Фото к тексту_www.cdn.i-scmp.com

На этот раз история буллинга произошла в городе Буйнакске. В результате травли ребёнок попытался наложить на себя руки. По закону я не могу рассказывать о том, каким образом он попытался это сделать. К счастью, попытка эта оказалась неудачной.

В который раз мы поднимаем тему буллинга в школах и говорим о том, что, чаще всего, такие вещи происходят при полном равнодушии учителей. В который раз мы говорим о том, что за такие вещи нужно увольнять директоров без каких-либо возможностей для восстановления. Иначе это никогда не закончится.

Заур Газиев

Давайте вкратце, что же там произошло. Мальчик-узбек оказался жертвой травли в буйнакском лицее. Учился он в этой школе недавно, перевелся сюда из другой школы вместе со старшей сестрой. Дело в том, что в той школе, где он учился ранее, десятого и одиннадцатого классов не было. Сестре надо было продолжать учёбу, поэтому её и перевели в этот лицей, и брата тоже заодно.

Сейчас пытаются представить этого мальчика душевно больным, но это не так. Да, у него есть эпилепсия, но это не психическая болезнь. При этом, все месяцы учёбы мальчика третировали другие ученики этой школы. Отец ребёнка приходил в школу и просил избавить его сына от травли, но к его просьбам остались глухи. Более того, как рассказала девочка из его класса, некоторые учителя также присоединялись к травле. Есть видео момента, где он пытается наложить на себя руки. Гонители его не просто издевались над ним, они с интересом записывали момент, как мальчик пытается покончить собой. А потом это видео пустили по социальным сетям.

Может ли быть такое, чтобы ребёнка травили, а учителя, преподающие в этом классе, об этом не знали? Все педагоги, с которыми я об этом говорил, в один голос утверждают, что это невозможно. Классный руководитель, школьный психолог, заместитель по воспитательной части обязаны были знать и доложить директору, а также в полицию – одним словом принять меры. Но в школе медленно доводили мальчика до края, а некоторые получали от этого удовольствие. А другие делали вид, что ничего не происходит. Должен ли быть после этого уволен директор. Я считаю, что однозначно должен.

***

Первая здравая реакция на то, что произошло, пришла от нового главы Буйнакска. Мэр Буйнакска Махач Абдулмуслимов обратился к жителям города в связи с трагическим инцидентом, произошедшим в лицее № 6, и сообщил о принятом решении отстранить директора учебного заведения. «После тщательного рассмотрения всех обстоятельств произошедшего я принял решение отстранить от должности директора лицея. Этот шаг был необходим, так как директор несет прямую ответственность за психологическую и физическую безопасность детей в школе», – отметил он.

Абдулмуслимов подчеркнул, что в лицее сложилась неблагоприятная обстановка, которая привела к попытке суицида одного из учеников. Мэр отметил, что подобные трагедии недопустимы, и что отстранение директора должно стать сигналом для всех руководителей образовательных учреждений об их полной ответственности за благополучие детей. В настоящее время проводится расследование причин и обстоятельств инцидента, и мэр заявил о готовности оказать необходимую помощь правоохранительным органам в установлении истины. Также будет усилена работа психологических служб в школах города, чтобы дети знали, к кому обратиться за поддержкой в сложных ситуациях. «Я понимаю, что это решение вызвало неоднозначную реакцию, но считаю его необходимым и справедливым. Безопасность и благополучие наших детей – превыше всего», – добавил мэр Буйнакска.

Махач Абдулмуслимов призвал всех жителей Буйнакска объединиться и предпринять шаги, чтобы подобные трагедии больше никогда не повторялись.

И вроде бы всё верно, человек принял взвешенное решение, на которое оказались неспособны другие главы. До тех пор, пока директора школ не поймут, что суицид учеников, буллинг, рэкет, все формы насилия – это проблемы не только детей, но и их – эти позорные явления школьной жизни никогда не закончатся. Вы только подумайте, что испытал этот ребёнок прежде чем подойти к тому окну! Когда в социальных сетях писали, что его травили по национальному признаку потому, что он узбек, никто даже не попытался это опровергнуть. Не было никакой кампании возмущения… Все сочли это нормальным.

***

Ну а вторая часть этой истории выглядит, кажется, ещё более некрасивой. Начнём с того, что попытка суицида ребёнка никого из родителей детей, похоже, не тронула. Во всяком случае, никто из них публично по поводу того, что произошло, своё возмущение не выразил. А вот когда отстранили директора, куча подготовленных мамочек пришла истерить на камеру. И вот исполняют они искреннее возмущение, и все такие «богобоязненные» в хиджабах… Интересно, если бы с их детьми произошло подобное, они бы тоже считали, что никто не виноват? Главный их аргумент был в том, что директор лицея Атаева якобы не несет ответственности за произошедшее. Около 20 матерей собрались у ворот школы, выражая протест против ее отстранения. Женщины даже подали заявку на проведение митинга 23 декабря.

