SONY DSC

SONY DSC

В последний раз все вдруг вспомнили о том, что у Дагестана существует постпредство, пару лет назад, когда общественник Шамиль Хадулаев поднял вопрос о том, что там вообще происходит. Тогда выяснилось, что дагестанцы, работавшие там много лет, вдруг оказались изгнаны. Возможно, они не работали на должном уровне, а может новое начальство не устраивало то, как они выполняли свою работу, но тогда подобное массовое изгнание стало большой неожиданностью. И вот снова. На этот раз возмутителем спокойствия стал доктор Магомед Абдулхабиров.

Заур Газиев

Однако начнём со скандала двухлетней давности. «Председатель координационного совета НКО РД Шамиль Хадулаев в своем Телеграм-канале подтверждает, что в постоянном представительстве республики при Президенте РФ после назначения Владислава Толстюка происходит выдавливание дагестанцев, а все должности и советы при постпредстве планомерно занимают лица, которые к Дагестану никакого отношения не имеют. Напомним, что Толстюк был назначен руководителем постпредства при главе государства в октябре 2021 года. И тогда в Дагестане задавались вопросом, а кто такой этот Толстюк, чем он отличился в трудовой биографии, чем он, собственно будет полезен нашей республике и дагестанцам? Вернее, вопросы стали возникать ещё раньше, когда за несколько месяцев до этого было увеличено финансирование и раздуты штаты дагестанского постпредства – для кого и для чего? Для кого особенного удаляли в депутаты Госдумы из постпредства того же Джамалудина Гасанова. Для Толстюка?!

Так, кто такой этот Толстюк? Многие и до сих пор не знают. В коротком сообщении пресс-службы Администрации главы республики при его назначении была следующая информация: до назначения на такую значимую должность он числился общественным помощником главы республики Сергея Меликова. До этого Толстюк был помощником некоего сенатора (фамилия сенатора не называлась и тогда, и сейчас) по работе в Совете Федерации. И там тоже он работал на общественных началах. Чем жил общественный помощник так и осталось тайной.

За время нахождения в новой должности Толстюк, по сути, ничем особенным и не обозначился, а, кроме того, не отреагировал ни на одно значимое событие. Вспомним хотя бы резонансные события с участием дагестанцев в конце 2021 года. Помнится, однажды он всё-таки выступил с заявлением о том, что планирует заняться адаптацией дагестанских студентов в Москве. И вот за полгода после этого заявления, информации хотя бы о количестве адаптированных к столице россиян мы не увидели.

Была также предпринята попытка развить культуру Дагестана. Правда, вопросы развития культуры Дагестана Толстюк обсудил с продюсером Иосифом Пригожиным и его супругой – певицей Валерией. А мог ведь в обоих случаях честно написать: встретился со студентами в постпредстве для галочки, а с Пригожиным чай попил…

Несколько месяцев назад дагестанские телеграм-каналы уже возмущались по поводу увольнения заместителя постпреда республики при Президенте России, который оказался племянником самого Расула Гамзатова – Гамзата Гаджиевича. Нет, я не утверждаю, что должны быть неприкасаемые, коих за знаменитое родство нельзя увольнять. Но даже то увольнение произошло как-то показательно-демонстративно – уволен в день 65-летия. И ещё примечательно то, что на место Гамзатова был назначен генерал Росгвардии Гетманов. И сейчас, судя по информации, появившейся в социальных сетях и мессенджерах, дагестанцев в постпредстве будут менять отставными сотрудниками Росгвардии.

***

Далее в этом тексте шло перечисление тех, кого уволил Толстюк:

  1. Гамзатов Г.Г. – первый заместитель постпреда, уволен (сын академика РАН Гаджи Гамзатова и родной племянник Расула Гамзатова);
  2. Кажлаев Г.М. – заместитель постпреда, отправлен в шестимесячный отпуск (сын Мурада Кажлаева);
  3. Портнягина О.И. – начальник отдела, уволена;
  4. Ибрагимов О.К. – начальник отдела, уволен;
  5. Амирханов М.К. – начальник отдела, уволен;
  6. Джангишиев Г.Г. – начальник отдела, уволен;
  7. Исмаилова М.Ш. – главный специалист, уволена;
  8. Юсупов Н.А. – главный специалист, уволен;
  9. Байрамов Р.Б. – главный специалист, уволен;
  10. Иманалиева З.Г. – главный специалист, уволена;
  11. Талханов В. – главный специалист, уволен;
  12. Хачлаев С.И. – главный специалист по контракту, уволен.

***

Тогда эта история ничем не закончилась – люди повозмущались и забыли. Кто-то даже начал задавать вопросы о том, зачем вообще нужно Дагестану постпредство.

Вроде всё шло своим чередом. И вот появляется письмо доктора Магомеда Абдулхабирова. Критическое выступление которого в адрес дагестанского постпредства при Президенте РФ распространяется на различных сайтах. Учитывая, что знаменитый доктор никогда не произносит пустых и безответственных слов, то редакция решила связаться с ним для выяснения причины его выступления.

«Ещё недавно я полагал, что Китай захлестнёт голод, но китайское руководство оказалось мудрым и провозгласило лозунг: «Где бы ни жил китаец, он гражданин Китая!» И все китайцы по всему миру, а их много миллионов, сочли для себя моральным долгом быть полезными Китаю. Сейчас самая развивающая экономика в мире – это китайская. Китай восхищает и притягивает.

