фото к тексту_goodimages.ru

С Сергеем Меликовым случилось то, что происходит со всеми руководителями в конце их правления – он столкнулся с пустотой. Вроде и говорит очень правильные вещи, и по мероприятиям ездит, а обратной связи как будто нет. Даже нарезки, где он ругается матом на официальных мероприятиях, по большому счёту не возмущают и не радуют. У всех ощущение, что он и сам уже хочет уехать из Махачкалы и больше никогда не видеть Дагестан. И я его понимаю – он устал.

Заур Газиев

На моих глазах проходил уход из власти всех постсоветских руководителей Дагестана. И почти всегда окончание правления было временем, которое невозможно было не почувствовать. Это как осенью, когда вы идёте по сельскохозяйственному полю и видите засохшие стебли. Главы обычно в это время подписывают наградные списки, они ездят по открытиям, закругляются с какими-то проектами. В Москве обычно этому главе денег уже не дают, приберегая их для нового хозяина региона. В общем – осень патриарха. Может быть, мне это кажется, но вот смотришь на Сергея Алимовича, и в глазах у него читается: как же вы все мне надоели. Будь его воля, уже бы выматерил нас всех, хлопнул бы дверью и уехал бы к себе в Подмосковье, или где там у него недвижимость. Он и раньше-то не слишком синхронизировался с Дагестаном, а сейчас так и вовсе его повестка с республиканской сильно не совпадает. Смотрю список его мероприятий и понимаю, что не устать от всего этого просто невозможно.

Не так давно он потерял близкого человека. Для любого это большая утрата. Да и сам он чувствует себя не очень хорошо – диагноз у него не из самых простых.  Ему бы в покое посидеть где-то далеко от людей, а тут он должен управляться с регионом, от которого никогда не знаешь чего ожидать. Большую часть жизни он прожил вне республики, он плохо понимает почему мы стали такими, какие есть. Мы для него чужие. Он не знает, на что мы реагируем остро, а на что смотрим с равнодушием. Я уже писал, что он, по сути, очень хороший, добрый мужик из соседнего гаража, которому всё наше подковёрное восточное византийство и троемыслие вообще непонятно. Вроде, человек с вами вежлив и улыбается вам в глаза, а потом, к примеру, вы узнаёте, что он тратит кучу денег на дискредитацию вас. Всё это для военного человека Сергея Меликова по-человечески неприятно и непонятно.

***

Конечно, он не Владимир Васильев, который чувствовал себя как прокуратор Иудеи Понтий Пилат. Для Васильева Дагестан был просто кислотной средой, которую он, независимо от своего желания, ненавидел. Будучи воспитанным человеком, он это старался не показывать, но когда просматриваю архивные записи, мне кажется, что не увидеть этого было невозможно. И это чувство было сильнее него. Вот сами подумайте, человек всю жизнь пытался забыть, что он Абдуалиевич, а тут на склоне лет оказался в регионе, где все с похожими именами и отчествами… Жизнь научила меня не осуждать людей за то, что они чего-то не понимают. Или за то, что не хотят делать то, что противоречит их природе. Не осуждаю Меликова за то, что он чего-то не сделал. По большому счёту он нормальный человек, оказавшийся в непонятной для себя обстановке. Он пытался ухватиться хоть за какую-то нить, чтобы понять республику. Но никакой нити, что раскрутила бы этот клубок, нет. Есть много ниток, скрученных в один моток.  Дагестан такой разный, и здесь так много слоёв, что нормальный человек со стороны скорее думает не как в этом разобраться, а как отсюда сбежать. Мы-то привыкли, но для цивилизованного человека здесь один повод для удивления за другим. Одно то, что здесь есть люди, которые борются с празднованием Нового года, меня каждый раз заставляет недоумевать… И это в XXI веке! И, если что, я здесь родился! Каково же Меликову сталкиваться с такими странными вещам, даже подумать страшно… Причинами тому, что я до сих пор здесь, являются мои лень, слабость и возраст, а причиной того, что Меликов здесь – служебные обстоятельства. И ни от меня, и ни от него не зависит время, когда Дагестан от себя нас отпустит. Хотя оба мы готовы собрать чемоданы уже давно.

