Задержание Большого Махача
Я думаю, что это событие является поводом для серьёзного анализа. Хотя бы потому, что такие вещи просто так не случаются. Нет сомнений, что это часть большого процесса, но алгоритм его нам пока непонятен. И процесс этот запущен не в Махачкале. Местным они не доверяют, учитывая, что всё произошедшее с мэром Кизилюрта Магомедом Магомедовым стало откровением даже для наших силовиков. Это потом они как бы скажут, что следили за ним много лет… Может и следили, а толку-то!
Заур Газиев
Время, когда громкие задержания долго держались в топе обсуждений, уже давно позади. Люди привыкают ко всему. Спустя несколько дней, о задержании Магомеда Магомедова, который был и главой района, и министром, и главой города никто как будто не вспоминает. Кадры проникновения в его дом и ролик с допросом пролетели в информационных пабликах примерно так же, как информация об очередном дорожно-транспортном происшествии (ДТП) или задержании закладчика.
В СМИ публиковали кадры обыска у него дома, в ходе которого были изъяты пачки наличности, а также оружие, несколько сейфов с драгоценностями и холодильник, забитый черной икрой, но даже там просмотров было не так много, как ожидалось. Однако интуиция подсказывает, что на этом событии всё же нужно задержать своё внимание. Последняя информация гласит, что «Басманный суд Москвы санкционировал арест мэра Кизилюрта, бывшего министра спорта республики Магомеда Магомедова по делу о растрате в особо крупном размере (часть 4 статьи 160 Уголовного кодекса Российской Федерации), которое ведет Следственный комитет России. Заседание об избрании ему меры пресечения прошло в закрытом режиме».
Чиновник был доставлен в Москву вертолетом. В суд Магомедова привезли уже в статусе обвиняемого. Поддержать 67-летнего фигуранта приехали около двух десятков друзей и родственников. Однако заседание по избранию меры пресечения стартовало лишь после шести вечера, когда суд официально закрыл двери для посетителей. Поэтому близких Магомедова попросили покинуть здание. Вскоре за ними следом пришлось отправиться и журналистам, так как следователь ходатайствовал о проведении слушания в закрытом режиме. «В данном судебном заседании будут исследоваться материалы дела, составляющие тайну предварительного следствия», – так мотивировал он свою просьбу. Его поддержал прокурор, который добавил, что по делу «имеются тайные свидетели, данные которых засекречены». «Поэтому с целью неразглашения их данных прошу удовлетворить ходатайство следствия», – сказал представитель надзорного ведомства.
***
Сам Магомедов с первого раза не расслышал просьбу, а когда уловил ее суть, то стал возражать. Его позицию разделили адвокаты, считавшие, что для закрытия процесса нет оснований. Они отметили, что данные тайных свидетелей не могут быть разглашены, поскольку они засекречены, им присвоены псевдонимы. «В процессе эти люди не участвуют, а в материалах указаны только их фамилия, имя, отчество, которые были присвоены им с нарушением Уголовно-процессуального кодекса», – сказал один из защитников. Другой апеллировал к тому, что следователь не сообщил, какие именно данные составляют тайну предварительного следствия, и добавил, что по общему правилу ходатайства об аресте слушаются публично. Однако судья просьбу представителя Следственного комитета России удовлетворила. Журналистов пригласили уже только на оглашение решения. «Ходатайство следствия удовлетворить, избрать Магомедову меру пресечения в виде заключения под стражу на срок до 2 декабря», – огласила постановление судья Наталия Дударь.
Вместе с Магомедовым по делу также был задержан и доставлен в столицу России руководитель Управления физкультуры, спорта и подготовки резерва Министерства спорта Дагестана Халитбег Махачев. Следствие также попросило его арестовать. Махачеву тоже вменили растрату в особо крупном размере (часть 4 статьи 160 Уголовного кодекса Российской Федерации), а меру пресечения доверили избирать той же судье. Заседание по избранию ему меры пресечения началось после ареста М. Магомедова и закончилось уже после 23:00. Суд также заключил его в СИЗО до 2 декабря.
