Глухая монета
Я даже не знаю, кому за это должно быть стыдно, но свыше половины работающих в Дагестане получают зарплату ниже 30 тысяч рублей, что ставит республику на 82-е место среди российских регионов по уровню доходов. Среди территорий с наиболее низкими заработками также Калмыкия, Чечня и Ингушетия. Но сейчас не о них. Мы оказались в какой-то кошмарной ситуации, вследствие чего население нещадно беднеет, а такие истории слишком часто заканчивались бунтами и беспорядками.
Заур Газиев
Давайте сразу с места в карьер – больше половины работающих в Дагестане граждан получают зарплату ниже 30 тысяч рублей, что ставит республику на 82-е место среди российских регионов по уровню доходов. Среди территорий с наиболее низкими заработками также Калмыкия, Чечня и Ингушетия. В 2024 году Республика Дагестан вновь оказалась в числе регионов с самыми низкими средними заработными платами в России. Согласно исследованию РИА «Рейтинг» регион занял 82-е место среди 85 субъектов страны. По данным анализа, более половины работающих дагестанцев (51,4%) получают зарплату ниже 30 тысяч рублей в месяц. Основной диапазон зарплат в республике варьируется от 20 до 45 тысяч рублей. При этом только 2,7% работников региона зарабатывают более чем 100 тысяч рублей в месяц, что ниже показателей других российских территорий.
В то же время, в таких регионах, как Чукотский автономный округ, Ямало-Ненецкий автономный округ и Магаданская область, уровень доходов значительно выше, где 66%, 58,6% и 56,3% работающих, соответственно, получают зарплаты свыше 100 тысяч рублей. При этом надо понимать, что эти люди держатся за работу, на которой они проработали десять, двадцать, а то и тридцать лет. Они думают о пенсии, они понимают, что новые IT-специальности в силу возраста им освоить будет уже очень трудно. Да и новый вид деятельности – это всегда какой-то период безденежья, пока ты войдёшь в курс дела, пока начнёшь зарабатывать – проходит время. Не бросит человек свою мало оплачиваемую работу ради неизвестного будущего. При этом такая работа, чаще всего, в бюджетной сфере. Это работа на государство, которое провозгласило себя социальным! Вместо того, чтобы достойно платить тем, кто на него работает, делая работу на себя престижной, оно – создаёт какой-то класс нищеты. При том, что инфляция по факту уже давно выше, чем 40%, а правительство Дагестана анонсировало повышение зарплаты на 4%. В комментариях к этой новости люди пишут, что если вы выставляете объявление о приёме на работу ниже чем 100 тысяч рублей, то работника вам просто не найти. При этом в статистической отчётности эти люди вообще никак не отражены. Это просто невыгодно работодателю. Иначе он встрянет по налогам, и бизнес этот перестанет быть выгодным. Ну а платить меньше, значит остаться без хороших работников. Или того хуже – остаться с теми, кто вообще не может или не хочет работать, но при этом не увольняется и только распугивает клиентов и партнёров.
Прибавьте к этому, что с рынка рабочих рук очень много кого вымыло на СВО. А эти люди, если вернутся, меньше чем за 200 тысяч работать не будут. При этом надо понимать, что на рынок труда они вернутся не скоро – их контракты с Минобороны бессрочны. И вот при общем дефиците рабочих рук предлагается зарплата в три копейки…
***
Минтранс Дагестана отреагировал на множественные жалобы жителей Каспийска. Жители сетуют на то, что крайне остро стоит вопрос с наличием машин для охвата междугороднего маршрута «Махачкала – Каспийск». В министерстве на эти жалобы ответили тем, что не видят никаких перебоев в работе маршрутных такси. Более того, отраслевое министерство переадресовало данные жалобы в адрес самих перевозчиков, которые формируют график движения машин исходя из загруженности и рентабельности поездок. Также Минтранс не видит возможности увеличить количество транспорта в утренние часы-пик из-за того, что в это время на дорогах и без того затруднено движение транспорта, и это усугубит обстановку. Что не может не вызывать удивление, так как во всем мире давно доказано, что общественный транспорт разгружает пробки. Удивляют отговорки республиканских чинуш, что якобы нерентабельно это всё. Отдельный вопрос по поводу рентабельности транспорта. Если посмотреть практически все маршруты полные, будь маршрутное такси, автобусы или троллейбусы.
