Фото к тексту_www.south.vedomosti.ru

Это становится недоброй июньской традицией, когда прекрасный город Ростов оказывается местом событий, которые держат в напряжении половину России. При том, что ни прошлогоднего пригожинского мятежа, ни нынешнего захвата заложников в СИЗО, никто не ожидал. Как подобное могло случиться в СИЗО, каждый из которых защищен покруче чем Форт Нокс, расскажут специалисты, а мы пока попробуем восстановить цепочку событий и соответственно озвучивать вопросы, возникающие по этому поводу.

Заур Газиев

Шесть заключённых, выбив оконную решетку в своей камере, проникают в дежурную часть, где берут в заложники сотрудников следственного изолятора. Становится известно, что среди этих лиц находятся несколько осуждённых по статьям о терроризме. В заложники взяты начальник оперативного управления подполковник Александр Богма и младший инспектор дежурной службы СИЗО Виктор Кончаков. По социальным сетям и мессенджерам сразу разлетается ролик, где бандит озвучивает свои требования, находясь рядом с молодым сотрудником изолятора, у которого связаны за спиной руки.

Судя по всему, террористический акт долго готовился боевиками. Террористы заранее ослабили решетку на окне в своей камеры, и когда сочли удобным, выбили её. Затем выбрались во двор. Террористы ожидали в СИЗО суда, который их в дальнейшем бы распределил в тюрьму. Задержаны они были в 2022 году, когда собирались взорвать Верховный суд Карачаево-Черкеской Республики. Но сотрудники ФСБ задержали их и отправили ожидать своего суда.

На видеоролике из ростовского СИЗО они показали свои лица, и по сути были готовы к самому худшему развитию событий. Одно из первых признаний – это сообщение о принадлежности к запрещённому на территории Российской Федерации «Исламскому государству». На кадрах, снятых внутри изолятора, преступники уверяют, что мстят за «братьев», которых незаконно сажают. Они сидят на фоне сотрудников СИЗО с рациями и ножами. Заложников заставили сказать на камеру «о своих ощущениях». Один из заложников сказал, что «люди серьёзно настроены».

Позже было опубликовано ещё одно видео, где террористы стоят с чёрным флагом и говорят, что на это их «вдохновил Аллах». «Мы поставили этим кафирам условия. Эту группу подготовил сам Аллах!» – заявил один из террористов. Откуда у боевиков в СИЗО террористический флаг и ножи – вопрос, который на данный момент остается без ответа. Отдельно обращает на себя внимание наличие у них игиловской символики (террористическая организация, запрещенная на территории Российской Федерации). Они сообщают, что потребовали себе машину, чтобы на ней уехать из тюрьмы. В этом случае они готовы, по их словам, отпустить заложников.

Вскоре становится известно, что в сторону СИЗО выдвинулся ОМОН. При этом сообщается, что переговоры уже ведутся. Внутри СИЗО-1 города Ростова вроде как работает переговорная группа. Их пытаются убедить сдаться и отпустить заложников, но пока безрезультатно. На территории изолятора, где они находились, у них нет доступа в оружейную комнату и возможности для свободного передвижения по учреждению. Вскоре стали слышны взрывы.

***

А между тем появляются сообщения, что захватившие в заложники сотрудников СИЗО-1 террористы пытаются проникнуть к хранилищу, где находится боевое оружие сотрудников. Однако, террористы не смогут попасть в оружейку СИЗО. Все входы и выходы на участок, захваченный бандитами, блокированы. Известно, что преступники вооружены ножами, заточками, пожарными топорами и резиновыми дубинками. Они долго удерживали в заложниках двух сотрудников УФСИН и требовали обеспечить им свободу, чтобы получить возможность улететь из страны.

Ниже мы приводим имена всех арестованных террористов и статьи Уголовного кодекса, за которые они были помещены в СИЗО и должны были ответить в суде:

1) Сайпудинов М. (статья 161 часть 2 пункты а, г, статья 162 УК РФ);

2) Цицкиев А. (часть 2 статьи 205 УК РФ);

3) Камнеев Д. (часть 2 статьи 288.2 УК РФ);

4) Гиреев Т. (часть 2 статьи 205.5 УК РФ);

5) Акиев Ш. (часть 2 статьи 205.5 УК РФ);

6) Гандалоев М. (статья 222.1 УК РФ).

***

При этом в социальных сетях все чаще стал задавать один из главных вопросов.

– «Как получилось, что они оказались вместе в одной камере в СИЗО (получив уже уголовный срок по суду) и с неприспособленной к службе охраной? Если эти молодые пацаны смело ходят по открытой со всех сторон территории, то где снайперы, которые их должны синхронно снять в одну секунду? Про слабую решетку в камере, и почему у них целые ручки-ножки, уже и не спрашиваю».