Согласно официальной информации, претензии правоохранителей к фигурантам могут касаться хищения бюджетных средств в 2012-2021 годах, когда Магомед Магомедов занимал должность министра физической культуры и спорта Дагестана. Напомним, что Кизилюрт он возглавляет с мая 2021 года.
По информации его адвокатов, в настоящее время следствие вменяет ему растрату на сумму свыше 1 млн рублей. Свою вину чиновник не признал. Магомедов, которого в республике знают по прозвищу «Большой Махач», когда-то был одним из самых авторитетных аварцев. Он возглавлял районную администрацию, дважды избирался в парламент Дагестана.
***
Список того, что инкриминируется Магомеду Магомедову огромен. Насколько у этих обвинений есть доказательная база – нам не сообщают. Но если почитать официальные паблики, то речь идет о целом списке вопросов.
«Следствие изучает причастность Магомедова к целому ряду эпизодов, связанных с хищением бюджетных средств. Так, в 2008 году, будучи на тот момент главой Гергебильского района, Магомедов, по данным следствия, присвоил себе 14 миллионов рублей, выделенных для проведения берегозащитных работ в Аймакинском ущелье села Гергебиль. Позднее по версии правоохранителей он присвоил ещё девять миллионов рублей, направленных на берегостроительные работы в селе Аймаки. Веря в свою абсолютную безнаказанность, Магомедов также присвоил около 50 миллионов рублей, которые были выделены из бюджета на строительство оросительного канала и проведения питьевой воды для жителей села Кикуни. Деньги выделялись Правительством Дагестана в 2012 году.
В связке с другими коррупционерами и казнокрадами, на протяжении многих лет Магомедов обворовывал свой родной Гергебильский район, забирая деньги, предназначавшиеся на покупку техники для жилищно-коммунального хозяйства. У него правоохранители нашли роскошное поместье в горах с бревенчатой усадьбой, наполненной предметами роскоши, в которой он устраивал пиры. В особняке мэра обнаружили кучу незаконно хранившегося оружия, коллекцию дорогих часов, десятки банок черной икры.
Проверяют чиновника не только на предмет огромных хищений, но и причастности к резонансным убийствам на протяжении последних 30 лет. Как стало известно каналу, мэр Кизилюрта подозревается в причастности к похищению министра сельского хозяйства Дагестана, захвату здания Госсовета республики и похищению прокурора Махачкалы в 90-х годах. Кроме того, Магомедов может иметь отношение к убийству коммерсанта и его маленького сына в 2006 году, а также гибели шести человек в результате перестрелки между жителями села Гергебиль и членами группировки Магомедова. Многие из этих преступлений до сих пор не раскрыты», – пишет один из телеграм-пабликов.
***
Магомед Магомедов – один из последних представителей лихих девяностых, которые задержались во власти. Практически все, либо отошли в лучший из миров, либо подверглись уголовному преследованию и в политику больше не вернулись. Магомед Юсупович много кого знал, и его знали. Диалог с Ибрагимом Гаджидадаевым развеял все сомнения в том, какое место этот человек занимал в дагестанской политике. Случилось это 20 марта 2013 года, когда правоохранительными органами в поселке Семендер было блокировано домовладение председателя районного Собрания Унцукульского района Дагестана Магомедхабиба Магомедалиева. В этом доме, помимо хозяина, находился главарь «гимринского» НВФ Ибрагим Гаджидадаев и несколько других боевиков. Их сторонники пытались устроить беспорядки с целью вызволения Гаджидадаева. Слитые переговоры показали, насколько этот человек был у них в авторитете. В трудный для себя момент люди кому попало не звонят. Сильно сомневаюсь, что после всего того, что про него было известно, он продержался бы долго на свободе, если бы не имел тех, кто его откровенно поддерживал на уровне высокопоставленных силовиков. В нашей стране такие истории не случайны. Иначе он давно бы уже был задержан и посажен. Тем более, что список обвинений к нему очень длинный.
Самый главный вопрос, который задают почти все, заключается не в том, виновен ли Магомед Магомедов, всех интересует, почему за ним так долго шли, и кто будет следующим? Думаю, что ответы на эти и другие вопросы нам будет давать только время. Сколько его у каждого из нас – никому не известно…
Добавить комментарий