Обсуждение ситуации с восьмиклассником, выпрыгнувшим из окна в лицее Буйнакска, продолжается в соцсетях. Подписчики разделились во мнениях относительно причин инцидента. Как и положено с нашей кросс-поколенческой травмой, были и те, кто, занимаясь виктинблеймингом, винит во всём жертву. Мальчик-узбек сам виновен в том, что его обижали, а он не давал сдачи. Были и те, кто вообще отрицал факт буллинга. Некоторые комментаторы утверждают, что издевательств над школьником со стороны одноклассников не было, ссылаясь на данные, которые должны установить следственные органы. Они намекают на то, что причина может быть в семье этого мальчика. Но это как раз тот случай, когда люди занимаются подменой понятий для того, чтобы увести от ответственности директора школы, психолога и классного руководителя. Аморальность этой позиции, на мой взгляд, не требует никаких доказательств. Просто эти люди не верят, что однажды они тоже могут оказаться в роли жертвы, которой не верят. Зло не контейнируемо – оно всегда возвращается.

Но большинство жителей Буйнакска всё же писали, что не сомневаются в том, что школьник подвергался буллингу. Их убеждение в этом опирается на рассказы учащихся лицея. Они считают, что ребенку можно было оказать помощь, чтобы предотвратить трагедию. Просто ребёнок должен был знать, у кого именно попросить помощи. Были также пользователи, которые задавались вопросом, почему мальчик решился на столь отчаянный шаг, и они убеждены, что необходимо наказать виновных в травле. В Буйнакске есть абсолютное адекватное большинство, которое понимает, что же на самом деле произошло. Кстати, они писали, что тоже понимают, как организовываются акции в защиту директора, и кто принимает в них участие. От себя добавлю, что видел эти истории не один раз. И ничем хорошим потворствование этому шантажу не заканчивалось. На моей памяти такого не случалось ни разу.

***

И как же на это отреагировала Уполномоченная по правам ребёнка в Дагестане Марина Ежова? Скажу сразу, что ничего хорошего я не ждал. «Острых конфликтов ни с кем из одноклассников у ученика 8-го класса не было», сообщила «Молодежке» Уполномоченный по правам ребенка в Дагестане Марина Ежова. Обоснованные выводы, отметила омбудсмен, сделают следователи. «Мы сразу выехали в Буйнакск, все знакомые с мальчиком характеризуют его положительно, – рассказала Ежова. – Острых конфликтов ни с кем из одноклассников ни в старой школе, ни в новой (ранее мальчик учился в школе № 11. – «МД») не было. Перевод также не был связан с буллингом – просто смена места жительства семьи.

По одной из версий, мальчик по ошибке взял похожую куртку, а когда обнаружил чужие вещи, то испугался, что его обвинят и накажет отец. Подчеркну, это одна из версий».

О каком-то систематическом буллинге в академическом лицее, говорит омбудсмен, речи нет. «Однако сам факт, что ребенок в сложной ситуации не знает, к кому можно обратиться за помощью, и не ждет от окружающих ничего хорошего, говорит сам за себя. В очередной раз хочется обратиться ко взрослым: подростковый возраст – это время ошибок и глупостей, но мы не каратели! Задача родителей и педагогов – объяснить, научить, подсказать, как правильно, а не только наказывать. А по факту страх перед взрослыми сильнее страха смерти. Это ужасно», – говорит детский омбудсмен.

Конечно, возможно всё, но Марину в Буйнакске никто из администрации города не видел. Как она может судить о том, был или не был конфликт, если одноклассники, говорят обратное, если отец приходил жаловаться, если есть видео, где над ребёнком издеваются. Честно говоря, Марине хорошо бы поднять свой образовательный уровень, хотя бы в том вопросе, о котором она говорит, – прежде чем решиться на такое, ребёнок проходит определённые стадии погружения в это состояние. Хотя, с другой стороны, какая разница, что думает и пишет такая женщина, как Ежова. Мы все прекрасно знаем, что она из себя представляет, и как оказалась на этой должности. Единственное, что меня в этой истории удивляет, чего её до сих пор держат на этом месте. Нет ни одной трудной ситуации с детьми, на разрешение которой хоть как-то повлияла бы Ежова. И эта история не будет исключением. Ведь речь идёт о наших детях, а этой прекрасной женщине до них, скорее всего, дела нет.

***

Эта история в Буйнакске пока ещё не достигла своего апогея. Там ещё возможны какие угодно повороты. Главное, чтобы мэр Буйнакска смог противостоять этому искусственно раздутому скандалу. Если сейчас он не сможет отстоять своё решение, то в будущем любой его шаг будет натыкаться на попытку манипуляций со стороны тех, кто теряет должность или влияние. Такова природа людей. Поняв, где слабо, они обязательно будут этим пользоваться.

А еще, это вполне может стать хорошим уроком для тех глав муниципалитетов, которые не смогли отстоять своё решение и уступили нажиму толпы. И таких историй у нас тоже предостаточно. Вот только эти школы, как правило, после возвращения временно отстранённых директоров становятся ещё хуже. Сегодня общая ситуация, в первую очередь, бьёт по детям. И директорам школ надо понимать, что к ним всё чаще будут приходить эмоционально травмированные дети, и к ним нужен особый подход. Дети, творившие буллинг, тоже чьи-то жертвы – жертвы жестоких обстоятельств, которые переняли этот формат отношений в своём родном кругу. Именно по этой причине важно, чтобы в школе был хороший психолог, человек, которому ребёнок может пожаловаться в случае сложных обстоятельств. Важно, чтобы в школе был хороший и заботливый классный руководитель, ну и, конечно же, директор.

В Буйнакске своих директоров лишилось уже несколько школ. И это было волевое решение мэра. Надеюсь, что на смену им придут те, кто понимает, как нужно работать в нынешних условиях. Ещё интереснее, что проверка началась и в Буйнакском педагогическом колледже, но здесь на результаты надежд не много…