Фото к тексту

Падение режима Башара Асада в Сирии означает, скорее всего, окончание длинной эпопеи арабского светского социализма (Сирия-Египет-Ливия-Ирак), который во всех этих странах неизменно вырождался в персональную диктатуру. Он почти всегда оборачивался репрессиями и гонениями против религиозных консерваторов и светских критиков режима, мечтавших кто о коммунизме, кто о демократии. Третий путь (между «эгоистическим Западом» и «бездуховным социализмом» западного же образца) ни к чему хорошему не привел. Конечно, явления такого рода мы наблюдали и шире – от Кубы до Вьетнама.

Заур Газиев

Напомню, что Башар Асад победил на последних выборах с 95,1% проголосовавших. Ну а в минувшее воскресенье предприимчивые сирийцы выносили ценные вещи из дворца Асада. Было понятно, что время для Сирии начало новый отсчёт и единственное, что можно сделать с прошлым – это подвести итоги и извлечь выводы. По сравнению с тем, кто за 10 дней снёс действующую в Сирии власть – режим Асада – это был светский, толерантный режим. Его врагами были фундаменталисты с одной стороны и прозападные демократические оппозиционеры с другой. Однако главной его проблемой была закрытость режима от своих граждан и полное непонимание того, что мир меняется, и вам нужно подстраиваться под обстоятельства, с которыми вы ничего поделать не можете. Девять лет назад – в октябре 2015 года – гражданская война, по сути, только-только разгоралась. Россия вступила в этот конфликт потому, что хотела предотвратить, в первую очередь, победу запрещённых в России ИГИЛ и алькаидовского филиала «Джехбат ан Нусры». Однако уже тогда много кто говорил, что поддерживать власть незначительного религиозного меньшинства против большинства населения в XXI веке, в эпоху Интернета и массовых политических движений – дело совершенно бесперспективное и провальное.

Однако наша страна потратила в Сирии многие миллиарды долларов. Асаду Россия помогла, но репутации был нанесён немалый ущерб. Многие источники писали про факты, которые сегодня можно отрицать, но в исторической перспективе они будут предметом разбирательств. Помните, как в истории с катынским расстрелом. Ну а в Сирии этот список даже больше. Хотя, справедливости ради, надо сказать, что ни одна из сторон не вела себя в этой войне по-вегетариански. Выждав, когда Россия втянулась в конфликт с Украиной, когда финансовая система в стране подорвана, по преимуществу суннитская оппозиция, группировавшаяся под крылом единоверной Турции в приграничной с ней провинции Идлиб, вырвалась на оперативный простор и сегодня стоит в воротах Дамаска. Одновременно курдская оппозиция, сумевшая договориться с турками, наступает на Дамаск с востока – через Пальмиру.

Успеху оппозиции особенно содействовало то, что Израиль только что разгромил военную силу шиитской Хезболлы в Ливане и существенно подорвал военный ресурс Иранского экспедиционного корпуса Стражей Исламской революции в самой Сирии.

***

В конце прошлой недели российские и иранские войска срочно покидали Сирию. Характерно, что 1 декабря сменилось командование российских войск в Сирии, но что потом? Конечно, это только предположения, но, очевидно, что за спиной всех антиасадовских сил стоит Турция. Там – многие миллионы сирийских беженцев, там тренировочные базы, склады оружия. У многих отрядов, которые сейчас наступают на Дамаск, семьи живут в турецких городах уже семь лет. Эрдоган не скрывает своих амбиций восстановить в качестве сферы влияния былую Османскую империю. И вот ему представился удобный случай. Перед лицом режима Асада и российско-иранской коллаборации, старинные арабо-турецкие противоречия сошли на нет. Режим Эрдогана сейчас ведет себя очень радушно и с арабскими беженцами, и с теми курдами, которые отказались от идеи независимого Курдистана и готовы сейчас довольствоваться правами турецких граждан с культурно-национальной курдской автономией. Здесь всё не только цивилизованно, но и, без всякой симпатии к Эрдогану, политически мудро устроено.

Сейчас идут боевые действия и эксцессы войны не открывают для нас картины будущего. Однако полагать, что в Сирии воцарится беспредел исламского фундаментализма, как случилось в Афганистане, наверное, не стоит. И сами сирийцы совсем другие люди, глубоко культурные, европейски образованные, отлично помнящие, что, когда четыре тысячи лет назад Авраам вышел из Ура Халдейского, их предки уже имели тысячу лет государственность и письменность в так же именовавшейся стране. И Турция совсем не заинтересована в появлении какого-то радикального халифата на своих южных границах. Не случайно даже радикальные исламисты с 2016 года, резко сменив стиль своей речи и риторику, призывают не к насильственному следованию шариату, а к плюрализму, многообразию. Собственно, как и в самой Турции. Только что они предложили пост военного губернатора Алеппо католическому архиепископу города, но он отказался. Однако, характерно то, что фундаменталисты в случае с таким предложением так не поступают.

