День единства
Мне кажется, что день единства народов Дагестана – это особый праздник, и место в календаре ему нашли хорошее. 15 сентября он ни с какими красными датами не пересекается. Но самое лучшее во всём этом празднике – это идея. А она заключается в том, что мы – дагестанцы, конечно же, разные, но при этом находим причины жить в дружбе и уважении, при этом не теряем своей индивидуальности. И хоть со стороны кажется, что мы тут все друг на друга похожи, но внутри-то мы знаем, что у каждого свои – язык, обычаи, традиции. Хотя последнее всё больше утрачивается, но это не значит, что мы забываем кто мы.
Заур Газиев
Если подумать, то этот праздник должен быть самым главным. Он о том, что мы есть такие, как есть со своими ценностями и самая главная из них взаимоуважение. Он всем своим существованием как бы напоминает нам, что мы – это самобытные народы со своей культурой, историей, со своими традициями, при этом находящиеся в общем пространстве в своей мини-вселенной. Он даёт нам надежду, что и в будущем у нас будет повод порадоваться тому, что мы такие разные, но всё равно вместе. Хотя какое нас ждёт будущее – никто не знает. Только за последние сорок лет нас окунало в такие времена, из которых прежними уже не выходят никогда… Однако, на мой взгляд, есть вещи, которые вполне можно предсказать. К примеру, мы все больше похожи друг на друга. Наши свадьбы почти идентичны, наши мальчики, почти все ходят на борьбу, а девочки на танцы, ну а в каждом доме если приглашают, то приглашают на хинкал! К слову сказать, для нас нет ничего лучше, чем собраться у кого-то дома, где хозяйки всех возрастов стараются угодить гостям. Гостеприимство это наше природное качество. И это, кстати, то, чего хотелось бы сохранить в будущих поколениях. Несмотря на развитие туризма. А ещё у нас всё больше и больше межнациональных браков. Никуда от этого мы не уйдём. А ещё нам надо понимать, что народ, численность которого уже больше трёх миллионов, живёт совсем по другим правилам и обычаям, нежели народ, которого не больше миллиона. Таковы правила общественного развития, с которыми ничего невозможно поделать. Но у нас всё ещё очень тесные социальные связи между людьми. В нашей природе попросить помощь у родного человека и его это не удивит. И для нас это очень важно иметь родственников, держать связь с земляками. А ещё у большинства из нас общее понимание того, что называется справедливостью. Когда на III Съезде народов Дагестана Магомедсалам Магомедов говорил о том, что дагестанец может стерпеть любые лишения, но ему труднее всего вынести несправедливость, он был абсолютно прав. Нет такого вопроса, на который было бы столько откликов, как на вопрос, в котором есть слово «справедливость». Правда зачастую слово «справедливость» некоторыми людьми воспринимается как возможность урвать побольше, но это уже другая история… Празднику в этом году исполняется 13 лет. И это замечательно. Появляется какая-то привычная традиция, и люди это ценят.
***
Кстати, в этот день многие любят рассказывать, что это примерная дата, когда представители разных дагестанских народов собрались, чтобы дать отпор полчищам Надир-шаха. Может и мне нужно было опубликовать какой-то текст на эту тему. Но ведь суть праздника не в этом! Она в том, чтобы задекларировали то, что считаем ценным. Суть в том, чтобы мы закрепили на уровне традиции то, что является частью нашей национальной натуры, частью нашей идентичности – именно того, что мы ценим в себе. А вот с этим, наверное, у нас будет много вопросов. И это прекрасно, потому, что это будет поводом для общественного диалога. Потому что те качества, которые мы ценим в наших людях, какие символы мы рисуем на наших знамёнах, за что награждаем своих героев, определяет, в какое будущее мы приведём наших внуков. И самое главное – кому мы доверяем определять ценности. Если что, у нас уже было время, когда вдруг главным определителем того, что можно делать, а чего нельзя, оказывались люди, которых мы сейчас называем бандитами девяностых. Были коррупционеры, были спортсмены, сейчас это малограмотные серафимы из телеграм-каналов, или вообще не пойми кто. При этом нравственными камертонами вдруг начинали считать себя те, кто к нравственности вообще не имел отношение. И если честно приглядеться, зачастую там обыкновенное подлизонство, если не сказать грубее. И всё это на глазах у людей…
***
Мы действительно прошли большой путь, и он не мог не оставить кросс-поколенческие травмы. Мы же помним времена, когда верифицированный убийца становился хозяином города и превращал его в огромную бетонную мусорку. И он был при этом плоть от плоти дагестанцем, к которому вереницей шли толпы славословящих его земляков. И кто был больше виноват? Тот, кто создавал себе кумира, или тот, кто соглашался им быть. И сегодня таких у нас полно. Нужно ли такое брать с собой в будущее? Мне кажется, если вам хотя бы чуточку не всё равно – то нельзя. Или вот недавний случай, которому я сильно удивился. Когда взрослый человек, профессор пытается поцеловать в пятую точку руководителя республики, чтобы оказаться замеченным – хочется спросить его о том, не стыдно ли ему. Твои седины тебя уже освобождают от необходимости в таком унижении. Но ты всё равно это для чего-то делаешь. Что с тобой не так?! Хочется сказать ему, что есть ещё дагестанцы, для которых чинопочитание, угодничество – это недостаток. Есть горская гордость, когда человек ведёт себя соответственно. Он лучше будет голодать, чем унижаться. Тем более публично. В старости благородство ценится как-то по-особенному высоко. Ещё один повод для вопросов, как и почему у нас случились аэропортовские события. И это в республике, где проходили межрелигиозные форумы, где есть Миннац, где борьбой с экстремизмом и терроризмом занимаются каждый божий день, где полиции на душу населения больше чем где-либо… Кто накрутил людей и почему вдруг для такого количества людей межнациональное согласие и религиозная терпимость оказались просто сотрясанием воздуха.
