Счастливая звезда
Время незаметно вынесло нас к очередной годовщине человека, который для многих из нас был тем, кто включал в наших жизнях свет. Хаджимураду Магомедалиевичу Магомедову исполнилось бы в этом году 64 года. И нет сомнений, что, если бы не трагическая случайность, случившаяся в 2010 году, мы бы пришли к нему на этот замечательный праздник, где было бы много хороших людей. И как всегда, накануне и в день 22 декабря, мы с огромным уважением вспоминаем об этом светлом человеке.
Заур Газиев
Говорят, что самая первая встреча с человеком процентов на семьдесят определяет, какими будут ваши отношения в будущем. Первая встреча с Хаджимурадом – это его живой интерес ко мне и проявленное уважение. Я был тогда несуразным подростком, и, наверное, совсем не ожидал, что другой взрослый человек из реальной жизни может заинтересоваться хоть чем-то, что наполняло мою голову. Он говорил со мной, и ему было на самом деле интересно, что я чувствую в этот момент, как быстро я нахожу ответы на его вопросы, какие вопросы задаю ему в ответ… Потом о данной особенности Хаджимурада Магомедова говорили все, кто имел счастье вступать с ним в диалог. Ему не было на тебя наплевать. И не важно, каким был твой социальный статус, возраст, образование. Всегда исключительно приветливый и со знакомыми, и с малознакомыми людьми, он оставлял о себе неизменно хорошее впечатление. Диалог с ним, как протянутая к рукопожатию рука. Он слушал людей, и ему было важно, понимаешь ли ты свою значимость. Это я сейчас знаю, что большинство людей просто ждут своей очереди сказать, и, вообще, не способны услышать, что им отвечает человек. Его интерес к человеку был от сердца – сыграть так просто невозможно. Наверное, его мозг был устроен иначе. Это был какой-то другой уровень эмоционального интеллекта, когда ты стараешься увидеть в людях, в первую очередь, что-то хорошее.
Однажды он рассказывал одну историю, в которой двое учёных получили спонсирование какого-то важного проекта. И вроде у них всё более-менее получалось, но на каком-то этапе они не смогли правильно распределить финансы и, переругавшись, сильно затормозили проект. И вот я жду, что скажет по этому поводу Хаджимурад. Честно говоря, я подумал, что он будет осуждать людей, которые растратили по своему усмотрению деньги, выделенные на исследования. Но его возмутило не это. Его расстроило то, что люди не доделали тот проект, который для них был в какой-то мере смыслом жизни. «Когда речь идёт об исследованиях, не всегда возможно точно посчитать смету расходов. Ну, потратили вы деньги, плохо конечно, но вы бы лучше довели до ума то, для чего вы собрались и сделали столько работы!»
Я слушал его и понимал, что по пути у тебя могут случиться какие угодно неожиданности, но главное – это цель, к которой ты двигаешься. Козероги они такие! Люди так часто сдаются на самых первых этапах большого дела, и какими бы умными и талантливыми не были, на пути к цели вас поддержит только сила духа и верность цели, которую ты перед собой поставил.
***
Хаджимурад Магомедалиевич видел людей другими, нежели их видят все остальные. Он понимал причины слабостей людей и не осуждал их, не пытался перевоспитывать, не переделывал их. Ему изначально было понятно, что на самом деле мотивирует и меняет людей. Он сильно опередил своё время. Пройдёт как минимум лет десять, и вдруг популярными станут коучи, тренеры личностного роста, психологи. А он работал с человеческим материалом просто и понятно. Хаджимурад не боялся наполнять эти кувшины водой. Люди, как цветы – они должны раскрыться сами, когда придёт их срок. Он не боялся дать человеку работу на перспективу. Он понимал, что цель – это обстоятельства, которые вполне формируют масштаб личности человека. Он ведь создавал компанию, в которой всегда рад был видеть именно молодых и растущих людей. Для такой геронтоцентричной страны, как наша, такая кадровая политика не могла не выбиваться из ряда.
