Львы и петухи
Один из дагестанских проповедников не понимает, почему наши сограждане оскорбляются на слово «петух». По его мнению, петухи более благородные животные, так как защищают своё семейство, нежели ленивые и бесполезные львы. Он призвал своих соплеменников быть петухами. На что один из пользователей социальных сетей ему написал: «На самом деле человеком нужно быть, а не искать модель поведения у тех или иных животных!»
Заур Газиев
Проповедник сказал то, что считал нужным. Он никого не оскорблял и не настаивал на том, что его точка зрения единственно верная. Человек просто предложил переосмыслить то, что с его точки зрения нелогично. Хотя, по большому счёту, когда речь идёт о символах, логика тут не всегда работает. Мы находимся в ареале русской культуры, где зоновская или тюремная интерпретация символов довольно устойчива. Конечно, со временем это меняется и будет меняться дальше, но сегодня мы имеем дело с культурой, где гомофобия является социальной нормой. Поэтому всё, что связано с символическим рядом, обозначающим представителей ЛГБТ, либо намекающим на это, всегда будет вызывать эмоциональную реакцию. Люди, желая оскорбить или принизить собеседника, могут назвать его представителем секс-меньшинств, и вовсе не обязательно, чтобы он действительно принадлежал к ним. Это форма оскорбления, и искать понятную нам логику в этом символизме не нужно. Её в настоящее время поймут только исследователи самого языка. Хотя я ещё помню времена, когда словом «петух» называли молодых ребят, которые дрались между собой. «Драчливые, как петушки», – говорила пожилая соседка по двору, возмущаясь по поводу местных драчунов. И никакого гомосексуального подтекста ей и в голову не приходило. Сейчас исследователи сказали, что она жила в другом информационном пузыре, нежели носители тюремной лексики. И это нужно принимать как данность, даже если вы с этим не согласны.
Для тех, кто держит курятник или разводит бойцовых петушков, ассоциативный ряд с альтернативной сексуальностью вообще не выстраивается. Петух – очень семейная птица. Он охраняет своих самочек и заботится о семье по мере своих сил. Особенно агрессивен он, когда видит представителей своего пола. Там будет драка, а вовсе не то, на что намекают те, кто вносит в понятие «петух» смысл, оскорбляющий другого человека. В этом плане львы, кстати, тоже не чужаки для своего прайда. Да, лев редко принимает участие в охоте, но он обеспечивает своему прайду территориальную защиту от других хищников или чужих львов-самцов. Свирепый вид, как символ брутальной мужественности, особенно ценен у нас в республике, где слово «хищник» с середины девяностых стало комплиментом.
***
И чтобы закончить с темой петуха, попробуем углубиться в историю этого термина. Журналист Александр Кучинский в своей работе «Тюремная энциклопедия» отмечал, что масть «петух» появилась в местах лишения свободы после 1961 года, когда советское руководство провело реформу в уголовно-исполнительной системе. Согласно её положениям, в структуре ГУЛАГа произошло разделение лагерей на пять режимов: общий, усиленный, строгий, особый и тюремный, больше известный как «крытый». В итоге малознакомые с тюремными понятиями первоходочники и малолетки, будучи изолированными от придерживавшихся определённых принципов жизни за решёткой рецидивистов, стали наказывать провинившихся через насильственное обращение его в пассивного гомосексуалиста. По мнению Валерия Абрамкина и Юрия Чижова, свою роль в разрастании касты «петухов» сыграл взрывной характер молодежи, которая в отсутствие старших находилась в состоянии постоянной конкуренции и установления своего главенствующего статуса. Кроме того, они не исключали, что обычай «опускать» заключенных придумали сами оперативные работники, для которых он стал «оружием в борьбе с отрицаловом» (заключёнными, мешавшими работе сотрудников исправительно-трудового учреждения или плохо влиявшими на других узников). Валерий Чалидзе, определял время появления «петухов» 30-40-ми годами, когда в тюрьмы стали сажать подростков с 12-ти лет, и которых, к тому же, принуждали к мужеложству. А Данил Корецкий, допускает, что значительный рост числа «петухов» в 1980-е годы связан с прекращением практики привлечения осужденных на работу сторонними организациями, где они имели возможность хотя бы украдкой встретиться с женщиной.