Когда я создавал Московский центр культуры вместе с друзьями, то мы тоже объявили себе, что «каждый дагестанец – посол Дагестана!» Московские дагестанцы объединились и много доброго сделали для Москвы и Дагестана. Позже, когда знаменитый генерал Гаджи-Курбан Шайдаев добился у Юрия Лужкова красивого здания для постпредства Дагестана, московские дагестанцы бесплатно принимали участие в ремонте этого старинного здания в центре Москвы. И на открытии постпредства Гаджи-Курбан Гаджиевич торжественно заявил, что «дагестанское постпредство – это дом для всех дагестанцев». Это были не пустые слова. При последующих постпредах (Гаджи Гамзаев, Юрий Левицкий, Рамазан Мамедов, Гаджи Махачев, Александр Ермошкин, Изумруд Мугутдинова, Джамалудин Гасанов) этот постулат только приобретал разнообразие, практическую насыщенность и масштабность. Выставки книг, народных изделий и работ художников, вечера музыкантов и артистов, встречи с выдающимися учеными, ветеранами Великой Отечественной войны, медиками и учителями, молодежью и писателями стали традиционными. В постпредстве работали высокопрофессиональные сотрудники. В постпредстве круглосуточно функционировал дежурный телефон, куда по своим проблемам звонили дагестанцы при возникновения трудных ситуаций. Иногда дагестанцы оказывались и среди правонарушителей. Постпредство уточняло произошедшее, оказывая им бесплатную юридическую помощь. Особое внимание постпредство оказывало студентам и сиротам.

Трудоустройство дагестанцев, оказание адвокатской и медицинской помощи бесплатно, оказание материальной помощи даже за счет личной зарплаты обездоленным (я это видел). Дагестанцы могли свободно посещать постпредство, которое стало реально родным многим и многим. Помнится, во времена вторжения бандформирований в Дагестан из Чечни в августе-сентябре 1999 года, постпредство стало Оперативным штабом по оказанию помощи Дагестану и дагестанцам. Большую помощь им оказывали московские дагестанцы, москвичи и сам Юрий Лужков.

Авторитет дагестанского представительства в Москве был заслуженно высоким. Была здесь также традиция проводить встречи руководителей Дагестана в огромных залах со всеми московскими дагестанцами для публичного общения.

И вдруг всё кардинально изменилось после назначения Главой Дагестана Сергеем Меликовым на должность постпреда своего знакомого Владислава Толстюка, не имеющего никакого отношения к Дагестану, да и не знающего нашу республику. Хотя в Москве находится много блистательных деятелей из числа столичных дагестанцев, которых можно было бы назначить на этот пост. После этого назначения из постпредства вынудили уйти дагестанцев-специалистов высочайшего класса, а на их место подобрали не дагестанцев, расширили штаты, резко повысили им зарплату.

Удивляет молчание депутатов НС РД, ОП РД, политических партий и общественности с этой кадровой чехардой в постпредстве. За какие такие заслуги перед Дагестаном В. Толстюк стал полномочным послом республики в Москве? Надо бы публично объяснить! Такого глумления над постпредством и своей республикой не позволят НИКОГДА ни Чечня, ни Татарстан, ни Башкирия… Выходит, что всякому дозволено глумиться над Дагестаном и дагестанцами. Что-то важное и значимое потеряли дагестанцы. Над этим стоило бы очень серьезно задуматься…

В этом году День медицинского работника московско-дагестанские медики отмечали в кафе у Измайловского парка. Почему не в дагестанском постпредстве? Меня это сильно возмутило, и я выразил свой гнев в связи с таким отношением нынешнего постпредства к московским медикам. Я и не знал, что меня записывают, но я не отказываюсь от сказанного. Более того, сказал бы более жестко, ибо было проявлено непростительное пренебрежение к дагестанцам после назначения послом нашей республики в Москве человека, не имеющего НИКАКОГО отношения к Дагестану. Нельзя с таким неуважением относиться к Дагестану и дагестанцам. При возможности прошу донести это до Сергея Алимовича. А дагестанцам стоило бы соответствовать своей великой истории и героической генетике. А может зачахла в нас генетика достоинства?» – говорится в конце того письма.

***

Для чего нужно постпредство Дагестана в Москве, наверное, вопрос отдельный. Но если уж оно существует, и на него выделяются деньги, может, хорошо было бы, чтобы оно работало на интересы республики, а не просто было бы рабочим местом для хорошего парня, который хочет чистую работу в Москве? Если врачи-дагестанцы, работающие в Москве, не имеют возможности встретиться на территории постпредства Дагестана, может с этим учреждением что-то не так? К сожалению, мы не знаем, что на всё это отвечает господин Толстюк, но было бы интересно услышать. Может окажется, что Хадулаев или доктор Абдулхабиров погорячились с выводами. Пока мы слышим только одну сторону. Если правда то, что говорят о постпредстве, то дела совсем плохи. Это примерно то же самое, как Ян Иванов в Общественной палате Дагестана. Люди должны заслуживать место, на которое они стремятся.

В любом случае, давайте продолжим наблюдать, а то мы – дагестанцы считаем себя страшно склонными к коррупционным отношениям. Может не мы одни такие.