С момента его ухода уже прошло четырнадцать лет, а я все продолжаю встречать людей, которым в молодости дали шанс для самореализации именно на «Денебе». Он был первым, кто основал бизнес на совершенно новых тогда принципах. В основе всего была идея сделать что-то интересное! Не стать миллионерами, не утереть кому-то нос, а именно создать что-то новое и нужное. Как сейчас помню это название «Центр-тара». И когда они выпустили первую упаковку, им пришло в голову, что в этой упаковке может быть что-то вкусное и полезное людям. Сначала это была просто вода, потом это стал лимонад, вкус которого всем был нам знаком с детства. Ну а потом исследования и производство на мой вкус самого классного напитка «Шиповник». Они искали новые идеи, новые вкусы, и они не боялись экспериментировать. Какое-то время они пытались делать чайные пакетики, а потом эта идея переросла в холодный фруктовый чай. Для людей, работавших в то время на «Денебе», это было частью рабочего процесса. И самое приятное, что люди это помнят! Люди это ценят! Вы можете забыть то, что вам сказали, вы можете не запомнить того, что для вас сделали, но вы никогда не забудете того, что вас заставили прочувствовать.
***
Хаджимурад Магомедов был центром своей мини-вселенной, вокруг которого свершались добрые дела не один год. Он умел их делать так, что люди запоминали эти дела на долгие годы. Его проекты выглядели сделанными на мировом уровне. И он никогда не останавливался на достигнутом. Его продукция имела связь с теми, для кого она предназначалась. При Хаджимураде каждый год появлялась какая-то новая продукция, которая заставляла нас сравнивать её с тем, что было выпущено до этого. Ну а про рекламные кампании и говорить нет смысла – это становилось культурным явлением. И до сих пор никто из нас не может сделать то, что делалось тогда. Будь то бизнес-идеи, будь то культурные проекты, будь то поддержка образования и спорта. Как при всём этом у него хватало сил для семьи – ума не приложу. Как у него хватало энергии выходить на какой-то более высокий, более сложный уровень – понятия не имею. Откуда в нём столько жизни для того, чтобы находиться в диалоге с таким большим количеством разных людей, наверное, мне уже никогда не понять.
Иногда мне казалось, что этот объём работ не может поднять один человек, что для решения этого объёма задач должно работать сразу несколько очень разных людей. Но он был один, это я знаю точно. Такое ощущение, что он как будто чувствовал, что век его не бесконечен и старался успеть сделать то, на что потом времени может и не остаться. Он ставил для себя и своей команды самые высокие цели, и сейчас мне понятна еще одна причина того, почему он это делал. Как, впрочем, он никогда не забывал и о том, кто он и из какой семьи, в чём его предназначение в этой жизни. Особенно когда речь шла о гуманном аспекте нашей жизни.
***
Я много раз писал о том, каким он видел Дагестан, что он понимал ментальность нашего народа, что он считал для себя ценным в наших людях, и какие качества он считал важным им прививать. Он здраво смотрел на людей, видел и недостатки, и достоинства.
Хаджимурад любил состязания, любил спорт. Он говорил, что мужественность – это неотъемлемая часть нашего национального характера. Человеку многое могут простить, но не малодушие и трусость. Его часто приглашали на спортивные соревнования, и он старался не пропускать их, а армрестлеры и вовсе были его подопечными. В его кабинете была масса призов и благодарностей от них. И он к этим знакам внимания относился с особой теплотой. Он говорил о том, что за любым успехом в спорте стоит много пота, боли и труда. Говорил, что таких людей важно поддерживать, так как они являются прекрасными мотиваторами. И не важно, чем они занимаются – важно, что молодые люди видят, как упорство и трудолюбие дают свои результаты. Наверное, после присутствия на спортивных состязаниях он лучше чувствовал себя частью нашего народа, для которого личная доблесть является предметом гордости.
Он любил Дагестан и видел, что у него при определённых обстоятельствах может быть очень неплохое будущее. В наших многочасовых разговорах с Хажимурадом, я многое для себя почерпнул. Память – штука ненадёжная. Иногда она выдаёт большие эпизоды из наших с ним диалогов, а иногда ты интуитивно восстанавливаешь то, что он говорил на какую-то тему. Хаджимурад никогда ничего для меня не жалел: и, в первую очередь, – времени. За всё, сделанное этим прекрасным человеком, я ему благодарен. Его нет с нами уже 14 лет, и всё чаще задумываешься о том, как бы всё было, если бы он остался с нами… Наверняка всё было бы намного лучше.
Добавить комментарий