***
Ну а после того, что мы узнали про наши доходы, я думаю, что никого не удивит и то, что закредитованность дагестанцев с начала года выросла на 30% – до 215 млрд рублей. Обязательства жителей Дагестана перед банками увеличились за год на 32% и составили на начало октября 2024 года почти 215 млрд рублей. По данным отделения Национального банка Дагестана, 140 млрд рублей из общей суммы – потребительские и иные кредиты. В то же время объемы ипотечных кредитов сократились на 34%, до 21 млрд рублей.
«Замедление ипотечного кредитования во многом связано с отменой с 1 июля безадресной льготной ипотеки и ростом рыночных ставок», – прокомментировала заместитель управляющего отделением Банка России в Республике Дагестан Светлана Бацына.
На 1 октября 2024 года жители Дагестана хранили на банковских счетах почти 138 млрд рублей. За год эта сумма выросла на 20 млрд рублей. И это при том, что в нашем народе есть предубеждение против кредитов, как таковых. И дело не только в отрицательном отношении религии к кредитам. У нас люди влезают в кредиты только тогда, когда другого выхода попросту нет. Люди ведь понимают, что отдавать придётся гораздо больше той суммы, чем ты взял и потратил. Мы, конечно, понимаем, что с экономикой происходит что-то нестандартное. Ставка рефинансирования на уровне 21% не могла взяться с неба. Такое ощущение, что нас ждёт, какое-то серьёзное потрясение, и люди, зная об этом, готовятся к худшему, пытаясь вытащить под себя всё, что только можно. И нет ни одного источника, вызывающего доверие, который дал бы хоть какую-то болеутоляющую информацию.
С другой стороны, кто должен это делать, если на государственные СМИ зарплата такая, что просто слёзы, и они по доброй воле это не сделают никогда, а частные новостные паблики такое не публикуют в принципе, потому, что людей, по сути, интересуют только плохие новости. И свою аудиторию они по этой причине просто не захотят терять.
***
Ну а эта новость вообще никого не удивит, но при этом показывает, что мы находимся в очень непростой точке нашей истории. Жители Дагестана дольше всех в стране должны копить деньги на покупку квартиры. По подсчетам компании «Мир квартир», в среднем в России стоимость жилья на вторичном рынке составляет 5,7 миллиона рублей, а средний заработок – 82,2 тысячи рублей. Таким образом, в среднем россиянину потребуется почти шесть лет, чтобы накопить на жилье. Это при условии, что придется откладывать всю зарплату. В Дагестане этот показатель оказался самым высоким – рядовому жителю придется откладывать всю свою зарплату в течение 16 лет. В Ингушетии и Крыму, к примеру, этот срок чуть меньше – 13 лет. Быстрее всех накопить на квартиру могут потенциальные покупатели из Чукотского автономного округа (3,8 года), Магаданской области (4,1 года), Коми (4,2 года), Тюменской области (4,5 года). Зарплаты в большинстве этих регионов превышают 100 тысяч рублей, а там, где не превышают, продается дешевое жилье, заявили в компании, изучившей средние цены на вторичное жилье.
Однако, возвращаясь к нашим баранам, хочется отметить, что наличие своего собственного дома для любого дагестанца – это вопрос его человеческой состоятельности, нашего национального характера. Когда у человека нет возможности обзавестись своей крышей над головой, для него это трагедия. Поэтому такой взрывной рост цен на недвижимость не мог не стать ещё одним поводом для повышения индекса тревожности. У ученых, которые отслеживают и изучают жизнь социума, индекс тревожности как раз один их тех показателей, которые они приводят в качестве аргумента, когда рассказывают о настроениях в обществе. Когда факторов, которые влияют на тревожность, оказывается слишком много, наступает социальный взрыв. И не обращать внимание на обнищание дагестанцев, как это делают в дагестанском правительстве, более чем неправильно.
Все новости, которые легли в основу этого текста, дают людям поводы для беспокойства. Как показали аэропортовские события, мы вообще не готовы к тому, чтобы противостоять каким-то форс-мажорным обстоятельствам. Хотя что может быть ужаснее бедности. Однако из неё вылезти очень непросто.
Добавить комментарий