***

Глава Дагестана Сергей Меликов в Telegram-канале эмоционально поздравил местных борцов с успешным выступлением на Олимпиаде в Париже. Спортсмены завоевали три золотые, серебряную и две бронзовые медали: «Дагестан сегодня радуется победам наших спортсменов на Олимпийских играх. И пусть в Париже ребята выступали под флагами других стран, но мы-то знаем, где начался их путь к верхним ступеням. Каждый из них закалял свой характер в дагестанских школах борьбы и совершенствовал навыки в спаррингах с сильнейшими соперниками».

Чемпионами в вольной борьбе на Играх стали Разамбек Жамалов, Ахмед Тажудинов и Магомед Рамазанов. Серебряную медаль завоевал тхэквондист Гашим Магомедов, а бронзовые – Даурен Куруглиев и Магомедхан Магомедов. Меликов уверен, что дагестанцам в этом виде спорта нет равных: «Такие результаты показывают, что нас не зря боялись! И явно есть правда в распространяемой в соцсетях шутке: Дагестан обошел целые страны по количеству чемпионов-вольников», – подчеркнул глава республики.

Сергей Меликов поздравил чемпионов с уверенными победами и поблагодарил за достойное представление Дагестана. Он также обратился к спортсменам, которые не попали на Олимпиаду. Глава республики уверен, что их впереди ждут престижные соревнования. Это почти полная цитата из телеграмм канала Сергея Меликова. Правильные слова. Очень боялся, что он пойдёт по стопам некоторых депутатов Государственной Думы, называя спортсменов, поехавших на Олипийские игры, предателями. И слава Богу, что пронесло.

***

В том, что против Меликова началась информационная война, сейчас сомневаться не приходится. Я не думаю, что из любви к искусству люди просто собирают все его бранные выражения в один видеофайл. Не думаю, что его монологи по поводу Сагидпаши Умаханова тоже разлились по вотсапам просто так. Но есть для Сергея Алимовича и хорошие новости: общество атомизированно как никогда, и большинству наших сограждан вообще нет дела до всех этих треволнений. Ну разве что это может быть интересно профессиональным сплетникам. И то не просто так, а на материальной основе.  Похоже, что началась борьба за  главную должность в республике и люди начали толкаться локтями изо всех сил. Однако, ситуация такова, что решение по этому вопросу принимает только один человек – Владимир Путин. А он с такими решениями обычно не торопится и человека освобождает от должности тогда, когда этого уже никто не ждёт. Вроде уже были события в аэропорту, потом события с расстрелом церкви и синагоги, но это никак не придвинуло президента к решению, которого ждут многие.

Чем запомнится правление Сергея Алимовича, я думаю, напишу уже после того, как новость о смене главы станет реальностью, но каких-то его личных фатальных промахов я не вижу. То, что Дагестан погружается в небывалый прежде уровень мракобесия – это следствие общего упадка образования и непропорционального внимания к спорту. Но это тенденция, наверное, с начала девяностых. Меликов делал всё, что мог в тех обстоятельствах, в которых находился. Иногда даже больше того, что мы от него ожидали. История с братьями Гасангусейновыми даёт ему в глазах простых граждан большой и жирный плюс. Местные руководители всегда недооценивали такие акты гуманизма, а зря. Даже такому деморализованному обществу, как наше, хотя бы время от времени нужна справедливость. Даже в самой страшной сказке нужно, чтобы хотя бы иногда добро побеждало. Меликов это чувствует.

***

Есть много признаков, которые говорят о том, что Сергея Меликова жизнь не готовила к этой должности. Он проходил через испытания властью, как умел. Для человека, который никогда прежде подобные задачи не решал, он сделал всё что мог. Наверное, со временем откроются архивы, и мы узнаем о том, как принимались те или иные решения. Может быть, подтвердятся слухи о коррупции, или наоборот – будут опровергнуты. Может быть, мы увидим, что гроздья будущих бед зарождались именно сейчас, а может быть наоборот, он отодвинул нас от края пропасти. В любом случае набираемся терпения и садимся на берег спокойной реки послушать тишину – в ожидании того, чего мы заслужили.