Почему петух? Однозначного ответа на вопрос, почему именно петух стал символом самого униженного тюремного сообщества, нет. По одной версии, это связано с привычкой данной птицы к горластому пению, а на уголовном жаргоне слово «петь» обозначает не что иное, как донос или стукачество начальству. Согласно другому варианту, всему виной английский жаргонизм «cock», который переводится на русский язык как «петух», но на родине употребляется еще и в значении детородного органа. Некоторые усматривают связь этого оскорбления с весьма презрительной ролью петуха в еврейском ритуале жертвоприношения «капарот», где на птицу переносят все индивидуальные грехи человека, а затем убивают её.
***
И в этом самом месте мне бы хотелось процитировать блогера Альберта Эседова: «В Сети разгораются споры вокруг того, что означает слово «петух» для дагестанцев. Один из представителей Муфтията на проповеди предложил вместо гордого нарицательного «лев», дагестанским мужчинам именоваться петухами. Вроде как у нас в горах испокон веков было именно так. Причем, мужчина в тюбетейке (говорят, проповедник) попытался привести какой-то пример для обоснования на своем языке, перевода не понял, да и он сам как-то непонятно перевёл своей аудитории, что была на проповеди. Возражений из зала не было, а вот видео приобретает широкую популярность и провоцирует обсуждения и споры. Вероятно, что многие интерпретировали предложенное пЕтух (птица) как пИтух, которое и на жаргонном тюремном, и на древнем русском, имеет значение не почетных граждан. Проповедник своим предложением, очевидно, как сейчас стало модно говорить, «зашёл не в ту дверь». Попавших под влияние арабских «львов», сложно призвать к своим исконным номинациям, и уж, тем более, вряд ли – петухами и баранами это нужно делать.
Как по мне, и я об этом не раз писал – как так получилось, что издревле называвшие себя орлами вдруг в отряд кошачьих переметнулись, и вообще оказались какими-то тиграми и львами? Да ещё теперь и петухами. А так, самое главное при всём этом зверинце – людьми не забывать оставаться».
***
Надо сказать, что проповедник поднявший эту тему, очень смелый человек. Он попробовал изменить ту несправедливость, которую он увидел. И при этом, он не мог не понимать через какое море критики и оскорблений ему предстоит пройти. В сказке про новое платье короля после фразы «А король-то голый!» все сразу прозревают и видят, что, на самом деле, портные занимались газлайтингом. В сказке все сразу говорят, что король без одежды. Однако в реальной жизни всё совсем по-другому. Люди набросились бы на того, кто сказал, что король голый с обвинениями в том, что они слепые или что у них нет вкуса. Приправили бы всё это обвинениями в работе на иностранную разведку и т.д.
Люди очень тяжело отказываются от своих заблуждений. А ещё они начинают ненавидеть тех, кто говорит им, что они ошибались, или раскрывает им глаза на привычные вещи. Люди никогда не меняют своих привычек или взглядов. Нам так удобнее. Мозг наш ленив. Если мы не заставляем его работать, то он готовит нам одну когнитивную ловушку за другой. По сути, каждый из нас живёт в тюрьме из своих психологических травм. И что самое обидное, мы убеждаем себя в том, что это и есть норма, что все так живут. Ну а если вдруг что-то идёт не так, как мы ждём, мы ищем в этом происки врагов и завистников. Ну или стараемся поднять на смех того, кто говорит вещи, которые нас не устраивают. К сожалению, такова природа людей, и с ней ничего не поделаешь.
***
Социальные нормы меняются только тогда, когда люди вдруг перестают считать это нормальным. Так же, наверное, дела обстоят и с образным рядом в языке. В какой момент мы начинаем понимать фразу «Мальчик в клубе склеил модель» совсем не так, как её понимали за двадцать лет до этого. Говорят, что жизнь сама расставляет многие вещи по местам. Да это так. Но происходит это только тогда, когда появляется кто-то, кто готов взять на себя эту трудную работу.
Добавить комментарий