Фото к тексту_1_www.nac.gov.ru Фото к тексту_2_www.nac.gov.ru

На момент написания этого текста мы много чего не знаем. К примеру, сколько точно было террористов, нападавших на церкви и синагоги. Нам непонятно, кто на самом деле стоял за терактом. У меня нет ясности, почему вдруг это случилось именно сейчас, и какие аргументы использовались для того, чтобы убедить террористов совершить эти зверства. Ещё одна удивительная подробность – это ведь дети из хорошей семьи. Чего им не хватало? Кто им так загадил мозги, что они решились на это… При этом мы не услышали требований террористов и объяснения, чего они добивались своими действиями. Они просто устроили резню.

Заур Газиев

Но, впрочем, давайте обо всём по порядку. Воскресным вечером 23 июня в нашей республике был совершен двойной теракт. Первые сообщения о нападении вооруженных людей стали появляться в воскресенье около 18:00 вечера. Террористы одновременно атаковали Махачкалу и Дербент. Чуть позже появится информация о перестрелке в Избербаше и Сергокале. Судя по всему, главными целями боевиков стали два православных храма, синагога и пост ДПС. Террористы разделились на две группы – трое атаковали Махачкалу, два боевика – Дербент.

Теракт был тщательно продуман, преступники действовали сообща и почти синхронно в двух городах Дагестана. В столице Дагестана боевики передвигались сначала на старой «семерке». Они остановились у наряда ГАИ и начали стрелять. Бандиты подъехали, вышли в двух бронежилетах с автоматами, открыли огонь по сотрудникам полиции, которые дежурили на площади. На кадрах видно, как боевики угоняют автомобиль. Они остановили проезжавшую мимо машину и отобрали ключи. На кадрах также видно, как террористы втроем садятся в легковушку и едут дальше в сторону церкви. Выстрелы прозвучали и на одном из городских пляжей. Отдыхающие в панике стали бежать.

***

В Дербенте боевики с автоматическим оружием напали на православный храм Покрова Пресвятой Богородицы на улице Ленина. В момент нападения в церкви шла служба в честь праздника Святой Троицы – там находились около 40 прихожан.

Новости разлетелись по социальным сетям. По словам очевидцев, боевики ворвались внутрь, расстреляли охранника Михаила, который был вооружен лишь газовым пистолетом, а затем накинулись с ножом на 66-летнего настоятеля, протоирея Николая Котельникова. Священнику перерезали горло. Убитый в Дербенте священник Николай Котельников служил в храме 40 лет. У него осталось трое детей и шестеро внуков.

Еще одной целью боевиков в Дербенте стала местная синагога: ее подожгли и огонь стремительно охватил все здание. Примерно в то же время в Махачкале был атакован пост ДПС на улице Ермошкина – один полицейский погиб, еще шестеро получили ранения.

***

После этого полицейские в Дербенте и Махачкале приступили к поиску и ликвидации боевиков. А между тем в Махачкалинской церкви тоже было неспокойно. Один из телеграм-каналов сообщил, что в православном храме в Махачкале «закрыты» 40 заложников. МВД по Дагестану не подтвердило информацию о заложниках, заявив, что в церкви «закрылись» 19 человек «с целью собственной безопасности». Священник церкви в Махачкале, где от террористов «закрылись» 19 человек, записал внутри видео как раз в тот момент, когда рядом находились боевики. Позже людей вывели из храма, их жизни больше ничего не угрожало.

В дальнейшем силовики оцепили территорию Успенского собора в Махачкале. Видны были языки пламени и густой дым. Полыхало соседнее здание. Чуть позже выяснится, что пострадал просветительский центр и пекарня. Храм внутри не пострадал.

***

То, что началось после того, как главные участники были застрелены, для меня загадка. Начался активный отлов участников теракта. Двух поймали и обезвредили на пляже «Берёзка». Был объявлен план «Перехват» и выезды из Махачкалы оказались перекрытыми. Более того, большая часть магазинов в центре оказались закрытыми. Не думаю, что сейчас, когда вся Махачкала занавешена камерами видеонаблюдения, будет проблемой разобраться, кто же именно был участником теракта.

***

Ещё одним поводом для шока стало то, что двое убитых боевиков – оказались сыновьями главы Сергокалинского района Дагестана Магомеда Омарова. Кроме того, один из нападавших оказался его племянником. В ходе нападения они оказали ожесточенное сопротивление и несколько часов вели перестрелку с полицейскими. Ради какой идеи они пошли на это – мне непонятно. Раньше, когда мы узнавали, что смертник был из бедной семьи, мы понимали, что он ушел в лес из-за денег, а чего не хватало этим людям – для меня загадка. Очевидным становится то, что как их поступок отразится на их пожилом отце, им было глубоко безразлично.

