Границы нормальности
Ещё какое-то время назад я был уверен, что общество не может существовать без общего понимания того, что считается нормальным, и того, что считается ненормальным. Агрессивно-послушное большинство всегда выставляло эти границы, и если человека они не устраивали, он уходил во внутреннюю эмиграцию. Но так как человек существо социальное, то, чаще всего, он создавал своё маленькое комьюнити, где вдали от посторонних глаз они могли делать всё, что пожелают. Но сейчас складывается ощущение, что этой общей границы нормальности – нет.
Заур Газиев
Атомизация общества привела к тому, что мы рассыпались на небольшие информационные пузыри, где люди варятся в собственном соку. И самое нехорошее, что они предполагают, что все живут именно так, как они. Им и в голову не приходит, что за стенкой может жить человек, для которого существуют свои границы нормального. И очень хорошо, что ни вы, ни он об этом можете не знать потому, что в этом случае вы, скорее всего, станете к нему относится хуже, если не сказать враждебнее. Такова природа людей. Мы делим мир на «своих» и «чужих». К «своим» мы эмпатичны, сострадательны, готовы прийти на помощь. К чужим мы подозрительны и зачастую агрессивны. Ещё раз – такова природа людей, которая во многом сформировала нас ещё в каменном веке, а может быть и раньше, потому, что генетически близкие к нам живые существа – ведут себя точно так же.
На последнем выпуске проекта «Ужина негодяев» мы до хрипоты спорили со своим коллегой, правильно ли люди отреагировали на премию в 10 миллионов рублей за победу Абдулрашида Садулаева. И было две позиции. Одна, которая заключалась в том, что бизнесмен имеет право распорядиться собственными деньгами так, как считает нужным. Другая заключалась в том, что сегодня, когда качество жизни падает, когда для многих людей даже пропитание оказывается проблемным, лучше бы потратить эти деньги на более общественно важные дела, нежели награждать и без того богатого спортсмена. К примеру, привести в порядок ещё одно общественное пространство, либо добавить эти деньги к бюджету, который необходим больницам или службе «Скорой помощи». При этом никто не оспаривает то, что Садулаев – великой борец, но, может быть, уже хватит пичкать спортсменов деньгами, пора бы подумать о тех, кому действительно тяжело и плохо. Примерно такая же волна хейта была по поводу дарения сертификата на квартиру боксёру Артуру Бетербиеву. Это общий тренд. При этом надо сказать, что такая позиция лет десять назад была бы весьма экзотичной. Спортсмены были кумирами. Но сейчас, читая комментарии на эту новость в социальных сетях, я вижу, что люди действительно передвигаются в своих идеологических нарративах влево. Государство и сильные мира сего – обязаны помогать слабым, больным и инвалидам. И дело тут не только в полевении общественного дискурса. Люди пишут, что состояния бизнесменов были заработаны благодаря тому, что в обществе установлены именно такие правила и что богатые люди обязаны заботиться о состоянии социума, благодаря которому они стали богаты. И сказать, что это не правда, я думаю никто не сможет.
***
Границы нормальности действительно сдвигаются. Но происходит это не для всех, а для каких-то определённых страт общества. И когда мы узнаём, что есть социальная группа, для которой, например, рэкет по образцу девяностых может быть нормой, мы сильно удивляемся. Помните, как ставили на счётчик должников, как забирали деньги из магазинов, которые платили своей крыше. Ещё какое-то время назад я думал, что это явление осталось только в анекдотах. Но я ошибался. Информация эта пришла из Калининграда. И речь идёт о наших земляках, которые учатся в университете МВД.
«Примерный 20-летний семьянин Магомед вместе с 22-летним Дени и 34-летним Юнусом систематически вымогали деньги у местных жителей.
По версии следствия, 20-летний Магомед, 22-летний Дени и 34-летний Юнус в октябре 2023 года требовала 20 тысяч с автозаправщиков на Литовском валу в Калининграде. Они уже назначили место и время передачи денег. Двоих – Магомеда и Юнуса задержали по этому делу, а третий Дени – уже оказался под арестом за похожее преступление. Его обвиняли в похожем эпизоде – уже в октябре этого года он вымогал 500 тысяч, за что сейчас уже сидит в следственном изоляторе (СИЗО). Также известно, что в банде состояло ещё несколько примерных семьянинов, которых сейчас ищут».
