Фото к тексту_BraunS_Getty Images_1

Одна из странных особенностей нашего государства состоит в том, что, чаще всего, несогласие по каким-то отдельным пунктам уже воспринимается его представителями, как вражеские действия. Чего уж там – вас приравнивают к врагам. А жизнь при этом очень сложная штука. Не может быть готовых решений и ответов на все вопросы, возникающие у людей. В стране, где среднее образование и гражданское общество находятся хотя бы на том же уровне, как у нас, не может не быть разнообразия мнений. Одно из них мне бы хотелось вам привести.

Заур Газиев

Оговорюсь сразу, что это письмо было направлено не мне, но оно отражает видение темы огромным количеством граждан. Это тихие горожане, которые старались ограждать себя от официальной пропаганды, делая свою работу и стараясь не погружаться в общественно-политический контекст. Большинство из них не заметило, как оказалось в откровенно враждебной для себя среде. Вот кто бы мог подумать, что в Махачкале вдруг станет проблемой выйти в магазин в спортивках и футболке. Или же, садясь в такси, вы погружаетесь в мир нашидов и религиозной агитации… И вот смотрят на всё это коренные горожане и понимают, что что-то изначально пошло не так. Я публикую это письмо, написанное не мне, а другому человеку, потому что это видение ситуации стало общим местом для большого количества образованных людей, понимающих, что мы живём в большом и сложном доме, который вполне может обрушиться всеми своими бетонными блоками на наши хрупкие головы.

Вот содержимое этого письма: «Тебе друг в столицу надо. Здесь яма. По моей информации, силовики будут закручивать гайки. От этого радикалы будут еще больше звереть… И в конце концов, будет аэропорт 2.0. только с другой локацией. Где-нибудь на площади Ленина. И соберется там не полторы тысячи человек, а раз в 10 больше. У радикалов уже сейчас есть такой электорат, такая социальная база. У одного только Абу Умара столько фанатов будет. Спортивную мафию Москва своими же руками превратила в непримиримых врагов. А эта мафия наиболее повлияла тогда на аэропортовских отморозков. Кланы ушатаны тоже.

То есть, на сегодняшний день в Дагестане нет больше силы, способной остановить турбулентность. Как проявили себя силовики в аэропорту – все видели… Они не в счет, так как в такие моменты оказываются в патовой ситуации. Либо быть «пряниками», как в аэропорту, быть униженными и обиженными, либо применить силу, что только многократно эскалирует конфликт, масштабирует его на весь Дагестан. Исламская пандемия будет нарастать с вектором в сторону радикализации.

Нетерпимость к инакомыслящим и к инаковерующим будет нарастать. Через три-пять лет Дагестан полностью, практически на 99% будет покрыт «чупа-чупсами» и бородачами. При таком раскладе конфликт с федералами неизбежен. Вопрос только во времени. Нужно сказать себе правду – революционная ситуация в Дагестане уже созрела. По моим ощущениям республика сегодня – это огромная пороховая бочка. Поднеси лишь хорошо горящую спичку… И поверь, найдется тот, или те, кто в «Час Х» ее поднесет… Когда начнется кипиш – суетиться будет поздно! А он начнётся, внезапно, как и аэропорт.

Кто бы мог подумать ещё лет восемь-десять назад, что такое вообще возможно!

Захватить голыми руками самый охраняемый объект в республике и удерживать его почти до утра! Но это произошло… Хотя ещё в 2012-2014 гг. я неоднократно, и устно и письменно предупреждал, что такое очень вероятно. А они… Твердили и твердили, что я все преувеличиваю… И сейчас я ничего не преувеличиваю. Мои выводы основаны не на официозных данных, а на эмпирике. Я нахожусь в среде, и занимаюсь этим уже более 10 лет, поэтому полностью в материале. Не жди друг, пока известная жаренная птица тебя клюнет… Тем более, ты не в местном формате, не в тренде, как и я. Поэтому лучше вовремя сникерснуть…»

***

Автор этого письма – мой старый знакомый Руслан Акаев. Не могу знать насколько точно оправдаются его прогнозы, но что касается описания сегодняшнего дня – это сделано очень точно. Мы понимаем, что Дагестан снова погружается в душное Средневековье, при этом нет ничего, что хоть как-то остановило бы этот процесс. Руслан правильно отметил, что ещё лет восемь-десять назад мы не представляли себе, что такое возможно: ДУМД не знает, как отнестись к никабам, а директора школ, не отпускающие своих учеников на пятничный Рузман, записываются во враги ислама. При том, что религиозная пропаганда идёт отовсюду. И в этот процесс добровольно включились все, кто может. Такое чувство, что они хотят с удовольствием отринуть всё, чему учили их в школе и вузах. И это происходит с таким энтузиазмом! Как будто всей массой народ вдруг захотел убиться об стену. Одно радует: история – нелинейна. Всегда появляется что-то, что вполне может изменить вектор движения. Но какой ценой это может произойти – просто страшно подумать.

