, что товарищи из архнадзора просто соучаствуют в этом строительном безобразии.

***

На самом деле, Махачкала в очень большой беде. Когда мы говорим, что дагестанская столица – это город идеальной коммунальной катастрофы, мы констатируем факт. И этот факт – следствие того, какой была градостроительная политика и прочие жизненные концепции, которые претворялись в жизнь в столице Дагестана. Поезд, мчащийся через двор, в котором играют дети, или застройка окно в окно нигде, где есть сильное государство, просто невозможно. Посмотрите на то, как отстраивается Грозный. Такого строительного ужаса, как в Махачкале, нет больше нигде в стране. Архитектурный вид Махачкалы в эстетическом плане – это позорище. Он показывает, что из себя представляет Дагестан как этнос. Но то, что из себя представляет коммуналка – это просто ад! Не было бы такого ужаса, если бы наши власти не позволяли строить где попало. Не люблю приводить в пример соседей, но у них ситуация слишком сильно отличается от нашей, нам бы просто из приличия обратить на них внимание и начать город приводить в порядок. При наличии такого количества ведомств, контролирующих строительство, почему в Махачкале вообще оказалось возможным появление незаконных домов? Да ещё и в таких масштабах! Когда люди говорят, что все они в доле, я начинаю их понимать. У меня перед глазами растут незаконные дома, но докричаться хотя бы до кого-то просто нереально.

***

Я вижу все усилия городской администрации Махачкалы по созданию новых общественных пространств. И это прекрасно. За новые пространства на вузовском озере и на улице Лизы Чайкиной – огромное спасибо. Но как быть с захваченными тротуарами с перегороженными улицами? Как быть с лежачими полицейскими, которые самовольно люди лепят перед своими воротами? В городе всё же надо начать наводить какой-то порядок! Я понимаю, что у городских властей есть определённые проблемы с культурой жителей города. Некоторые махачкалинцы как будто бы не знают, что в городе так поступать нельзя, что это не село! В городе общественное пространство начинается сразу за твоей дверью! И если там нет забора, это не означает, что территорию можно захватывать. Как быть с уродливыми пристройками, с раздутыми до невероятных размеров разномастными балконами, когда дом обрастает ими словно бородавками. И речь идёт о новых домах! Понятно, когда это наследие девяностых или нулевых годов, и с этим сейчас что-то трудно сделать. Но вы хотя бы не допускайте новых подобных случаев! Нельзя идти на поводу у охамевших застройщиков, даже если они у тебя перед носом трясут пачками купюр. Нельзя допускать, чтобы градостроительную политику и дальше диктовали маалинские застройщики. В бытность Артура Сулейманова речь шла о комплексной застройке микрорайонов. Сергей Меликов говорил о комплексной застройке. И где она? Вроде бы появилась территория рядом с улицей Примакова. Это бывшая промзона. Как я написал чуть выше, сейчас она застраивается в самых страшных маалинских традициях. Территориально это центр города. Мне вот интересно, кто давал разрешение на эту архитектурную порнографию? Я понимаю, когда в Семендере поднималось многоэтажное не пойми что – там этого можно не заметить, но это же по пути в аэропорт, это место видят все!

***

Я понимаю, что переломить тенденцию в строительстве, которая складывалась десятилетиями, очень сложно. Но слава Богу мы дожили до времени, когда не нужно объяснять, что хаотичная застройка – это не только огромные коммунальные проблемы, это проблемы социального плана. В гетто вырастают люди с девиантным сознанием и соответствующим поведением. Строительство гетто ужасно в первую очередь именно тем, что создаёт криминальную среду, менять которую можно будет только разрушив это гетто. Почему сейчас никто ничего не делает для того, чтобы предотвратить будущие проблемы! Почему у нас снова повторяют путь Саида Джапаровича, которому было по барабану, что его градостроительная политика закончится катастрофой. Нет сомнений в том, что любой человек, оказавшись на должности мэра, хотел бы оставить о себе светлую память. Если получится хотя бы немного приструнить застройщиков, которые превратили Махачкалу в бетонные джунгли, то это уже будет хоть какое-то достижение. Давно я не сталкивался с таким бардаком в строительстве. Видимо с уходом Артура Сулейманова всё снова начало возвращаться в старое русло.

***

Все новогодние каникулы я провел в Москве. Возвращение в Махачкалу на уровне организма воспринимается как глубокая травма. Жуткая застройка начинается уже между Каспийском и аэропортом! Когда там была просто степь с тушканчиками – было гораздо лучше, чем тот колхоз, что сейчас. Какие-то непонятные заборы, постройки, гуляющая скотина, летающий мусор. Мы – как страна третьего мира. Это то, что видят гости республики уже с порога! У нас что, руководители республики не той же дорогой ездят из аэропорта? Неужели трудно объяснить ответственным, что такое не должно быть на виду! Это лицо республики! Ты видишь пейзаж за окном и понимаешь, что в прошлой жизни ты сильно нагрешил, если ты возвращаешься вот в это…