– «Ни капли удивления. Сотрудники СИЗО поплатились за свою продажность. Другим урок будет. Работал в ФСИН и единственный вопрос, который возникает у меня сейчас, почему такого не случилось раньше».

– «Ну из личного опыта могу точно сказать, чтобы попасть в дежурку, надо выбить не только дверь камеры, но и остальные решетки на пути туда. И их там – немало. А это очень трудно. И скорее всего, СИЗО было на «черном» ходу. Люди, которые там были, поймут, что это. И если это так, то у них была возможность попасть туда, не выбивая ни одной двери и решётки. Опять же, люди, которые там были, знают, как это могло быть возможным. Скорее всего, им кто-то помогал».

По данным правоохранительных органов, арестанты, захватившие заложников в СИЗО Ростова-на-Дону, содержались в разных камерах, но между ними была связь. Преступление могло готовиться несколько месяцев – следователи проверят версию о том, что действия захватчиков координировались извне. А между тем, входы и выходы к террористам оказались заблокированными.

***

Переговоры с боевиками, в которых участвовал и имам Духовного управления мусульман Ростовской области Мухаммед Бакмаев, к успеху не привели. Спецназ начал штурм ростовского изолятора. На территории СИЗО-1 Ростова часто были слышны хлопки светошумовых гранат и автоматная очередь. Силовики открыли огонь на поражение, ликвидировав преступников буквально за три минуты. Сотрудники ФСИН, находившиеся в заложниках, освобождены, они практически не пострадали. Никто из посторонних людей также не пострадал.

Теперь правоохранителям предстоит разобраться в деталях произошедшего и установить, как боевики смогли реализовать свои планы. Следственный комитет России возбудил уголовное дело, правоохранители ведут расследование по статье 206 Уголовного кодекса РФ («Захват заложников»).

Отметим, что вся операция продлилась около трех минут: в ходе нее все шестеро злоумышленников были ликвидированы. После завершения операции на территорию СИЗО пропустили медиков: туда заехали две кареты «Скорой помощи», однако раненые скончались до приезда медиков.

И снова скажем, что дерзкое преступление, судя по всему, готовилось в течение долгого времени, в этом наверняка участвовали сообщники боевиков. Возникают вопросы: кто курировал их за пределами СИЗО, а также не было ли «помощников» в изоляторе? Ведь преступникам удалось вооружиться, получить символику запрещённой террористической организации – и всё это в условиях круглосуточного наблюдения.

Арестанты находились в разных камерах, но между ними длительное время, вероятно, не меньше месяца, была связь. Как им удалось ослабить решётку и откуда у них смартфоны – на эти вопросы предстоит ответить следствию. Сразу после этого у родственников преступников прошли обыски.

***

Сотрудники службы охраны отвечают за изоляцию обвиняемых, подозреваемых и осужденных, содержащихся в следственном изоляторе. Они не позволяют им сбежать и никому извне не дают помочь им в этом. Они должны быть готовы к стрессовым ситуациям и нагрузкам, обладать хорошими интеллектуальными и физическими способностями. Но самое важное – они должны быть бдительными и неподкупными», – это цитата из материала о ростовском СИЗО-1, который, по злой иронии, вышел буквально несколько дней назад, а точнее 10 июня. В нем говорилось, что служба охраны в этом СИЗО вот уже на протяжении нескольких лет признается лучшей среди всех следственных изоляторов Ростовской области. А за день до захвата здесь же снимали документальный фильм. Съемочная группа в составе 50 (!) человек передвигалась по территории изолятора. И ничего не предвещало трагических событий.

К слову о СИЗО, которое по-своему уникальное. Ему – 255 лет! Изолятор большой, там много проблем, особенно связанных с медициной. Как оказалось, в СИЗО-1 слишком много арестантов. Там содержится больше 300 «лишних» заключенных. Во многом такая ситуация объясняется тем, что регион приграничный, тут находится окружной военный суд, рассматривающий множество «террористических» дел. Так что, смело можно сказать, что большинство террористов ожидают суда именно в Ростовской области. Из-за этого тут и образуется перелимит. И всё это на фоне нехватки сотрудников. Желающих идти работать в СИЗО, где сотни террористов, немного, особенно с учетом низкой зарплаты.

В завершении скажем, что помимо мужчин, в СИЗО-1 содержатся женщины и подростки. Последних около 40 человек. Женщины и несовершеннолетние находятся в отдельном корпусе.