Дагестанское общество очень сложно устроено, но у него есть общее место. И речь идет, прежде всего, о школах. Качество образования в которых оставляет сильно желать лучшего. И то, что произошло с республикой, это следствие того, как была сделана работа этими людьми. Я время от времени сам лично выхожу на соцопросы. И то с чем я сталкиваюсь – это настоящий ужас. Ты смотришь, к примеру, на женщину, которая прилично одета, с хорошим сдержанным макияжем. И вот она открывает рот, чтобы ответить на твой вопрос, а там – дичь лютая. Потом смотришь после сьёмок, на то, что она наговорила, и думаешь: «А в какой школе тебя учили, чтобы ты осталась такой недалекой женщиной, которая ни говорить, ни думать не умеет». При этом внешне про неё этого не скажешь!

И ещё один шок прошедшей недели. Зашел я в одну пекарню, где много лет покупаю чуду. Пока расплачивался с женщиной, сзади подошла девушка. По голосу лет двадцать. Очень интеллигентный и образованный голос с правильным произношением. Оборачиваюсь, а она в никабе! Я едва смог скрыть своё удивление. Вышел быстро, чтобы не смущать её. А у самого в голове вопрос: «Бедная девочка, что должно было с тобой произойти, чтобы тебе вдруг захотелось одеть никаб в такую-то жару». Для меня это необъяснимо. Там же явно образованная девушка, которая может быть полезна обществу. Тем более, что никаб в Дагестане женщины никогда не надевали. Кто вкладывает эти деструктивные идеи в головы нашей молодёжи – вопрос отдельный. Отчасти Руслан Акаев об этом в своём письме написал.

***

Случилось, наверное, самое нехорошее, что могло произойти с людьми, – они разучились думать. Им неинтересно, что происходит вокруг них и почему. Им нужны готовые ответы на вопросы. Религия такие ответы даёт. Простые и понятные, и не важно, что к реальному положению дел это отношения не имеет. А ещё мы столкнулись с кошмарной педагогической запущенностью. У нас как будто бы забыли, что людей надо воспитывать с раннего детства – их нужно социализировать в общество. И делать это нужно не палкой, не кнутом, а силой своего примера. Благородными поступками. То, что я вижу – иначе как массовым оскотиниванием я назвать не могу. Как будто другой вариант развития событий для нашего человека даже не предполагался. А ведь это не так. Просто один пример. Выросший в Англии дагестанец Амир Ибрагимов показывает пример благородства на поле и приглашен в юношеский состав «Манчестер Юнайтед». Примеры его благородных поступков можете прочитать в интернете или посмотреть на Ютубе (через VPN). В Англии к нему относятся с огромным уважением.

Есть примеры с его же сверстниками, но уже в Дагестане. В субботу, 7 сентября, проходил матч между юношескими командами до 16 лет. Местное «Динамо» принимало астраханский «Волгарь». Вроде бы это должен был быть мало чем примечательный матч, но не тут-то было. Дело в том, что команды не доиграли его из-за перебора красных карточек у хозяев. Судья удалил четырёх юных дагестанцев из-за массовой драки, а пятый нарушил правила после этого инцидента. Игроки «Волгаря» отделались двумя красными карточками в результате потасовки. Наши ребята вели себя очень некрасиво. И этому они научились не на футбольном поле. Примеры скотского поведения людей – у нас на каждом шагу. И ещё раз – людей воспитывать нужно! Нужно заниматься их образованием и просвещением. Я понимаю, что, когда человек совершает что-то незаконное, его надо наказывать. Но, чтобы не доводить до этого, надо ликвидировать эту педагогическую запущенность, как когда ликвидировали неграмотность. При том, что это не должна быть кампанейщина, это надо делать спокойно, целенаправленно, и при этом проявлять терпение. Ну а пока пытаемся дистанцироваться от того ужаса, в котором мы оказались. Или пакуем чемоданы…