Я много лет знал Магомеда Омарова как благородного человека. Магомеду Омарову 64 года, он родился в селении Сергокала Сергокалинского района. Женат. У него кроме этих двух – ещё шесть сыновей. Сергокалинский район возглавлял он 14 лет. Ранее работал в банковских структурах и даже получил звание Заслуженный экономист Республики Дагестан. Также был депутатом дагестанского парламента.

Последние годы он активно вел социальные сети. Магомед публиковал достаточно много постов в своем Telegram-канале. Однако в последние дни там было затишье. Последний пост вышел 16 июня с поздравлением по случаю Дня медицинского работника. С сыновьями, которые участвовали в этой группе, он не общался последние несколько лет. Знать о том, что они готовят теракт, их отец не мог. После того, как стало известно о произошедшем, Магомеда Омарова сразу же отвезли на допрос. В этот же вечер он подал в отставку с поста главы Сергокалинского района. Также стало известно, что он был исключен и из рядов «Единой России».

Много лет назад я делал с этим человеком интервью, и он мне показался компетентным специалистом. Тот ад, в который погрузили его дети, сейчас трудно передать словами. При том, что его сыновья и племянник ни в чём не нуждались, для них были открыты все двери. Хотя о двух убитых говорят, что смолоду они общались со сверстниками-мажорами и были проблемными, но, когда они повзрослели, то все подумали, что они остепенились.

Одним из террористов, которого уничтожили силовики Дагестана, оказался боец ММА Гаджимурад Кагиров. Его двоюродный дядя – бывший мэр Махачкалы Муса Мусаев. Этот парень тоже вроде бы ни в чём не нуждался. Мог быть вполне успешным спортсменом. Зачем ему всё это? Кто ему так промыл мозги, скорее всего, выяснят только правоохранительные органы.

***

Власти Дагестана создали Оперативный штаб после стрельбы в Махачкале и Дербенте. В республике 23 июня был введен режим контртеррористической операции (КТО). В Национальном антитеррористическом комитете сообщили о ликвидации пяти боевиков: двоих в Дербенте, троих – в Махачкале. Позднее МВД по Дагестану сообщило о стрельбе в селе Сергокала. Там неизвестные открыли огонь по машине с сотрудниками полиции. Утром понедельника, 24 июня, НАК заявил о завершении контртеррористической операции в Махачкале и Дербенте. Жертвами нападавших стали 17 правоохранителей и четыре местных жителя. В Дагестане был объявлен трехдневный траур.

***

Все говорят, что такой дерзкой вылазки террористов в Дагестане не было последние лет десять. В последний раз нападение на церковь в Дагестане было в Кизляре в 2018 году. И это сильно подзабылось. Хотя экстремистская пропаганда в социальных сетях не останавливалась ни на одну минуту. Скверное качество среднего светского образования, агрессивная религиозная пропаганда, пропаганда нетерпимости и неуважения к другим религиям и к светскому образу жизни – в конечном итоге привели к тому, что выросло целое поколение – ненавидящее всё, что связано со светским образом жизни. Прибавьте к этому двух глав республики, которые практически не знали, что такое Дагестан и как его удерживать во вменяемом состоянии. Про бюджеты на борьбу с терроризмом в области идеологии – это вообще слёзы. Про катастрофическое падение авторитета Муфтията я писал много раз. Молодые люди к ним просто не идут. Они ищут проводников в вере в каких-то других местах… Прибавьте к этому безнаказанность тех, кто громил прошлой осенью аэропорт, и вы увидите, насколько сошлись все звёзды.

Самой большой ошибкой сейчас было бы искать заказчиков на Украине или на Западе. Я считаю, что нужно искать причины, по которым люди оказываются в рядах террористов, и бороться с этими причинами. И здесь упрёк не к силовикам – у них своя функция, а к тем, кто отвечает за финансирование идеологического блока. Но это уже другая, полная слёз песня…

***

Самым страшным моментом минувшего воскресенья было фото убитого полицейского, рядом с телом которого лежал телефон, на который бесконечно звонил номер, обозначенный как «мама». Мои соболезнования всем матерям и отцам, потерявшим в этом теракте своих детей… Скорбим вместе с вами…