Невидимые мнения
Мы можем сколько угодно говорить людям, что хорошо, что плохо, что законно, а что незаконно, у чего есть перспективы развиться во что-то полезное, а у чего нет – и всё это будет просто сотрясание воздуха. Им может нравиться какой-то человек, и им плевать на то, что его действия подпадают под действия каких-то статей УК или аморальны. Им без разницы! И объяснить причины, по которым люди вдруг к кому-то начинают чувствовать симпатии невозможно. Во всяком случае, на том уровне научных знаний, на котором мы сейчас находимся.
Заур Газиев
Первая история, которая сильно удивила всех экспертов, это когда огромное число граждан вдруг начинает симпатизировать убийце. Американец Луиджи Манджоне убил страховщика-миллионера и стал национальным героем США. И это не на шутку напугало власти. На днях Луиджи Манджоне задержали. Он находится в статусе подозреваемого в убийстве миллионера, возглавлявшего одиозную страховую компанию UnitedHealthcare.
Луиджи оказался выходцем из очень богатой семьи и совершил преступление потому, что, по его мнению, глава UnitedHealthcare наживается на чужих страданиях. Перед нападением он прочитал манифест, который некогда написал террорист Унабомбер. Теперь его текст отказываются публиковать ведущие американские издания.
Нападение на главу страховой компании UnitedHealthcare Брайана Томпсона произошло 5 декабря. Неизвестный поджидал его возле отеля Hilton в Нью-Йорке. Он несколько раз выстрелил в миллионера и скрылся с места преступления на своём велосипеде. Подозреваемого задержали через несколько дней, причем чисто случайно. Ранним утром молодой мужчина в медицинской маске зашел в «Макдоналдс» возле шоссе на западе Пенсильвании. Он заказал картофельный оладушек, сел за стол и достал ноутбук. Его лицо скрывала синяя медицинская маска, однако ее пришлось снять, чтобы поесть. Это его и выдало: один из завсегдатаев заведения обратил внимание на сходство мужчины за соседним столиком с убийцей миллионера, о котором говорили в новостях. Когда полиция задержала 26-летнего Луиджи Манджоне, у него нашли поддельные документы (он пытался предъявить их полицейскому, но тот сразу заподозрил неладное), а также пистолет с глушителем, напечатанные на 3D-принтере, и три страницы записей, в которых он объясняет мотивы преступления.
И тут началось самое интересное. Многие американцы еще до задержания Манджоне высказывались в его адрес слова поддержки. В США компания UnitedHealthcare пользуется недоброй славой: она всеми правдами и неправдами лишает своих клиентов медицинской помощи, отказываясь платить за жизненно необходимое лечение. По мнению сторонников Манджоне, Томпсон – это не жертва, а истинный убийца, который наживался на страданиях тысяч людей. Записи, изъятые у Манджоне, полностью подтвердили их подозрения. Он прямым текстом обвиняет UnitedHealthcare в обогащении на крови и жизнях простых людей. Манджоне объяснил ненависть к Томпсону так: «Честно говоря, эти паразиты сами напросились».
И в этой истории мы понимаем, что мир снова подошел к проблеме, которую обозначил в своём бессмертном произведении «Преступление и наказание» Фёдор Достоевский.
***
Вторая история, которая не могла не обратить на себя внимание, пришла к нам из Ирана. Иранские власти арестовали популярную певицу Парасту Ахмади, осмелившуюся бросить вызов «законам о скромности» и выступившую в прямом эфире без хиджаба. Об этом стало известно утром воскресенья, 15 декабря. Выступление Ахмади, трансляция которого велась на ее канале в YouTube, собрало 1,6 млн просмотров. 27-летняя певица появилась перед камерой в одеянии, нескромном по меркам иранских блюстителей нравственности, с оголенными плечами и руками, без головного убора, и в сопровождении четверых мужчин-музыкантов.
Как сообщил адвокат, представляющий интересы Ахмади, певица была задержана 14 декабря в городе Сари – административном центре провинции Мазендаран на севере Ирана. Ее взяли под стражу через два дня после выступления в прямом эфире. Само уголовное дело было заведено 13 декабря, в квартире певицы также был проведен обыск. «К сожалению, мы не знаем, какие именно обвинения предъявлены г-же Ахмади, – сказал адвокат. – Неизвестно также, кто ее задержал, и где она находится после ареста. Будем наводить справки по юридическим каналам».