***
Мир меняется, и в этом мире очень важно определиться с тем, какое место мы хотим в нём занять. Мы уже поставщики успешных борцов и бойцов в самые разные страны. И для этих ребят это замечательно. Но вот для нового поколения это ещё большой вопрос. Ведь все понимают, что успех Хабиба Нурмагомедова это не просто труд, но и многократный риск для жизни. Те, кто уже на этом пути, они с него не свернут, но те, кто выбирает свою дорогу на будущее, тысячу раз об этом подумают. Воспитание человека интеллектуального труда – это большой труд. Для того, чтобы человек стал мыслящим существом, нужно с первого дня его жизни разговаривать с ним, отвечать на его миллионы вопросов, уделять внимание его умственному развитию. Потому что именно таким образом в головном мозгу формируются отростки, которые потом станут нейронами, от деятельности которых будет зависеть умственный потенциал будущего взрослого человека. Детство, проведённое рядом с книжными шкафами, это другое детство, нежели на борцовском ковре. Детство, проведённое в образованной среде, меняет жизнь человека. Отношение к новому поколению нам ещё предстоит переосмыслить. Нам нужны люди, которые привели бы Дагестан не в мрак средневековья, а в современное обеспеченное будущее. Это важно. Нам нужно поколение, уважающее традиции, закон, цену человеческой жизни. Нам нужно поколение, которое в конце концов полюбит Дагестан больше чем деньги. У нас для этого прекрасный климат, здоровое население и достаточно земли. Мы слишком маленький народ, чтобы разбрасываться своими людьми. При этом мы должны отдавать себе отчёт в том, что наше население сокращается. И эту тенденцию не переломить, а значит нужно думать о качестве человеческого материала, с которым придётся жить нам, нашим детям и нашим внукам. К сожалению, качество жизни за последние два года падает. Эта тенденция зависит не от нас. И в этой ситуации важно, чтобы весь Дагестан не озверел и не превратился в сплошное Советское РОВД. К сожалению, на деятелей культуры надежды никакой. Не помню, чтобы хоть кто-то из них попытался высказаться, когда это не даёт никаких преференций перед властью. В этом случае очень надеемся только на мудрость нашего народа.
***
Нас дагестанцев мало. И будет ещё меньше. Мы уже прошли второй демографический переход. Горы опустели – большинство в городе. Этнос с большим количеством образованных женщин не рожает так много, как их менее образованные бабушки. Мы должны беречь друг друга. Мы должны быть терпимее и добрее друг к другу. Разные люди небольшого ума, конечно же, могут находить поводы для ненависти одной социальной группы к другой, но лучше бы это в них не поддерживать. Мы уже сегодня не знаем, кого принять на работу. Людей уже просто нет. Никаких. Тем более нужно беречь тех, кто есть, особенно творческих людей. Это всегда люди особенные. В мозгах этих людей идёт сложная работа, которую нужно понимать, и с выводами не торопиться. Но именно к ним приходят идеи, которые меняют мир к лучшему. К обычным людям эти идеи, к сожалению, не приходят. Когда я вижу, как хейтят у нас творческую молодёжь, я понимаю, почему они бегут отсюда. Им быть самими собой – всегда труднее, чем всем остальным. Им невозможно подстраиваться под других людей. Это люди, для которых быть непохожим на всех остальных это ужасно, как проклятие. Вы даже не представляете, каково им, каждый раз сталкиваться с реакцией людей на себя, которая почти всегда неадекватна и несправедлива. Жаль понимает это так мало наших земляков.
***
Наш народ за последние двести лет проделал огромный путь, но самая тяжелая и сложная работа у нас всё ещё впереди. Рефлексия по поводу того, как мы прожили последние 200 лет, нужна для того, чтобы в будущее мы уходили, не совершая прежних ошибок. Чтобы дружили с теми, с кем нужно дружить, и не верили тому, кому верить нельзя.
Добавить комментарий