Ну вы же понимаете, что границы нормальности в этой социальной группе сильно отличаются от того, что по этому поводу думаем мы. Однако эти люди есть, и они живут рядом с ними. В их социальной норме паразитирование за счёт других. Вот эти парни из Калининградского университета МВД могли вполне себе закончить этот вуз и заниматься рэкетом под прикрытием своей работы в правоохранительных органах. И когда я обсуждал этот вопрос с самыми разными людьми, никого это не удивило. Мы понимаем, что такого рода люди есть в самых разных средах: они являются носителями делинквентного сознания, и мир для них делится на хищников и жертв. И упаси Боже оказаться вам у них на пути.
***
Жизнь в современном обществе – очень сложная штука. Ты должен соблюдать законы государства. Ты должен уложиться в нормы той социальной страты, к которой ты принадлежишь, тебе необходимо соответствовать требованиям твоих близких, друзей, коллег по работе, твоих кумиров, твоей религии и т.д. до бесконечности. Когда ты рождаешься в каком-то кругу и с детства привыкаешь к этой системе ценностей, к системе внутренних сдержек и противовесов, к своему кислотно-щелочному балансу, то всё нормально – твоя личность формируется в этих условиях. Но когда ты приезжаешь из другого места и пытаешься социализироваться в новых условиях, то это очень сложно.
Жизнь в городе, в отличие от сельской, изобилует тонкостями, которые нужно понимать на интуитивном уровне, и едва заметными правилами, которые нужно соблюдать. Если нет возможности для парковки рядом с тем местом куда я приехал, я попрошу припарковаться хоть за 300 метров. Можно и пешком дойти. Главное, чтобы это не доставляло неудобств другим людям. И уж точно не позволю парковаться вторым рядом. Этому невозможно научить человека, для которого не существует ничего кроме личных интересов. В своём селе он бы так не поступил, потому что там его осудили бы близкие люди, а в городе у него этих сдерживающих механизмов нет. Вот он и паркуется вторым – третьим рядом. Не включает сигналы поворотников. Не все люди из сёл такие. Не все. Но очень многие. Потеряв внешние сдерживающие факторы в виде осуждения соплеменников, они не приобрели внутренних тормозов. И это люди, которые проявляют себя не только в парковке. Они везде такие. Для них не существует добра и зла, правильного и неправильного, они и религиозные нормы трактуют как им удобно. И не приведи Всевышний, что с его детьми в одном классе оказались ваши дети. Эти маленькие копии своих родителей будут устраивать конфликты везде, примерно, так же, как и их родители, привыкая к тому, что их ненавидят, и ненавидят сами. И хорошо, если эти люди будут соблюдать хотя бы внешние признаки приличий и норм, которые вы считаете для себя обязательными к соблюдению.
Но самое мерзкое, что они убеждены в том, что это отношение к людям и есть прямая дорожка к жизненному успеху! Они даже не заморачиваются формальными признаками вежливости.
***
Так вышло, что дагестанское общество всегда было сложно устроено. Разные периоды истории оставляли на нём свои отпечатки, вызывая кросс-поколенческие травмы. Прибавьте к этому некое сочетание традиционности, религиозности и какого-то своеобразного понимания того, как нужно строить отношения с государством, от которого, в свою очередь, тоже не знаешь чего ждать. Мы много раз видели, когда человек, чьи моральные качества, мягко говоря, далеки от идеала, становился уважаемым и вообще образцом для подражания. А потом и вообще начинал сам верить в то, какой он великий. Но время всё ставило на свои места и даже большие деньги не помогали человеку создать пузырь вокруг своей личности снова.
Границы нормальности всё время сдвигаются, и не всегда в худшую сторону. Вот уже и в наших магазинах начали здороваться с теми, кто туда заходит, водители оставляют номер своего телефона на стекле неудобно припаркованного автомобиля, благотворительные сборы помогают всем миром построить дом погорельцам и т.д. И за это я люблю Дагестан. Наша республика, как запутанная книжка – хороший добрый конец может оказаться даже там, где никто его уже не ожидал.
Добавить комментарий