Связанный с иранской оппозицией сайт Iran International сообщил утром 15 декабря, что Парасту Ахмади освобождена из-под стражи, однако официальный Тегеран не подтвердил эту информацию. Перед трансляцией своего выступления Ахмади написала в соцсетях: «Меня зовут Парасту, я хочу петь для тех, кого люблю. У меня есть право, о котором я должна помнить всегда, – петь для любимой страны».
Напомним, что волна протестов против обязательного ношения женщинами хиджаба началась в Иране в 2022 году, когда 22-летняя Махаса Амини была забита насмерть сотрудниками полиции нравов. Девушка скончалась, три дня пролежав в коме. Как утверждали иранские правозащитники, ее насильно затащили в полицейскую машину за появление на улице «в нескромном виде».
***
Про первую новость я понимаю, что писать очень сложно хотя бы потому, что для простого человека, неиспорченного пристрастием к праву, закону или пониманием добра и зла – дилемма очень непростая. Как вы относитесь к внесудебной казни человека, чья позиция способствует отказу в помощи людям, нуждающимся в медицинских услугах? Думаю, что у людей, пострадавших от его действий, будет один ответ, у людей, обязанных исполнять закон, – другой. Хотя, по большому счёту, определять вину и форму наказания должен всё-таки суд, а не пострадавшая сторона.
Но вот история из Ирана меня очень возмутила. Огромное число наших с вами земляков писали, что так ей и нужно, что никаких открытых женщин и вообще певиц не должно быть. Приводить комментарии, в которых люди писали откровенно экстремистские вещи я не буду. Этим, наверное, должно было бы заниматься другое ведомство, но мы должны понимать, что рядом с нами живут люди, для которых можно убить человека только потому, что он придерживается других взглядов. И не важно, кто этот человек, чем он занимается. Идеология ненависти в наших людях подспудно взращивалась уже давно. Человеку с добрым сердцем в Дагестане всегда было нелегко… Но, чтобы одичать до такой степени, чтобы радоваться страданиям женщины, которая никому ничего плохого не сделала, это какой-то особый вид оскотинивания. А может, дело в том, что эти люди необразованны, невоспитанны, и самое печальное – глубоко несчастны. У них нет понимания уникальности и бесценности человеческой жизни. Нет понимания, что есть предел, после которого законы превращаются в свою противоположность.
Эти законодательные акты не для того, чтобы сделать жизнь людей лучше, они для того, чтобы закабалить и унизить людей, лишить их права на выбор. И когда кто-то пишет, что если вы живёте в стране, то должны соблюдать её законы, я хочу знать, о каких законах идет речь. Можно принять законы, попирающие человеческое достоинство, и такое в истории человечества было. Можно предусмотреть огромные сроки и наказание за их невыполнение. И что хорошего это принесёт стране? Законы придумали для того, чтобы упорядочить жизнь в стране. Ещё 150 лет назад по историческим меркам – у большинства стран просто не было конституций, и люди регламентировали свою жизнь, исходя из религиозных норм и указов своих монархов и властителей. Но мир изменился, и теперь мы говорим о качестве тех законов, с которыми нам приходится иметь дело.
Эта иранская певица имеет все шансы выжить. После предыдущего случая убийства девушки, власти этой страны крепко подумают, нужен ли им ещё повод, чтобы на улицы иранских городов снова вышли толпы разъяренных иранских женщин.
***
Есть истории, которые нельзя пропускать, не проанализировав их. В Дагестане есть тоже вещи, в которых власть и общество сильно разошлись между собой. В одном случае архаизатором является власть, в каких-то других историях архаизатором является часть народа, которая, не скрывая своё мнение, пишет в социальных сетях свои чудовищные мысли. Лично я этим людям всегда желаю поехать пожить в этом прекрасном Афганистане, Йемене, Судане или на худой конец Египте или Пакистане. Но они почему-то не хотят жить там, а если бегут, то только на Запад… К чему бы это? Может потому, что они не совсем искренны, когда начинают делиться своими идеями о справедливости. Однако я считаю, что это мнение нельзя игнорировать, с ним нужно дискутировать. Не в лоб, а занимаясь просвещением и образованием. Иногда это может оказаться единственным, что можно сделать в этих условиях.
Добавить комментарий