***

Сами сирийцы без энтузиазма, но с сознанием того, что это лучший выход, говорят сейчас, что им уготована участь фактически автономной провинции Турции при более или менее формальной независимости. Политический строй Сирии будет напоминать политический строй Турции, а вовсе не Афганистана. И к этому предположению есть основания. Единоверную страну, находящуюся под своим южным боком, Турция наконец-то вырвала у своего исторического соперника Ирана. Израилю теперь придется жить без Хезболлы под боком. Очевидно, что после Сирии вассалом Турции станет и Ливан. Это, с одной стороны, спокойней. Но с другой – у суннитов Палестины появится теперь могущественный друг прямо на северной границе Израиля. Турция – мощнейшая страна НАТО, единоверная арабам Газы и Западного берега Иордана, и Израилю с этим придется считаться во всей своей политике. А тут еще и Голанские высоты – сирийская провинция эль-Кунейтра, оккупированная уже 60 лет Израилем, а потом и аннексированная (аннексию во всем мире признал только Трамп в 2019 году).

Проблемы будут. Кстати и у России будут. 200-250 лет назад границы с Турцией у России проходили по реке Кубань и далее с Персией по реке Терек с оставлением всего Северного Кавказа и северного Причерноморья с Крымом за Турцией. Эрдоган в школе и университете историю своей страны учил хорошо. Но это – не сейчас. Однако, сирийский бросок показывает, что «мягкий турецкий диктатор» умеет и ждать, и в нужный момент действовать решительно.

***

Популярное в ленте в связи с происходящим в Сирии: там может начаться такое, что мы ещё пожалеем об исчезновении Асада… Разумеется, может – и даже с большой вероятностью. Но только это же связанные явления! Чем каменнее и долговечнее диктатура, тем опаснее дикарство, приходящее ей на смену… Все общественные институты разрушены, политическое поле выжжено – какого позитива вы ждете в этом пейзаже? Привет от Каддафи, выгнавшего вон из страны и казнившего оппозиционеров – выпускников Сорбонны, и дождавшегося, наконец, тех, кто с наслаждением пытал его перед тем, как убить. Чем более жестока диктатура, тем больше вероятность, что она будет силовым методом свергнута ещё более жестоким диктатором. А ещё всем понравилась новость о том, что из тюрьмы Седная после 43 лет заключения освобождён бывший лётчик сирийских ВВС Рахид Аль-Татари. В 1980 году, во времена правления Хафеза Асада, он отказался бомбить город Хама в ходе подавления вспыхнувших там протестов.

***

Экс-президент Сирии Башар Асад прилетел в Москву вместе со своей семьей. Россия из соображений гуманитарного характера предоставила ему убежище. Как сообщил ТАСС со ссылкой на источник в Кремле, лидеры вооруженной оппозиции пообещали российской стороне сохранить безопасность военных баз и дипломатических учреждений в Сирии.

Вооруженная оппозиция и боевики «Хайят Тахрир аш-Шам» (ХТШ, запрещенная в России террористическая организация) окружили Дамаск 7 декабря. За ночь они заняли один из крупнейших сирийских городов Хомс и вошли в Дамаск, выпустив из тюрем всех осужденных. Между тем, военные в панике сбегали из Дамаска в гражданской одежде еще днем 7 декабря, поэтому ближе к ночи их уже не было в городе. Простые люди также были в панике: сгребали с полок продукты, а жители престижных пригородов покидали свои дома. При этом на юге города повстанцев поддержали: мирные граждане праздновали это событие и даже снесли статую Хазефа Асада – отца Башара Асада.

Премьер-министр Сирии Мухаммад Гази аль-Джалали заявил, что готов «сотрудничать» с любым руководством, выбранным сирийским народом, и принимать необходимые меры по передаче власти», цитирует его Al Arabiya. В тоже время премьер аль-Джалали уточнил, что не знает, где находится сейчас бывший президент Башар Асад. Изначально сведения о его бегстве из Сирии стали распространяться днем 7 декабря. Между тем, по словам премьера, вопрос военного присутствия России в Сирии будет решаться новым правительством. Сирийские террористические группировки ранее утверждали, что не потерпят этого в случае прихода к власти. Накануне Reuters заявило, что командование российской военно-морской базы в Тартусе потребовало оперативно вывести судна из порта в нейтральные воды. Но глава МИД России Сергей Лавров опроверг эту информацию, отметив, что в Средиземном море проводятся учения.

Россия привела в состояние повышенной боевой готовности все военные базы на территории Сирии, о чем сообщила пресс-служба МИД России в своем заявлении. Они находятся неподалеку от прибрежных городов Латакия и Тартус (в 2017 году Москва и Дамаск договорились о размещении на этих базах российских сил на 49 лет).

Кроме того, министерство иностранных дел России подтвердило, что тогда еще президент Сирии Башар Асад провел переговоры с участниками конфликта и принял решение оставить пост, покинув страну. Также он потребовал реализовать передачу власти мирным путем.